Спецкурс "Развитие речевой культуры", 3-й класс. Тема: "Наши помощники - словари"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: 1) познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения; 2) совершенствовать навыки работы со словарями; 3) обогащать словарный запас учащихся, формировать нравственную и речевую культуру.

Оборудование: выставка словарей; название устного журнала и его страниц (на отдельных листах), карточки со словарными статьями, таблица с текстом диалога, карточки со словами – синонимами, магнитофон с записью песни Б. Окуджавы “Давайте восклицать”; мягкая игрушка “Сердце”.

Ход занятия

  1. Вступительная часть (эмоциональный настрой)

У. – Ребята! Начинаем наше занятие спецкурса “Развитие речевой культуры”. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. А наше занятие мы начинаем как обычно с речевой разминки.

2. Речевая разминка.

1) Чтение чистоговорки.

У. - Чтобы четко и красиво говорить, давайте вспомним упражнение для губ и языка.

- Кто хочет разговаривать? /Мы будем разговаривать/

- Тот должен выговаривать. /И будем выговаривать/

- Все правильно и внятно. /Так правильно и внятно/

- Чтоб было всем понятно. /Чтоб было всем понятно/

2) Упражнение “Дополни предложение”

Ученик в тетради написал предложение: Кружатся снежинки. Поможем ему сделать это предложение распространенным, прибавляя последовательно по одному или по два слова.

3.Сообщение цели и темы занятия.

У. – Молодцы, ребята! Вы составили очень много красивых предложений, подобрали много слов. И я думаю, что в вашем словарном запасе есть еще много замечательных и нужных слов. Вы, случайно, не задумывались, сколько слов в русском языке? Так вот, ученые предполагают, что в русском языке более 500000 слов. Наверное, нет ни одного человека, который все бы их знал. Но существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, который все знает, /это и невозможно/, а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос”. Сегодня мы узнаем, где же хранятся слова. Оказывается, они хранятся в словарях, которых существует множество. /Показываю выставку/. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об их истории, третьи расширяют кругозор, приобщают к культуре. Видите, какую помощь могут оказать нам словари. Поэтому наше занятие, которое мы проведем в форме устного журнала, я так и назвала “Наши помощники – словари” /на доске/. – Много сведение можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи. Этому и будем мы сегодня учиться.

4. Итак, первая страница журнала “К несметным сокровищам страны Слов”.

1. Знакомство с толковым словарем /ученик с обложкой толкового словаря/.

Ученик. – Я – толковый словарь. Мое назначение – толковать слова. Кроме того, я указываю, к какой части речи относится слово, даю его формы, привожу примеры их употребления в речи. Существует несколько толковых словарей:

А) Школьный толковый словарь – авторы Лапатухин, Скорлуповская, Снетова.

Б) Толковый словарь Ожегова, в котором 50 тыс. слов. А в самом большом толковом словаре 17 томов, в нем объясняется значение 120 тыс. слов.

Учитель: На уроках русского языка и чтения мы с вами пользовались орфографическими и толковыми словарями. Вспомните, как располагаются слова в словаре?

Дети: По алфавиту.

Учитель: Посмотрим, как строится словарная статья /на партах школьные толковые словари/

- Из каких частей состоит словарная статья?

1. /Заглавное слово, грамматическая характеристика слова, объяснение значения слова, пример употребления в речи. Как вы думаете, в каком стиле написана словарная статья? Почему?

Дети: В научном. Так как основная цель статьи – сообщить точную информацию о слове.

- Начнем со статьи на букву “А”. Найдите и объясните с помощью словаря, как объясняется слово “авторитет”. Какой человек пользуется авторитетом у окружающих? О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он пользуется авторитетом?

Вывод: Ребята, вы заметили, что толковый словарь кроме основной задачи выполняет еще и функции других словарей. В нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге произносится.

5. У. Итак, переходим ко второй странице “Какого роду племени?”

Ученик: Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 тыс. слов. При чтении журналов, книг, газет вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря: Одинцов, Смолицкая, Голанова, Василевская.

У. – Ребята, русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Еще в глубокую старину русские люди охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи. Люди общались, и в речь проникали иноязычные слова, обозначающие новые понятия. Узнать, откуда пришло слово, что оно обозначает, поможет вам словарь иностранных слов. Объясните значение слова “комплимент”.

Комплимент – а, м.р. похвала, лестные, приятные слова. Сказать кому- нибудь комплимент.

- А сейчас мы с вами поиграем. Скажите, вам часто приходится слышать похвалы в свой адрес?

- Не очень.

- А ведь это очень приятно, правда? И говорить комплименты тоже приятно, ведь вместе с лестными словами вы дарите своему собеседнику хорошее настроение, свое доброе сердечко. В этом и будет заключаться наша игра. Вы дарите это сердце (мягкая игрушка) вместе с комплиментом. Принявший комплимент благодарит вас и передает следующему. Комплименты можно говорить о внешности, характере, способностях. А сейчас музыкальная пауза.

- Послушайте песню Б. Окуджавы “Давайте восклицать”. Вспомните приятные слова, которые вы услышали в свой адрес, помечтайте, чтобы вам хотелось услышать или сказать /комплименты гостям/.

Эту страничку я хочу завершить словами Бокова:

- Следуйте хорошему примеру.

Продлевайте добрым словом жизнь людей!

6. Третья страница журнала “К словам разнообразным, близким, но чуточку разным”.

Ученик: Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. В словаре 90 тыс. синонимических рядов. Автор Александрова.

- Пользуясь словарной статьей, назовите синоним к слову беседовать.

Дети: Беседовать, вести беседу, разговаривать, вести разговор, говорить, обмениваться /или перекидываться/ словами; толковать /разг./ о пустяках, болтать /разг./, трепаться, калякать /прост./, переговариваться.

У.- Сейчас мы с вами побеседуем и потренируемся употреблять в своей речи синонимы.

- Прочитайте текст (на доске) и скажите, в каком стиле он написан? /в разговорном/

- Здравствуй, Вася! Куда идешь? – сказал Руслан.

- В библиотеку, – сказал Вася.

- Зачем? – сказал Руслан.

- Хочу найти словарь синонимов, – сказал Вася.

- И я иду в библиотеку, - сказал Руслан.

- Как здорово, что нам по пути! – сказали оба.

Учитель: Как построен текст: диалог или монолог?

- Какой речевой недочет вы заметили?

- Какие синонимы можно подобрать к слову “сказал”?

По ходу работы слово “сказал” закрывается словами /спросил, ответил, поинтересовался, предложил, обрадовался, воскликнул/

Учитель: Посмотрите, какой красивый диалог у нас получился. Делаем вывод. Нужны ли в нашей речи синонимы?

7. У. - А, сейчас четвертая страница:

“Минус-плюс, огонь – вода

Дерзкий – осторожный

Все антонимы всегда

Противоположны”

Ученик: Я – словарь антонимов. В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. “Это хорошо или плохо? Еще рано или поздно”. В словаре представлено 20 тыс. антонимических пар. В словаре дается объяснение, значение каждого члена пары. Приводятся примеры значений каждого члена пары, приводятся примеры употребления антонимов из литературных произведений. Авторы: Львов, Зимин. Подберите антоним к слову “веселый”.

Веселый – грустный.

Делить веселье все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

/Лермонтов “Одиночество”/

Игра “Магнит”. Потренируемся подбирать антонимы. Знак “+” притягивает добрые слова,

“-” - слова с противоположным значением. /Дети прикрепляют карточки со словами/

+

-

Ласково

грубо

Трудолюбивый

ленивый

Храбрец

трус

Щедрый

жадный

Любить

ненавидеть

Вывод: антонимы также необходимы в нашем языке, как и синонимы, они обогащают речь.

8. Знакомство с выставкой словарей.

- Мы познакомились сегодня лишь с несколькими словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на занятие. “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”, - сказал французский писатель Анатоль Франц. И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Главное – уметь мим пользоваться. А на последующих занятиях мы продолжим знакомство с другими словарями.

9. Итог занятия.

- С помощью мимики /улыбнитесь или нахмурьтесь/ покажите, понравилось вам на занятии или нет? Чему учились?

- Журнал закрывать наступила пора

И с ним вы узнали много слов.

И множество всяких всячин

И если хоть чуточку запомнили их

Не зря наш урок был потрачен.

Спасибо за активную работу на занятии!

Приложение