Умножение многозначных чисел. Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цель урока: совершенствовать умения умножать многозначные числа и решать задачи.

Задачи:

  1. Закрепить изученные приемы письменного умножения на однозначные и двузначные числа;
  2. восполнить типичные пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся;

    отрабатывать навыки табличного и внетабличного умножения и деления;

    учиться анализировать задачи и самостоятельно решать их.

  3. Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность;

расширять кругозор учащихся;

способствовать развитию интереса учащихся и активизировать их познавательную деятельность.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, развивать интерес к предмету.

Оборудование:

Рисунки сказочных героев, коробочки “блоки”, индивидуальные доски, индивидуальные карточки.

Ход урока

I.Организационный момент.

Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем за три четверти часа.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова: “Хотим все знать!”

(На доске рисунки Кузи и его подружки ЭВМ.)

- Ребята, сегодня на урок математики Кузя из компьютерных игр привел свою подружку ЭВМ, с которой случилось несчастье. В одном из ее блоков поселился вирус, поэтому машина не может полноценно трудиться. Кузя просит, чтобы мы помогли ЭВМ. Если поможем, то блок заменят, и ЭВМ снова будет трудиться в полную силу и помогать людям в их работе.

- Поможем, ребята?

- Заглянем в первый блок.

II. Актуализация знаний.

Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица
Потому что считаем во тьме!
-Давайте сначала проведем разминку нашего ума.

1.Индивидуальная работа

-Два ученика решают примеры, записанные на доске:

1887х4= (7548)

941х8= (7528)

1258х6= (7548)

1882х4= (7528)

2516х3= (7548)

3764х2= (7528)

2.Фронтальная работа

- А мы с вами поиграем в игру “Найди пару”.

- Прочитайте пример, решите его, найдите нужный ответ. Если вы решили правильно, то, перевернув ответ обратной стороной, картинка совпадёт с той, которая находится рядом с примером.

Рисунок медведя 58:2+17
Рисунок зайца 93-3х25
Рисунок волка 18+64:2
Рисунок лисы (100-4):24
Рисунок лошади 78:6
Рисунок верблюда 26х3
Рисунок кабана 39х4
156 4 46 78 18 50 13

И ещё два лишних ответа:

22 152

На обратных сторонах рисунки животных.

 –Как вы думаете, кто здесь лишний? Почему?

– Посмотрите внимательно на картинки. Какие из этих животных живут в лесах Хакасии?

–А где мы можем увидеть остальных животных?

3. Устные задачи:

1) Работникам Абаканского зоопарка нужно перевести на зимнее содержание 96 животных. В течение недели они перевели 32 животных. Во сколько раз меньше перевели животных, чем планировали?

2) На территории республики около 500 озер, из них примерно 390 пресных. Сколько соленых озер в Хакасии.

3) (Учитель показывает рисунок кедра)

У нас, в Хакасии, растет красивое дерево – кедр. Какое это дерево? Почему?

В кедре хвоинки растут пучками. Сколько хвоинок будет в одном пучке, если в 70 пучках их 350?

4). Наибольший возраст пихты сибирской 200 лет, а лиственницы сибирской – 700 лет.

На сколько веков лиственница живет дольше, чем пихта?

-Молодцы! Мы в этом блоке вируса не обнаружили (учитель показывает пустую коробочку). Заглянем в следующий блок.

-Но сначала проверим работу учащихся у доски. Каждый вариант проверяет свой пример.

-Что заметили? ( Дети указывают, что ответы примеров есть на информационном поле).

III. Определение темы и целей урока.

- Прочитайте числа, которые видите на информационном поле.

7548, 9287, 1121, 5308, 7528, 8413, 9047.

- Что общего вы можете сказать о них? (многозначные)

- Какие бы вы задания предложили для работы с этими числами? (Дети предлагают свои варианты: найти сумму чисел, найти разность, умножить эти числа на однозначное или двузначное число и т.д.)

- Сегодня на уроке мы и будем закреплять изученные приемы письменного умножения многозначных чисел, будем решать задачи и, конечно же, “искать вирус”.

IV. Работа по раскрытию темы урока.

1. (Учитель предлагает детям встать)

- Найдите на информационном поле наименьшее число и повернитесь к нему лицом. Назовите его.

- Найдите наибольшее число и повернитесь к нему. Назовите его.

- Повернитесь к числу, где число десятков выражено ненатуральным числом.

- Найдите число, в котором разряды сотен отсутствуют.

- Найдите число, в котором две сотни.

- Найдите число, где сумма цифр равна 22.

- Запишите числа в тетрадь в порядке возрастания.

2. Самостоятельная работа.

1-й вариант:

-Все четные числа, которые есть на информационном поле, увеличьте в 24 раза.

2-й вариант:

-Все нечетные числа, которые есть на информационном поле, увеличьте в 32 раза.

(2 ученика работают на индивидуальных досках, слабый ученик работает с обратной стороны доски с помощью учителя)

-Для тех, кто раньше справился, берет карточку с заданием повышенной сложности (см. Приложение).

3.Взаимопроверка в парах.

- Молодцы! Вы справились с заданием и в этом блоке вирус не обнаружен. (Показывается пустая коробочка.)

V. Работа над задачей.

- А вот следующий блок называется “блок Туманности”.

1.Знакомство с задачей.

- Прочитайте текст.

(Текст на доске)

У Кузи в киоске три полки с компьютерными дисками. На первой полке у него 40 дисков, на третьей – в 3 раза больше. Сколько всего дисков у Кузи в киоске?

- Что заметили? (Задача с недостающими данными).

- Так вот, оказывается, почему блок называется “блоком Туманности”.

2. Работа над условием задачи.

- Что в задаче известно? Что неизвестно? Какие данные скрыла ЭВМ?

- Угадайте число, которое скрыло ЭВМ. Оно двузначное, десятки выражены наивысшим баллом в школе, а единицы – это неудовлетворительная оценка ученика, выраженная четным числом. (52)

- Измените, условие задачи так, чтобы она решалась. (Рассматриваются два варианта, для решения выбираем один из предложенных.)

3. Составление краткой записи.

4.Анализ задачи.

- Что обозначает каждое число?

- Что нужно узнать?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

-Чтобы узнать, сколько дисков на 3 полке, какие две величины нам необходимо знать?

5.Задание по выбору:

- Решите задачу самостоятельно по действиям или выражением.

(2 ученика работают на индивидуальных досках)

6. Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

- Кому требуется помощь?

( Учащимся раздаются карточки для индивидуальной работы с дозированной помощью, см. приложение.)

7.Проверка.

- Мы исправили этот блок, но вируса в нем нет. (Учитель показывает пустую коробочку) Ищем дальше.

VI. Физминутка

VII. Групповая работа.

- Остался последний блок, в нём-то и находится вирус. А устранить его мы сможем тогда, когда правильно справимся с заданием.

У каждой группы лежит на столе альбомный лист, клей и конверт, в котором геометрическая фигура (прямоугольник или квадрат) разрезана на несколько произвольных частей.

Задание: составить геометрическую фигуру (прямоугольник или квадрат), наклеить её на альбомный лист, измерить. Здесь же вычислить периметр и площадь составленной фигуры.

Проверка.

(От каждой группы командир выходит к доске и объясняет, как вычисляли.)

VIII. Итог урока.

1. Релаксация.

- Молодцы, вы сумели оказать помощь пострадавшей ЭВМ. Мы узнали, что в последнем блоке у Кузиной подружки был вирус и устранили его. (Учитель достает блок-коробочку, открывает, оттуда выпрыгивает вирус).

- Вот теперь ЭВМ будет трудиться в полную силу, и помогать людям в их работе.

- Какой блок для вас был более интересным?

- На каком блоке вам трудно было “искать вирус”? Почему?

- Какой вывод вы сделали для себя?

2. Выставление оценок.

 Приложение

1.Карточка №1 (задание повышенной сложности)

Расставь скобки так, чтобы равенства были верными:

720:9х20+60=64

720:9х20+60=6400

720:9х20+60=166

2.Карточки с дозированной помощью.

Карточка №1 (для учащегося со средним уровнем)

Подумай, сколько нужно чисел сложить, чтобы получить общее количество дисков на всех полках?

Карточка №2 (для учащихся с низким уровнем)

1.Найди количество дисков на третьей полке.

2.Найди количество дисков на первой и второй полках вместе.

3. Найди общее количество дисков на всех полках.