Урок русского языка в 3-м классе по теме "Звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формировать навыки проверки согласных на конце и в середине слова, развивать орфографическую зоркость в работе над предложением, вырабатывать у учащихся отчетливый почерк, предупреждать недочеты, связанные с деформацией букв и буквосочетаний.

Ход урока

1. Упражнение в чистописании.

Соединения.

о о О О (строчку)

Ол Ом ог ов ор од ох оз

2. Словарная работа.

Письмо под диктовку слов на тему «Огород».

Колхоз, огород, овощи, морковь, огурец, помидор, горох, урожай.

- С какой гласной пишутся слова на эту тему? (Ответы детей).

- А какие два слова с буквой – а? (картофель, капуста)

(показать после написания табличку со словами).

Объявление темы урока.

- Какую тему мы сейчас проходим?

- Сегодня мы будем закреплять наши знания по теме, посмотрим, над чем ещё нужно поработать. Давайте повторим парные звонкие и глухие согласные (хором читают по табличке).

- Что же мы знаем о звонких и глухих согласных?

- Как надо проверять их написание?

- Найдите в словарных словах слова на это правило. (колхоз, огород, морковь)

- Прокомментировать как же проверить. (колхоз – произношении слышится звук С, проверяю – колхозы, пишу З).

3. Диктовка предложения (ученик пишет на доске).

Колхоз собрал большой урожай моркови и капусты.

Разобрать предложение по членам (подчеркнуть подлежащее и сказуемое).

4. Задание домой.

Из словаря (пройденных слов) 1 и 2 классе выписать в тетрадь слова со звонкими и глухими согласными.

5. Развитие знаний по теме.

А сейчас мы с вами, ребята, отправляемся в зоопарк. (работаем с картинками)

Я буду вам читать стихотворение, а вы поднимайте сигнальную карточку с парными согласными.

Будьте внимательны. (Доказывайте правильное написание согласных в названии зверей).

Вот царь зверей могучий лев,
А тут жираф с длиннющей шеей.
Медведь над рыбкою ревёт
Ушастый ёж. Чем не хорош?
Енот – красавец, смотрим вниз,
Там потянулась сладко рысь.

Работа в тетрадях. Теперь письменная работа.

Давайте представим, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько там разных предметов! Я показываю вам картинку, вы называете слово, доказываете написание согласной. Пишем через запятую.

Нож, хлеб, чашка, ложка; салфетка.

Задание.

С одним из слов составить и записать предложение. Зачитать (3-4 ученика).

Физкультминутка:

(Написали все по порядку, теперь приглашаю вас на зарядку).

Встаньте.

- Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Потянулись! Чуть присели
И соседа не задели!
А теперь придется встать,
Тихо сесть, писать начать!

Продолжаем работать.

К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка и принесла с собой (2-3) загадки.

Просит вас отгадать и отгадку записать.

1-я загадка:

Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.

(варежки)

2-я загадка:

Толстый тонкого побьет
Тонкий что-нибудь прибьет.

(молоток и гвоздь)

А теперь новое задание:

Я прочитаю вам стихотворение, в нем есть слова с глухими и звонкими согласными, внимательно слушайте и постарайтесь запомнить и записать 2-3 слова.

Осень шагает в желтом пальтишке
С сосен сшибает бурые шишки.
Бух – на опушку,
Бух – на кукушку,
Хлоп – на зайчишку,
Падают шишки.
Ходит зайчишка
Весь в синяках,
Как после стрижки
Шерсть на боках.

(Зачитайте слова)

Работа с учебником. Откройте на странице 40 упражнение 75.

  1. Прочитайте слова, назовите слова, которые можно употребить в разных значениях.
  2. Запишите все слова и с одним из слов составьте предложение.

6. Сбор тетрадей. Оценка.

7. Итог урока.

- Чему учились на уроке? Закрепляли правило о написании парных согласных. На это правило очень много слов есть в русском языке. Посмотрите внимательно вокруг и вы их найдете.

Вот кукла (показываю). Назовите (ласково) части лица, там в каждом словечке это правило. (глазки, бровки, губки, ушки, зубки, нос). Это на лице.

- А это в названии одежды (юбка, носки, колготки и т.д.)

Молодцы, урок закончен.