Развитие речи в 1-м классе "Снежное слово зимы"

Разделы: Начальная школа


Цель: обогащать словарный запас учащихся; показать красоту зимней природы; развивать речь и мышление учащихся, воспитывать желание читать и говорить выразительно.

План урока:

I. Организационный момент.

Солнышко ясное встало.
- Доброе утро! –
Сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим,
Веселым прохожим,
На утро похожим…
Но если проснешься,
И ветер в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, все равно…
Придумано мудро:
- Доброе утро.
- Пусть доброе утро длиться до вечера.

- Начинаем наше занятие клуба: “Родное слово”

Наш девиз: “Будем мы родную речь

изучать,
любить,
беречь”

- Для чего нам нужна речь?

- Как вы понимаете: Будем мы родную речь любить?

- Дети, на нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова.

- И мне бы хотелось, чтобы вы его использовали только для блага окружающих.

- Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.

II. Сообщение темы и цели.

- Рассмотрите рисунки и скажите, какой из них соответствует сегодняшнему утру.

Темнеет

Метет

Морозит

Снегопад

- Докажите.

- Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.

/ Утро пасмурное, ненастное, холодное, морозное, хмурое, неприветливое /

- Закройте глаза и шепотом произнесите: “ЗИМА…”

- Какое чувство возникло?

/ Стало холодно и грустно…, а мне радостно, я люблю зиму… /

- Прочитайте тему урока для себя и приготовьтесь читать красиво, ярко.

Снежное слово зимы.

- Как понимаете?

- Сегодня на уроке будем говорить о зиме. Подбирать красивые слова, составлять предложения о зиме. Будем учиться красиво говорить.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Зимушка-зима:

Здравствуйте дети! Это вы обо мне вспоминали, предложения составляли? Как вы подросли с прошлого года! Вы знаете, кто я? Я Зимушка-зима. Каждый год приходит моя пора, вижу я вас на улице, помогаю вам снеговиков катать, по ночам каток для вас мощу, посыпаю дорожки снежком, чтоб на санках веселее кататься было.

- Сегодня на уроке за правильные красивые ответы я буду давать вам снежинки.

Ученица:

Вот зима пришла
Серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках
Все катается,
Ночью в снежных огоньках
Рассыпается…
В окнах пишет узор
Льдом – иголочкой
И стучится к нам во двор
С зеленой ёлочкой. Г. Галина

/ Зима вручает снежинку /

2. О декабре.

- А какие зимние месяцы вы знаете?

- А какой месяц идет?

Декабрь – один из самых суровых месяцев в году, студеное время. В белом покое природа. Низкое солнце, короткие дни и длинные, длинные ночи.

Слово “декабрь” произошло от латинского слова “децембр” - что означает десять. В старину он был десятым месяцем. Позднее на Руси он стал двенадцатым.

- Есть интересная пословица об этом месяце, прочитайте ее.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

- Как вы понимаете эту пословицу?

Декабрь – шляпа зимы, так говорят об этом месяце.

- Кто знает, как в народе называют этот месяц?

Студень, стужайло, снежень, хмурень, ледостав.

- Почему его так называют?

- Еще в декабрь называют: ветрозвон, лютовей, зимник.

- Какие пословицы вы еще знаете о декабре?

Декабрь – полночь года.

Декабрь месяц лютый, спрашивает, как обутый.

В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.

- А какие декабрьские приметы вы знаете?

Если в декабре большой иней – это к хорошему урожаю.

Много звездных ночей в декабре – будет летом много ягод.

Если в декабре снег вплотную прилипает к заборам – неурожайное будет лето.

В декабре много праздников по народному и церковному календарю. Один из них – 19 декабря. День Николы Чудотворца.

Первые серьезные морозы – Никольские.

Иней на Николу – к урожаю.

3. О снеге, о снежинках.

- Послушайте стихотворение и скажите о чем в нем говориться?

Снежок порхает, кружится…

Н. Некрасов.

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.

- Так, о чем говорится в стихотворении?

- А кто видел, как шел первый снег, поднимите руки.

- Расскажите нам об этом.

/ Он шел медленно, неторопливо. И все, что попадалось ему на пути, снег красил в белый цвет. /

- Послушайте песенку в исполнении ученицы:

Песня “Зима”

1. Утром кот принес на лапах
Первый снег, первый снег.
Ни имеет вкус и запах
Первый зимний снег.
Снег кружится, снег летает
У ребят над головой
Это он платок пуховый
Расстелил на мостовой.
Пр. Я рисую, я рисую у окна
Я рисую от рассвета до темна.
Я рисую как на синие дома
Тихо тихо опускается зима.

2. Снег белеет вдоль забора
И повсюду во дворе.
Спит мой одинокий город
В белоснежном декабре.
Снег кружится, снег летает
У ребят над головой
Это он платок пуховый
Расстелил на мостовой.
Пр. Я рисую, я рисую у окна
Я рисую от рассвета до темна.
Я рисую как на синие дома
Тихо тихо опускается зима.

Первому снегу рады все и животные и дети.

- Иногда люди говорят: “Как снег на голову свалился”.

- Как вы понимаете это высказывание?

/ Это значит, что произошло неожиданно, внезапно. /

- Послушайте стихотворение и постарайтесь описать снег.

Зима.

И. Суриков.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылась чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

- Какой снег?

/ Пушистый; белый, как вата, сахар; обильный; хрустящий; колючий; мелкий; сухой; мягкий; сверкающий и блестящий /

- Составьте предложение о снеге.

- Из чего состоит снег?

- Расскажите, какие вы видели снежинки?

/ Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, легкие, узорчатые, холодные, сверкающие, хрустальные и другие /

- С чем бы вы могли сравнить снежинки?

/ Белые, как сахар, молоко. Легкие, будто пух, пушинки. Ажурные, словно кружево, звездочки. /

- Что же делают эти снежинки?

/ Они летят, падают, кружатся, ложатся. /

- А можно ли сказать, что они шепчутся? Или так: снежинки танцуют, грустят, плачут?

- Когда мы так говорим?

/ В сказках, когда хотим наделить снежинки свойствами живых существ. /

Итак, к нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую.

- А сейчас закройте глаза и представьте себе одну – единственную снежинку, не похожую ни на чью другую, потому что это ваша снежинка, вы создали ее в своем воображении.

- Представили?

- А сейчас пофантазируйте, и пусть каждый нарисует свой собственный эскиз снежинки.

/Свои снежинки дети прикрепляют на доску /

- У вас получились замечательные снежинки.

- Поднимите руки, кому помогала музыка, создавать свою снежинку?

Физминутка.

/ Одновременно со словами стихотворения дети делают упражнения /

Мы на лыжах в лес идем.
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит.

По опушке зайка скачет.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок
Вот и скрылся наш дружок.

Хоть приятно здесь кататься.
Надо снова заниматься.

Звучит Чайковский П.И. “Времена года (декабрь)”

На фоне музыки и фильма “Времена года” говорю:

- Зима всегда приходит как светлый, долгожданный праздник. Украшена каждая веточка, каждый сучок. Светел лес, застыл в белом покое, кажется, жизнь здесь замерла, а все живое куда-то скрылось.

* * *

Ф.И. Тютчев.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

- Что вы чувствовали, слушая это стихотворение?

- С каким настроением оно написано?

- А сейчас нас ученица поведет в зимний лес. Будьте внимательны, запомните что увидели.

Сколько всяческих чудес
Прячет ловко зимний лес!
Сколько разных в нем следов!
На прогулку ты готов?

Лисий след, как у дворняжки.
Здесь она ступала тяжко –
Заметала след хвостом.

Лисий след привел нас к дубу.
Дуб укутан снежной шубой.
Он стоит большой, могучий,
Всех в лесу деревьев круче.

А под дубом в буреломе,
На сухой траве, соломе,
Спит медведь. Ты не буди
Мишку. Лучше отойди!

По другим следам пойдем,
Что-то у горы найдем.
Снег разрой – найдешь бруснику.
Ягода пурпурна ликом.

Словно зимняя картина
На горе стоит рябина.
И снегирь, и свиристель
К ней слетаются в метель.

Хмуро воет волк зимою,
Зайцев ищет под горою.
К волку в гости не пойдем,
Лучше к дому повернем.

- Что вы увидели в лесу?

- Что услышали?

- Каким вы увидели лес?

/ Неподвижный, белый, сквозной, загадочный, прозрачный, кружевной, сонный. /

- Составьте предложение о зимнем лесе.

- А кто хозяйка этого загадочного леса?

/ ЗИМА /

- Какая она?

- Как можно ее назвать?

/ Зима – кружевница, морозная, снежная, волшебница. /

Ученица:

Снова в заботах зима – рукодельница –
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям – пушистые шапки,
Ёлочкам – варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала…

Е. Явецкая.

IV. Итог урока.

- Поднимите руки, кто учился сегодня на уроке?

- Чему учились?

V. Домашнее задание.

  1. Вырежьте снежинку по своему эскизу.
  2. Напишите стихотворение о зиме, используя слова: СНЕЖИНКИ,
  3. НА ТРОПИНКЕ,
    У РЕКИ,
    ИГОЛКИ,
    ДОМА,
    ЗИМА

  4. Составьте рассказ о снежинке.