Урок изобразительного искусства в 3-м классе на тему "Красота в умелых руках"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цели:

  1. Познакомить учащихся с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы;
  2. Формировать умение выполнять элементы хохломской росписи, передавать форму и пропорции, объём предмета;
  3. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию;
  4. Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование:

  1. Для учителя: набор открыток изображением изделий Хохломы, изделия Хохломы.
  2. Для учащихся: гуашь, кисти, баночка для воды, тряпочка, палитра, печатка.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. Компьютер;
  2. Экран;
  3. Мультимедийный проектор;
  4. Презентация «Золотые узоры Хохломы».

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

- Тема нашего урока «Красота в умелых руках". "Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота." (В.А.Сухомлинский)

- Сегодня наш урок посвящён изучению творчества народных мастеров хохломской росписи.

Мир волшебной хохломы.

Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.

Б. Дубровский

- Мы познакомимся с историей промысла и произведениями этого искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

III. Вводная беседа.

(Рассказ учителя сопровождается показом презентации «Золотые узоры Хохломы»)

- Послушайте стихотворение.

"Хохломская роспись,
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи, перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы.
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?"

П. Синявский

1. Историческая справка.

Название "золотая хохлома" - очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г. Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII века. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, ныне широко известному в нашей стране и за рубежом. (Слайд 2, 3)

2. Легенда о Хохломе.

- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Это, конечно легенда, сказка. Но не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота! (Слайд 4)

- Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

- Какие чувства вызывают эти предметы? (Ответы учащихся)

- Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. А эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов, благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла.

В чем же состоял секрет получения золотой полуды на дереве?

3. Процесс изготовления хохломских изделий.

- Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. И только теперь за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками, в основном красной и черной. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270-300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию «лачения» повторяют несколько раз. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной, расписанной золотом. Отсюда и возникло словосочетание «Золотая Хохлома». (Слайд 5)

IV. Анализ произведений изобразительного искусства.

- Давайте внимательно рассмотрим изделия Хохломских мастеров и сравним их с другими предметами.

- Какие основные цвета в росписи? (красный, черный, зеленый, желтый, золотистый)

- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный - торжественность)

- Какой орнамент лежит в основе росписи?

- Хохломская роспись делится на два основных вида: “верховое” письмо и “фоновое”. Как вы понимаете эти названия?

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К «верховому письму» относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок». Оба эти типа основываются главным образом на применении растительных мотивов. Особенность «фоновой» росписи или росписи «под фон» заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивается в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотых силуэтов. (Слайды 6, 7, 8)

Главные элементы хохломской росписи - “осочки”, “травинки”, “капельки”, “усики”, “завитки”, “кустики”. Могут дополнить травную роспись “ягодки”. Используются “цветы”, “листья”.

Упражнение по выполнению хохломской росписи.

- Самый любимый у художников это «травный узор» или «травка», которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди «травки» изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются «кудрина»: травка, превращается в крупные кудри - завитки. Рассмотрим простейшие приёмы выполнения хохломской травки. (Слайды 9, 10, 11)

  1. Выполним ягодки. Можно нарисовать малинку, брусничку, клубничку, смородинку, рябинку. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку, скрученную из плотной ткани. А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью по часовой стрелке. После высыхания красной краски ягоды “разживляют” желтым цветом.
  2. Выполним травинку – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.
  3. Выполним «кудрину». «Кудрина» - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.
  4. Выполним листочек. Это чаще всего стилизованный лист смородины.

- Из таких элементов можно составить узор.

И сегодня мы с вами попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполним «травный» узор.

Физкультминутка.

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка.

  1. Сначала изображаю стебель с крупными завитками;
  2. Пишем самые крупные травинки. Они наносятся лёгкими движениями без нажима;
  3. Пишем ягодки;
  4. Тонкой кистью прорабатываем отдельные элементы.

- Травный узор закончен.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Выполните рисунок самостоятельно.

VII. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

Обобщение изученного материала.

- С каким художественным промыслом вы познакомились сегодня?

- Какие основные элементы хохломской росписи мы сегодня учились рисовать?

- Что бы вы хотели узнать, чему научиться на следующих уроках?

Литература:

  1. Составитель Гуреева И.В. «Изобразительное искусство» 3-4 классы. Внеклассная работа. Волгоград, «Корифей», 2007.
  2. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Г.Г.Обухова. М.: Сов. художник, 1961.
  3. Кузин. В.С. Изобразительное искусство. Программно-методические материалы и тематическое планирование для начальной школы: Изобразительное искусство в начальной школе / Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2002.
  4. Костерин Н.П. «Учебное рисование». М. Просвещение 1984.
  5. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. М.: Просвещений, 1997.
  6. Орлова Л.В. «Хохломская роспись» Рабочая тетрадь по основам народного искусства М."Мозаика-Синтез" 1998.
  7. Составитель Садкова Л.М «Изобразительное искусство» 3-й класс. Поурочные планы по учебнику В.С. Кузина, Э.И. Курышкина. Волгоград «Учитель» 2006.
  8. Сухомлинский В.А. "О воспитании" Москва, 1973.