Внеклассное мероприятие в начальной школе "Прощание с Русской Азбукой"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Образовательная – закрепить в сознании детей все изученные буквы и звуки; формировать стремление как можно лучше освоить навыки чтения, стать активным читателем; прививать такие навыки как любознательность, стремление к познанию нового.
  2. Развивающая – развивать у детей сообразительность, способность работать в коллективе; речь, умение быстро и четко формулировать свой ответ и делать выводы.
  3. Воспитательная – воспитывать умение выслушивать своего товарища, культуру поведения, такое качество личности, как сознательность.

(звучит детская песня)

Ведущий:

Ребята, мы сегодня собрались в этом зале, что бы порадовать всех своими знаниями, которые мы получили за время обучения. Мы можем с уверенностью сказать, что умеем уже многое делать: читать, писать, красиво говорить, знаем многих авторов, сказки, рассказы, стихотворения, одним словом, мы прошли всю букварную науку. И сегодня можем сказать: «До свидания, Азбука!». (хором)

Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый учебный день – 1 сентября.

Первоклассник:

Если сад цветами запестрел,
В поле колос налился пшеничный,
В огороде урожай поспел –
Значит праздник близится отличный.
Надеваю брюки и жилет
От волнения сердечко ноет,
Мама приготовила букет –
Подарю учительнице в школе.

3-й ученик:

Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы буквари свои раскрыли,
Раскрыли школьную тетрадь.

1-й ученик:

Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.

4-й ученик:

Теперь мы знаем буквы,
Умеем говорить, считать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

2-й ученик:

Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.

5-й ученик:

Вот Азбука -
Начало всех наук,
Ведь слова рождаются из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.

Ведущий:

К нам спешит героиня нашего праздника. Как вы думаете кто? (АЗБУКА)

Русская Азбука:

Ждет с волнением
И девчонок и мальчишек
Книга скромная – Русская Азбука.
Среди ярких толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.

(обращается к первокласснику):

Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.

Первоклассник (недовольно отвернувшись):

И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.

Азбука:

Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь –
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь –
Подключаться – толку нет:
Насмешишь весь белый свет!

Первоклассник (возмущенно):

Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.

Азбука (показывает на вошедшую букву Р):  Эту тоже?

Первоклассник:

Ну а как же?!
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «Р»

Буква «Р»:

Я не [рэ], не [рэ], не [рэ],
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдешь в «горах»,
«Тундре», «речка», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным,
Например.
Мое имя – буква [эр].

Первоклассник (смущенно):

Извините, я не знал,
Но я правильно читал…

Буква «Р» уходит.

Азбука: Я пришла к вам в гости не одна. Со мной 33 богатыря.

- Кто же пришел со мной вместе?

Все вместе: Буквы!

Азбука: а сейчас мы послушаем стихи, которые вы о них учили

(дети читают стихи, показывая рисунки «На что похожи буквы»)

«А»

Буква «А», буква «А» –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света:
«А» похожа на ракету.

«Б»

Буква «Б» проснулась рано.
Буква «Б» – бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.

«В»

Словно букву «В» Алена
Держит трубку телефона.

«Г»

«Г» – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу и в кочергу
Превратить я «Г» смогу.

«Д»

Вот стоит, дымок пуская,
Буква «Д» – труба печная.

«Е»

На дворе - какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Буква «Е» зато осталась.

«Ё»

«Е»- «Ё» – родные сестры.
Различить сестер непросто,
Но у буквы «Е» две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

«Ж»

Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратится в букву «Ж».

«З»

«З»- не просто завитушка,
«З»- пружина, крендель, стружка.

«И»

На калитку посмотри,
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Стал на «Ц» похожим стул.

«Ч»

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

«Ш»

На что похожа буква «Ш»?
На зубья этого ковша.

«Щ»

Буква «Щ» поможет нам
Чистить зубы по утрам.

«Ъ»

Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться.

«Ы»

Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква «Ы»,
Все ее мы знать должны.

«К»

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К.

«Л»

Алфавит продолжит наш
Буква «Л» - лесной шалаш.

«М»

Взявшись за руки, мы встали
И на «М» похожи стали.

«Н»

Там я букву «Н» найду,
Где гамак висит в саду.

«О»

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква «О».

«П»

На хоккее, на футболе
Буква «П» - ворота в поле.

«Р»

Буква «Р» - на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.

«С»

Полумесяц в небе темном
Буквой «С» повис над домом.

«Т»

Молоток стучит: «Тук-тук,
Букве «Т» я старый друг».

«У»

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву «У».

«Ф»

Все мы знаем без подсказки:
Буква «Ф», как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.

«Х»

Буква Х все ходит, ходит,
Места словно не находит.

«Ц»

Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,

«Ь»

Буква «Р» перевернулась -
Мягким знаком обернулась

«Э»

Над полями в синеве
Пролетала буква «Э».
Эта ласточка весной
Возвращается домой.

«Ю»

На арене укротитель,
Грозных тигров повелитель,
Он, как буква «Ю», с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.

«Я»

И сказала буква «Я»:
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит-
Гол! Закончен алфавит».

Под музыку буквы уходят.

Ведущий: Тогда споем нашу любимую песню про «Азбуку»

Дети поют песню «Азбука».

Ведущий: Азбука – это старшая сестра Букваря. А вы знаете, почему назвали Азбукой? Мы привыкли называть буквы а, [бэ, вэ, ….] А раньше букву «А» -называли [аз], «Б» - [Буки,] «В» – [Веди],… Так и получилось название «Аз + Буки» – Азбука.

(чтение рассказа о буквах из азбуки)
Генри Сапгир «О старых букварях»

Ведущий: (слышится стук в дверь)(появляются Незнайка и Буратино),

Незнайка: Друзья, а о нас вы не забыли? Мы тоже вместе с вами шагали по страницам « Азбуки» и тоже приготовили для вас интересные конкурсы.

Буратино: (огорченно): Я нес для вас слова, но вот беда: по дороге я упал и все слова рассыпались.

Ведущий: Для участия в конкурсе приглашаются от каждого класса по 3 человека. Вам нужно составить 4 слова используя слог, которые находятся в конверте. Задание понятно? Приступайте.

1-я команда:

РО ТА ЧУ ЩА СВЕ КРИ ЩУ ЧА (роща, свеча, кричу)

2-я команда:

ТУ КРУ ЧУ ПИ ЩУ ЧА КА ЩА (туча, пища, круча, шутка)

3-я команда:

УГО ЧУ ЧА КУ ЧА МОЛ ЩУ ЩА (угощу, чаща, куча, молчу)

Буратино: Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. А на какие правила я принес вам слова?

В сочетаниях ЧА и ЩА пишем только букву «А»!

Буратино: А, это мои помощники, они напомнят вам еще одно правило,

(четверо ребят – буквы Ж, И, Ш, И, - построились «паровозиком», выходят на сцену)

Буквы: (развернулись, встали): ЖИ – ШИ, ЖИ – ШИ с буквой «И» всегда пиши.

Буква «Ж»: Звуки [Ж, Ш] звучат всегда очень твердо.

Буква «И»: Мягкость «И» обозначать брались очень многие.

Буква «Ш»: Пробовала буква Е, но не вышло у нее.

Буква «И»: Даже сам Мягкий Знак не смягчил ее ни как.

Вторая буква «И»: Отказались все от них кроме доброй буквы И.

Обе буквы «И»: Как услышишь [ЖИ и ШИ]– Букву «И» ты в них пиши.

Буквы встают «паровозиком» уходят со словами: « ЖИ и ШИ, ЖИ и ШИ с буквой «И» всегда пиши.

Незнайка: Надеюсь, вы, друзья не забыли, как мы с Буратино любим, отгадывать загадки?

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла буква- озорница,
Очень странные дела начали твориться.
Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке появился гол.
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.
Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме:
-Там ползет зеленый лук
с длинными усами.
На остров налетел ураган.
На пальме остался последний баран.
 

Ребята, поставьте буквы на свои места!

Выступление детского ансамбля.

Азбука:

Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …(«А»)
Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?
Эта буква так кругла-
Укатиться бы могла.
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра три….
Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
 

Азбука:

Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеете дружно работать с другими ребятами.

Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами мои друзья – сказочные герои. На память о сегодняшнем дне мне хочется вручить вам удостоверения- тетради, в них вы можете решать, считать и писать, а главное получать новые знания.

До свидания, ребята!

Дети: До свидания! До свидания!

На сцену выходят дети и читают стихи:

В день осенний в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки (для всех подарок)
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.
Беру Букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс,
И дорогому букварю я говорю:
« Благодарю! Ты книга – первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книги я могу прочесть».
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
« Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо ждать, не надо звать.
А можно взять и прочитать.