1. Рассказ учителя о личности писателя.
Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые.
Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, и в его порывистой, неровной походке и в его необузданных, торопливых, горячих речах всегда чувствовалось то, что называется широкой натурой – художник, поэт, чуждый скаредных, корыстных и мелочных мыслей.
Под открытым небом зимою он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом на морозе, в снегах.
В другой раз он устроил новогоднюю ёлку у себя в усадьбе для деревенских ребят, увесил её игрушками, лакомствами, а когда ребята вдоволь натешились ею, повалил её на пол и скомандовал: грабьте!
Ему постоянно мерещилось, будто у него есть какие-то лишние деньги, ненужные, даже мешающие, - скорее бы избавиться от них.
- Кто здесь бедный? – как-то спросил он, очутившись в деревне, и пошёл по крестьянским избам, наделяя своими «ненужными» деньгами одичавших от нужды «мужиков».
На пятом десятке он уехал к хунхузам, в дебри, где не ступала нога европейца, и там, среди хищных зверей, изведал романтику приключений и подвигов.
Он писал второпях, без оглядки и, сдав рукопись в редакцию журнала, нёсся в курьерском поезде куда-нибудь в Сибирь или на Урал по неотложному делу…
Настоящая его фамилия была Михайловский. Николай Георгиевич Михайловский. Он родился в Петербурге в 1852 году. Родители его были богатые. Его отец был боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании. Крестил Гарина царь Николай. Вскоре семья перекочевалав Одессу, здесь мальчик учился и окончил гимназию в 1871 году. В 1872 году он поступил в Институт путей сообщения (в Петербурге) и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил тоннели, мосты, проводил железные дороги, работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Костромской, и в Волынской губерниях. В 1879 году он женился и поступил на службу в министерство путей сообщения. Но он не был создан для департаментской службы: человек горячий и правдивый, он постоянно наживал себе врагов в затхлой инженерной среде. В середине восьмидесятых годов он удалился с молодой женой в деревню, купил большую усадьбу и стал лечить, учить и просвещать крестьян. Попытка окончилась крахом, Гарин уехал в Петербург и в 1892 году стал издателем журнала «Русское богатство». В этом журнале он впервые выступил в качестве автора. В первой же книжке «Русского богатства» началось печатание его повести «Детство Тёмы». Повесть была подписана псевдонимом: Н.Гарин. В 1898 году он совершил большое путешествие, описанное им в очерках «По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову». Во время русско-японской войны он снова уехал в Маньчжурию корреспондентом. «Он так и умер «на ходу», - говорит о нём Горький, - участвовал в каком-то заседании по литературным делам, сказал горячую речь, вышел в соседнюю комнату, прилёг на диван, и паралич сердца оборвал жизнь этого талантливого, неистощимо бодрого человека».
«В «Детстве Тёмы» вы прочтёте много интересного из моей жизни. Там нет и тени вымысла, я всё рассказал без утайки и без рисовки», - говорил Н.Г. Гарин-Михайловский.
2. Проверка знания текста.
1. Кого спас Тёма?
а) друга.
б) кошку.
в) собаку.
2. Как звали друга Тёмы, сына Еремея и Настасьи?
а) Иоська.
б) Ванька.
в) Тимошка.
3. Какова кличка лошади, сбросившей мальчика?
а) Рыжий.
б) Гнедко.
в) Адмирал.
4. Куда решили сбежать Тёма и его друзья?
а) в Африку.
б) в Австралию.
в) в Америку.
5. Самый дорогой человек в жизни Тёмы:
а) сестра.
б) отец.
в) мать.
Учитель: какие эпизоды вам особенно запомнились? (дети делятся своими впечатлениями о прочитанном)
3. Работа в группах. (Ученики в группе получают вопросы, обсуждают и отвечают на них)
1-й эпизод. «Неудачный день».
- Сколько лет Тёме в начале повести? (8).
- Что вызвало переживания Тёмы? (сломал цветок отца)
- Почему этот цветок был так дорог отцу? (это был любимый папин цветок, он очень долго с ним возился, цветок был предметом гордости).
- Что чувствует Тёма после осознания произошедшего? (он очень переживает, строг к себе, думает о том, что должен искупить свою вину)
- Как Тёма собрался поступить? (прийти к отцу и сказать: «отруби мне руки»)
- Как же он поступил? (закопал цветок)
- Почему Тёма не сознался? (он боялся физического наказания, отец становился в такие минуты страшным и чужим)
- Где Тёма чувствует себя спокойно? (на кухне, среди семьи кучера Еремея)
2-й эпизод. «Тёма и Гнедко».
- Чем был опасен Гнедко? (молодой, резвый, неуправляемый жеребец)
- Какие чувства испытывает Тёма, задумав проехать верхом? («его сердце усиленно бьётся и замирает от мысли, как поразятся все, когда увидят его верхом…»)
- Чем закончилось это приключение? (Тёма чудом не разбился и хотя ему хотелось плакать от боли и страха, «он бодрится», «он чувствует некоторое уважение к себе» со стороны «зрителей»)
Вопросы для всего класса: Расскажите о других поступках Тёмы в этот день. Что вам больше всего запомнилось? В какие моменты вы поддерживаете Тёму, сочувствуете ему, а в какие он не совсем прав?
- За что и как был наказан Тёма? (за воровство) Какие чувства испытывает мальчик? (он похож на зверёныша)
- Кто его спасает? (мама считает физическое наказание унижением достоинства ребёнка) Чьи меры воспитания оказались для Тёмы более действенными? Что сказала ему мама самое главное? («ты маленький трус», «ты весь день боялся правды. И из-за того, что ты её боялся, все беды твои и случились»; «хорошие люди правды не боятся и согласны не только чтобы их наказали за то, что они говорят правду, но рады и жизнь отдать за правду»).
3-й эпизод. «Сон Тёмы».
- Подготовка к спасению Жучки. Как чувствовал себя Тёма?
- Что пришлось ему преодолеть ради спасения друга? («Он чувствовал жар в теле, в голове, общую слабость, болезненное желание упасть в траву, закрыть глаза и так лежать без движения.»; преодолел страх перед мертвецами).
4-й эпизод. «Наёмный двор».
- Чем привлекало это место Тёму? (дети городской голытьбы целый день бегали, играли, резвились).
- Чем запомнилась эта иная жизнь? (пускали змеев, собирали всякую мелочь, рассказывали страшные истории, хохотали, играли).
- Расскажите историю с орехами. О чём задумался Тёма, сумевший помочь Абрумке? (пусто, тяжело стало на душе Тёмы, «мрак и тоска охватили его от формулированного в первый раз понятия о смерти»)
5-й эпизод. «Мясник и Тёма».
- Почему на душе у мальчика было неспокойно?
- Почему поддержка сурового отца его не радовала? (похвала матери была важнее, а мама назвала негодным мальчиком)
- Почему мясника мама назвала грубым, но добрым человеком, а Тёму грубым и злым? (Тема ответил злом на добро)
- Понял ли Тёма мамины слова? (Пока ещё Тёма не понял маминых слов, собственная обида выше).
6-й эпизод. «Гимназия».
- Понравилась вам обстановка в гимназии? Как там воспитывают учеников? (кричат, обзывают, не разбираются в ситуации, требуют беспрекословного повиновения; особенно маму возмущает, что нашалившего ребёнка считают негодяем; суд, где есть председатель и прокурор, но нет защитника у ребёнка).
- Гимназия подарила Тёме друга. Расскажите. Чем привлёк Иванов мальчика? (добрыми чёрными глазами, Иванов был интересным рассказчиком)
- Чем закончилась гнусная история с иголкой?(Вахнова исключили из гимназии, родителям Иванова было предложено добровольно взять его, Тёма наказывался на неделю оставаться во время обеда в гимназии)
- Почему Тёма чувствовал «смрад души»? (он выдал товарища). Расскажите о состоянии Тёмы (чувствовал себя как Жучка в колодце; вечером жарко молился, прося бога послать ему силы ничего не бояться; Впился зубами в подушку и замер в безысходной тоске…)
7-й эпизод. «Американцы».
- Как шли к своей цели мальчики? (экономили на еде, строили лодку, Тёма опять врёт маме)
- Чем закончилось путешествие? (провалил экзамены, мог остаться на второй год)
- Как решил исправить ситуацию? (покончить жизнь самоубийством)
- Чему научил Тёму этот случай? (он повзрослел)
4. Подведение итогов выступлений групп. Выставление оценок учащимися собственной группе и другим.
5. Домашнее задание. Мини –сочинение «Хотел бы я дружить с Тёмой или нет?»