Конспект нестандартного урока математики. 1-й класс. Урок-сказка

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Форма: Урок- сказка.

Цель: Познакомить с числом 0, как с характеристикой пустого множества, результатом вычитания и обозначить место числа 0 в натуральном ряду чисел. Учить работать с учебником. Повышать мотивацию к обучению через сказку, развивая воображение и творчество. Воспитывать внимание к правилам безопасности.

Оборудование.

У учителя:

  1. картинки с изображением героев сказки "Козлята и волк";
  2. домик козы; деревья (лес);
  3. карточки: изображение сотового телефона с пропущенными цифрами на клавишах.

У учеников:

  1. учебник "Математика, 1-часть, 1 класс. М. И. Моро, С.И. Волкова С.В.";
  2. карточки с цифрами.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться доброе утро.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!

- Чтобы интереснее было учиться, мы проведем урок-сказку "Козлята и волк" (на новый лад).

- На уроке можно отвечать с места и хором. Но ценятся ответы: полные и по правилам.

- Начнем с веселого счета.

2. Веселый счет.

- Пересчитайте сколько героев в этой сказке ? (на доске расположены фигурки).

- Сколько рожек у козлят?

Пели песни 2 козленка,
2 козленка, 2 дружка.
Тут один из них пропал,
Видно петь он устал.
Здесь подсказка не нужна:
Было 2 - осталось?

(2-1=1).

4 козленка гуляли в саду,
Один искупаться задумал в пруду.
Решил с головой он под воду нырнуть:
А сколько козлят продолжали свой путь?

(4-1=3).

Семь дружных козлят
Утром ходят в детский сад.
А сегодня 2 проспали.
Мы дождемся их едва ли:
Им вставать сегодня лень,
В детский сад шагают ?

(7-2=5).

Козлик в кубики играл,
Козлик кубик потерял.
Закружилась голова:
Было 5 - осталось..?

(5-1=4).

- Какой вывод сделаем, ребята,
Весело жили козлята?

3. Подведение к теме урока.

Семь забавных козлят
Подстригаться не хотят:
Все умчались без оглядки,
Засверкали только пятки.(закрываю половинкой доски козлят)
Нет трусливей в мире!
Было 7, теперь -?

(Ни одного).

- Как это обозначают при письме? (показ цифры 0).

- Что вы знаете про "0"?

Вывод: Число 0 мы называем, когда нет ни одного предмета.

- Сказка на новый лад продолжается.

4. Работа над новым материалом.

Работа на наборном полотне с картинками. На индивидуальном полотне с цифрами. Один ученик записывает на доске действия.

- На обед мама-коза приготовила 4 кочана капусты.
- Козлята съели 1 кочан. Как это записать? (3-1=2)
- Потом съели еще один. Запишем. (2-1=1)
- И еще один кочан капусты съели. (1-1=0).

-Мама-коза всегда старалась учить козлят чему-нибудь новому.

Поэтому она сказала о том, что когда нет ни одного кочана капусты люди говорят и пишут нуль. И рассказала стишок. Это стишок знает Илья.

Рассказывает подготовленный ученик.

Цифра вроде буквы О -
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький
Но не значит ничегошеньки!

Тогда все козлята заговорили (краткая инсценировка заранее подготовленная, 4 ученика говорят поочередно):

Могу назвать его мячом,
А хочешь дыркой назовем,
А можно бубликом почти что
кругленьким.
Но как его не назовем,
Он называется: нулем.

5. Физкультминутка.

Очень любят козлятки
Полезную зарядку.
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.

6. Закрепление материала по учебнику (с.64-65).

На десерт коза подала ягоду, на тарелочках с голубой каемочкой:

  • Как называется ягода?
  • Что показывают числа под картинками?
  • Хватит клубники всем? (7 козлятам и 1 маме. Всего:8).

Самым маленьким козликам достались еще угощения: березовая веточка и смородиновая.

- Сколько листочков было на березовой веточке, что написано под первой картинкой?

- Что произошло потом, расскажите обращая внимание на записи под картинкой.

(На доске: сравнение ответов, что больше).

  • Как вы думаете, где займет место 0 в числовом ряду? (Перед числом 1, потому что 0 меньше 1).
  • Расскажите про веточку смородины.
  • Придумайте по столбику примеров, чем могла еще угостить мама козлят.

7. Физкультминутка.

Этот козленок пьет молоко.
Этот козленок ушел далеко.
Этот козленок травку жует.
Этот козленок ягоды рвет.
Этот козленок копытцами бьет.
Этот козленок лыко дерет.
Этот козленок кричит:
"Все разошлись почему?
Скучно ме одному!"

8. Подготовка к решению задач.

После отдыха козлята решали задачи.

Задачи были трудные про девочек и мальчиков.

Поможем козлятам (с.65.)

Задача 1.

Чтение задачи.

  • Сколько больших тарелок вымыла Аня?
  • Рядом показано, как их обозначили козлята? (большими кругами).
  • Что обозначают маленькие круги? (3 маленькие тарелки).
  • Сколько всего тарелок вымыла Аня?

9. Физкультминутка.

Идет коза рогатая за малыми ребятами,
Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп,
Кто задачи не решает забодает, забодает!

10. Упражнение на запоминание цифры 0.

- Проверила мама задачи и в награду дала очень интересное и легкое задание:

Карточку: ознакомление с цифрой 0.

11. Работа в тетрадях с.17, №5, №6.

  1. Соотнесение цифры и числа.
  2. Тренировочные упражнения: письмо цифр.

12.Заключительная часть урока.

- Пока козлята выполняли задание, коза ушла в лес.

Тут-то и появился волк. Услыхали его козлята, испугались, схватили сотовые телефоны, А цифры от страха не видят.

Помогите козлятам: напишите пропущенные цифры на клавишах телефонов.

а) Актуализация опорных знаний: последовательность чисел от 1 до 10.

Математический диктант:

  1. Какое число при счете следует за числом 1?
  2. Какую цифру поставим перед цифрой 5? После числа 5?
  3. После числа 8?
  4. Запишите соседей числа 2.
  5. Какую цифру запишите между 4 и 6?
  6. Между 7 и 9?
  7. За числом 2 идет?
  8. За числом 5 идет, потом? потом?

б) Воспитательный момент урока связанный с ОБЖ.:

  1. Какие номера на экранах телефонов? (01, 02, 03).
  2. Что они обозначают? ( 01 пожарные, 02 милиция, 03 скорая).
  3. По какому № должны позвонить козлята?
  4. Что вы должны обязательно сказать, если звоните по этим номерам? (Назвать себя, сказать адрес, сообщить то, что случилось).

- Козлятам повезло.

Мама пришла, молочка принесла, застучала копытами.

Волк испугался и убежал. Сколько стало волков? (0).

Тут и сказки на новый лад конец, кто слушал молодец.

Чтоб закончить наш урок, надо подвести итог.

в) Подведение итога урока.

  • Что запомнилось на уроке?
  • Чему учились?