Обобщающее занятие по теме "Деепричастие – особая форма глагола"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить в игровой форме знания по теме “Деепричастие”;
  • научить ребят применять свои знания в необычной учебной ситуации;
  • подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлечения занимательного материала.

Ход урока

1. Предварительный этап: жюри и гости занимают свои места; жюри получает ведомости, контрольные варианты заданий; ученики проверяют свою “готовность к путешествию” (на парте приготовлены листочки с указанием фамилии каждого играющего, карточки с заданиями, ручки); затем учитель объявляет, что урок пройдёт в форме игры, конкурса, и предлагает ученикам разбиться на “команды” и выбрать командиров.

2. Игра-путешествие.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • слайды,
  • тесты,
  • мультимедийный проектор.

Пресс-конференция перед путешествием.

Для того чтобы отправиться в путешествие, нужно многое знать и уметь. Ребятам предлагается проверить свои знания о деепричастии. Экспресс-опрос, в ходе которого пишутся вопросы на компьютере (см. Приложение 1) и коллективно составляется кластер (рассказ по ключевым словам) на доске (см. Рисунок 1. GIF). Время работы фиксируется (5-6 минут).

1. Деепричастие- это…(продолжите).

2. Какие признаки глагола есть у деепричастия?

а) общее лексическое значение;
б) вид;
в) образуется от глагола;
г) зависимое слово ставится в том же падеже.

3. Какие общие черты у деепричастия и наречия?

а) не изменяется;
б) в предложении является обстоятельством.

4. Как пишется не с деепричастиями? Назовите деепричастия, которые не употребляются без не.

5. Что называется деепричастным оборотом?

6. Какие формы деепричастий образованы от основы глагола настоящего времени?

7. Как образуются деепричастия совершенного вида?

8. Какими членами предложения являются деепричастие и деепричастный оборот?

9. Есть ли общие грамматические признаки у причастия и деепричастия?

а) обе формы глагольные;
б) образуются от глагола;
в) имеют вид;
г) могут иметь при себе зависимые слова.

10. А в чем их различие?

а) разные вопросы;
б) являются разными членами предложения;
в) причастие изменяется, деепричастие – нет;

г) деепричастие относится к глаголу и характеризует действие, а причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо.

Старт! Путешествие начинается… Работа с текстом

Выполнение заданий. Тексты даны на карточках и на мультимедийном проекторе (см. Приложение 1).

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в желтой обложке, с картинками. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро она утомилась следить за рассказом и стала рассматривать гостей, незаметно для сына и для них. Павел сидел рядом с Наташей; он был красивее всех. Наташа, низко наклоняясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головой и понизив голос, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей. Хохол навалился широко грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел на стуле прямо, упираясь ладонями в колени, и его рябое лицо без бровей, с тонкими губами, было неподвижно, как маска. Не мигая узкими глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди самовара, маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(М.Горький)

1. Найдите деепричастие. Почему вы решили, что это деепричастия? Докажите.

2. Посмотрите еще раз на начало текста. О каких действиях Наташи здесь говорится? А матери? Как описываются их действия? Какое средство языка для этого используется?

Эксперименты в открытом море.

На этом этапе предлагаются необычные задания, требующие смекалки. Лучше, если выполнять их будут всей командой – быстро, весело, дружно.

1. “Спектральный анализ”. Ребятам предлагается восстановить деепричастия по предъявленным элементам; выиграет команда, которая подберёт больше всего подходящих вариантов.

За-……-у-в

У-…….-а-в

Пере-……-вши-сь

При-……-е-в

……..-а-я-сь

Высадка на остров деепричастий.

Работа по тестам в группах.

Каждая команда получает карточки с тестами. Время работы ограниченно (7-10 минут).

1. Найдите словосочетание с деепричастием:

А. проложенный геологами;
Б. написал письмо;
В. запер на замок;
Г. закрыв книгу.

2. В каком случае не следует писать слитно?

А. (не) построив;
Б. (не) навидя;
В. (не) рассчитывая;
Г. (не) освещая.

3. Укажите деепричастие совершенного вида.

А. расплетая косы;
Б. увлекая за собой;
В. остановившись на ночлег;
Г. думая об этом.

4. В каких словах следует писать и?

А. увид..в;
Б. зате..вши;
В. посе..в;
Г. замет..в.

5. Для написания какой глагольной формы необходима опора на спряжение глагола?

А. леле..ла;
Б. покле..нный;
В. вид..мый;
Г. завис..в.

6. Прочитайте предложение и ответьте на вопросы.

Я не понимал, что все это значит, и стоя на одном месте, бессмысленно смотрел на медленно удаляющегося человека.

1) Какое из утверждений верно объясняет, где в этом предложении допущена ошибка в постановке запятой?

А. Не нужна запятая перед союзом и, так как он связывает однородные сказуемые.
Б. Не выделено определение, выраженное причастным оборотом.
В. Все знаки проставлены правильно.
Г. Не обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

2) выпишите из этого предложения деепричастие.

Конкурс капитанов.

Капитаны команд делают полный морфологический разбор причастия и деепричастия из текста.

Остальные выделяют деепричастные обороты и одиночные деепричастия в тексте и делают разбор слов по составу.

Выпив, стараясь, наливая, наклоняясь, понизив, завернув, развертывая, проговорив.

Путешествие по острову.

Члены команд должны пройти испытание. Они должны выполнить ряд заданий, предложенных жителями острова (задания даны на карточках и на компьютере, см. Приложение 1).

  1. С какой орфограммой мы познакомились в теме “Деепричастие”? Выполнение самостоятельной работы на повторение орфограммы “Раздельное написание не с деепричастиями”.
    1. (Не) взявшись за топор, избы не срубишь.
    2. (Не) зная броду, не суйся в воду.
    3. (Не) берись лапти плести, не надравши лыка.
    4. (Не) накормив лошадь, далеко не уедешь.
    5. (Не) поужинавши, легче, а поужинавши, лучше.
    6. (Не) пригож лицом, а хорош умом.
  2. Записать предложения, предварительно исправив ошибки.
    1. Вася, вспомнив о забытом мяче, и отправился за ним.
    2. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
    3. Я, взяв рюкзак, и надел кеды.
    4. Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил.
  3. Замените, где можно, один из глаголов деепричастием. Укажите условия замены.
    1. Сестренка беспрерывно болтала и не слышала даже своих слов.
    2. Море грозно шумело и волны яростно бились о берег.
    3. Малыш напевал и хлопал в ладоши.
    4. Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки.

Встреча с жителями острова и небольшое выступление в их честь.

Вспомните и запишите пословицы с деепричастиями. Объясните их значение.

  1. Учись, на людей не глядя.
  2. Уважая человека, уважаешь себя.
  3. Начиная дело, о конце думай.
  4. Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

Отчёт о путешествии.

Творческое соревнование: каждая команда должна представить два-три творческих задания (домашние заготовки) на тему “Деепричастие”. Это могут быть рассказы, стихи, сказки, шарады, кроссворды. Этот конкурс оценивается как командный, обращается внимание на артистизм и профессионализм.

Возвращение домой.

Организуется эстафета: команда получает задание (например, каждый играющий должен записать деепричастие совершенного вида, несовершенного вида и т. д.); первый игрок команды записывает свой вариант, передаёт соседу; тот проверяет, исправляет ошибки, записывает на том же листочке ещё одно слово и передаёт эстафету следующему члену команды. Та команда, которая выполняет задание раньше и без ошибок, побеждает.

Подведение итогов.

Жюри подводит итоги, отмечает лучшие ответы. В качестве домашнего задания каждый получает индивидуальную карточку, материал для которой подбирается с учётом ошибок в работах.