Урок по теме "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • научить определять род имён существительных,
  • развивать память, внимание, речь,
  • воспитывать интерес к процессу познания.

1. Организационный момент.

Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся-
Новый день оно начнёт.

- Пусть этот день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

2. Минутка чистописания.

На доске запись: Ммг, Ммд, Ммж, Ммз,

Учитель: Внимательно посмотрите на запись, найдите закономерность в написании сочетаний букв, запишите ещё два сочетания.

- Какие сочетания записали? Почему?

- На второй строчке напишите парные глухие согласные.

- Какая из записанных на двух строчках букв “лишняя”? Почему?

3. Словарная работа.

Учитель: Все словарные слова у нас сегодня на букву “м”. Здесь записаны только согласные.

Догадайтесь, какие это слова и запишите.

М_ш_н_, м_тр_, м_р_з, м_г_з_н.

4. Повторение изученного.

Учитель: Во время словарной работы слова какой части речи мы использовали?

- Расскажите, что вы знаете об имени существительном?

- Как называются существительные, которые отвечают на вопрос “кто?”, “что?”

- Приведите примеры одушевлённых имён существительных, неодушевлённых имён существительных.

- Составьте предложения с этими существительными.

- Как красиво звучат ваши предложения!

5. Изучение нового материала.

Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.

“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”

- Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)

- Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)

Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока.

- Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе.

- Выпишите в первый столбик одушевлённые имена существительные.

- Во второй столбик мы будем записывать слова-помощники. Как бы вы сказали, что подруга ваша? (Она моя) Запишите.

- Как бы вы сказали, что друг ваш? Запишите. И т. д.

- Прочитайте слова, которые называют женщину. Прочитайте слова – помощники. Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя” относятся к женскому роду. Запишем в третий столбик – ж. р.

Аналогичная работа со словами мужского рода.

Учитель: Как вы думаете, только ли одушевлённые существительные бывают женского и мужского рода? Приведите примеры неодушевлённых существительных женского и мужского рода.

- Попробуйте найти в письме неодушевлённое имя существительное, которое не относится ни к мужскому, ни к женскому роду.

- Запишите его. Подберите слова-помощники.

- Такие слова, к которым можно подставить слова – помощники “оно моё” относятся к среднему роду.

Вывод: - Каких родов бывают имена существительные?

- Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

- Если вы подставляете слова-помощники “она моя”, то это имена существительные какого рода?

- Какие имена существительные относятся к среднему роду?

- Сравните наш вывод с правилом учебника. Прочитайте правило на с. 152.

- Мы сделали такой же вывод?

6. Физминутка.

7. Закрепление.

Учитель: В завершении нашего исследования вам предстоит выполнить творческую работу.

- Придумайте и запишите по два существительных мужского, женского и среднего рода. Существительные должны быть на тему “Школа”.

- Проверим.

8. Домашнее задание.

- Дома вы составите небольшой рассказ на тему “Школа”. В предложениях вы должны использовать слова, записанные вами.

9. Упражнения в определении рода имён существительных.

Учитель: Мы продолжим тему учения, школы и прочитаем пословицу.

Х_рошая книга – лучший дру_.

Учитель: Как вы понимаете пословицу?

- Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

- Следующая пословица.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание: Списать пословицы в порядке, который соответствует шифру.

Вставить пропущенные буквы.

Над существительными надписать род.

Шифр:

  М. р. Ж. р. Ср. р.
1 2   4   1 3
II 2   1      

10. Подведение итогов.

Учитель: Что узнали на уроке?

- Чему научились?

- Какие 3 рода есть у имён существительных?

- Как определить род имени существительного?

- Кому было трудно определять род имени существительного?

- Кому было интересно?

- Что бы вы посоветовали Майклу?

Литература:

1. Фрагмент урока Колпаковой Л. В. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003/2004 учебный год.