Урок риторики по теме "Виды текста: диалог, монолог"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. познакомить детей с новыми видами текста: диалог, монолог;
  2. совершенствовать навыки выразительного чтения;
  3. развивать монологическую речь учащихся;
  4. воспитывать интерес к предмету.

ОБОРУДОВАНИЕ: филворд, рисунки, таблицы с опорными словами “диалог”, “монолог”, “реплика”, костюм Карлсона, маски волка и лисы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Приготовимся к уроку, настроим себя на хорошую работу, постараемся все запомнить, активно работать.

(чтение хором)

Начинается урок
Он пойдет ребятам в прок.
Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать.

II. Речевая разминка.

- Для того, чтобы подготовить речевой аппарат к активной работе на уроке, проведем разминку.

1) Упражнение “свеча”.

Вдох – через нос. Выдох – через рот.
Вдох – через нос. Резкие, короткие выдохи через рот.

2) А-О-У-Э-Ы-И

Вдох - прочитывание ряда гласных на выдохе с постановкой ударения на различные гласные.

3) Работа со стихотворением.

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

- Чтение с различной громкостью от шепота до крика.
- Чтение с различной интонацией (вопросительной, восклицательной и различным логическим ударением).

III. Проверка домашнего задания.

- Молодцы, хорошо справились с разминкой. А теперь вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

Филворд.

- Найдите слова-понятия, с которыми познакомились в разделе “Текст” (текст, цитата, аннотация).
- Дайте определение этим понятиям.
- Дома вы самостоятельно составляли аннотацию своей любимой книги. Расскажите о ней так, чтобы в библиотеку за этой книгой выстроилась очередь.

(ответы детей)

IV. Изучение нового материала.

- Вы уже знаете, что тексты хранят информацию. И вы знаете, некоторые волшебные ключики, которые помогают “открыть”, понять текст. Сегодня на уроке познакомимся с тем, какие, какие бывают тексты, как в них хранится информация. Итак, тема сегодняшнего урока “Диалог и монолог”.

- Что же обозначают эти новые понятия? Попытайтесь найти информацию пользуясь “Толковым словарем”.

(учащиеся самостоятельно работают со словарем)

- Как видите, не все понятия содержатся в одном словаре. Чтобы найти нужную информацию, надо просмотреть несколько справочников.

Вывод: диалог и монолог – слова греческого происхождения, обозначают вид текста в зависимости от того, происходи или не происходит смена говорящих.

V. Закрепление.

- Закончите мое предложение: “Я начинаю разговор, ты … (продолжаешь)”.
- Мы обмениваемся высказываниями, … (репликами) – новое слово. Это - … (диалог).
- Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог).
- Рассмотри рисунки. Расскажи, под какими ты бы написал “монолог”, а под каким “диалог”?

<Рисунок1>

<Рисунок2>

<Рисунок3>

<Рисунок4>

- В каких ситуациях обычно возникает диалог?
- С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы?
- С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?

VI. Работа с учебником.

Задание № 12 с.13.

- Перед вами два текста. Прочитайте их.
- Какой из них является монологом? Диалогом?

(Чтение вслух)

- Кто участвовал в диалоге?
- Кто произносил монолог?
- Обратите внимание на форму записи диалога и монолога?
- Чем она отличается?
- А теперь попробуем разыграть диалог.

(Работа в парах. Заслушиваются 3-4 пары учеников)

Задание № 14 с. 14

- В этом диалоге из известной русской сказки недостает одной реплики. Внимательно прочитайте диалог, восстановите и допишите реплику.

(Инсценировка диалога в масках.)

- К нам в гости пришел сказочный герой.

(Выходит ученик в костюме Карлсона)

- Я самый упитанный, самый воспитанный – мужчина в полном расцвете сил. Я – лучший в мире пожарный, лучший рисовальщик петухов.
- Что прозвучало из уст героя?
- А теперь поучаствуйте в диалоге с Карлсоном. Вы можете соглашаться с ним или не соглашаться.

Задание № 16 с.16. (Чтение по ролям разговора Карлсона с ребятами)

- Чего добивался Карлсон?
- В какой момент ребята перестают соглашаться с ним?

VII. Физминутка. (проводит сказочный герой)

VIII. Закрепление.

- Карлсон пришел не с пустыми руками, он просит помочь выполнить следующее задание.

(Выполнение задания № 15, с.15)

- В этом диалоге перепутаны реплики. Попробуйте восстановить их последовательность.
- Докажи, что у тебя получился текст.

IX. Итог урока.

- Что узнали нового на уроке?
- С какими видами текста познакомились?
- Чем монолог отличается от диалога?
- Какое задание вызвало наибольшие трудности?
- Какое задание понравилось больше всего?

X. Домашнее задание.

№ 13 с.14. (чтение по ролям)