Компелексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура" муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 4 г. Курганинска на 2005–2010 годы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель:

  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов.
  • Формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

Задачи:

  1. Укрепление материально-технической базы школы, приведения условий обучения в полное соответствие с санитарно-гигиеническими нормами.
  2. Формирование у школьников через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  3. Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья обучающихся, создание информационного банка “Состояние здоровья учащихся”.
  4. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
  5. Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся.
  6. Обеспечение мотивации:
    -учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в УВП;
    -родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы.
  7. Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.

Педагогические принципы:

  1. Добровольность участия каждого учащегося.
  2. Участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
  3. Формирование у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
  4. Создание у ребенка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
  5. Способность педагогов к неформальному общению с учащимися.
  6. Сотворчество педагогов и детей.
  7. Максимальное развитие детской инициативы.
  8. Тесное взаимодействие с семьей.

Спортивно-оздоровительная инфраструктура школы:

- 2 спортивных зала;
- спортивное оборудование и инвентарь;
- спортивные площадки :

*для игры в футбол
*для игры в минифутбол
*для игры в волейбол
*для игры в баскетбол
*для игры в ручной мяч

- гимнастический городок
- игровая площадка для учащихся начальной школы;
- зона пассивного отдыха;
- кабинет ЛФК;
- медицинский кабинет;
- столовая (100% охват горячим питанием);
- кабинеты логопеда, психолога, социального педагога.

Квалифицированный персонал:

- учителя физической культуры -4;
- педагог- психолог;
- учитель-логопед;
- врач-педиатр;
- фельдшер;
- педагоги дополнительного образования

Направления педагогической деятельности в формировании здоровья учащихся:

- формирование ценностного отношения к здоровью всех участников педагогического процесса;
- внедрение традиций, пропагандирующих и способствующих ЗОЖ;
- формирование валеологической культуры педагогов, учащихся и их родителей;
- отслеживание параметров здоровья всех участников педагогического процесса;
- профилактика и коррекция социально вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании);
- социально-педагогическая поддержка детей-инвалидов.

Деятельность по реализации программы:

Учебная

1. Уроки биологии, ОБЖ, природоведение (1-4 класс), элективные курсы: “Человек и природа”, “Мы среди людей”, “Медицинская география”, “Педагогика здоровья”:

  • изучение вопросов формирования здорового образа жизни;
  • написание рефератов по темам “Вредные привычки и борьба с ними”, “Значение занятий спортом для здоровья человека” и др.;
  • динамические паузы между уроками;
  • физкультминутки на уроках;
  • предметные недели химии, биологии, физической культуры.

2. Уроки физической культуры:

  • развитие основных физических умений и навыков учащихся;
  • формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
  • уроки ритмики в классах коррекции;
  • “третий час физкультуры” в начальной школе – кружок ритмики по плану работы ЦДТ, СОГ ДЮСШ.

Внеурочная

  1. Тематические лекции и классные часы.
  2. Проведение бесед с врачами о личной гигиене школьников, профилактике заболеваний.
  3. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, привитию интереса к занятиям физической культуры.
  4. Спортивные праздники, Дни здоровья, “Веселые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, туристические слеты и туристические походы, экскурсии, “Спартианские игры”, “Президентские состязания”
  5. Просмотр видеофильмов о социально вредных привычках, о ЗОЖ.
  6. Проведение семинаров, улучшающих теоретические сведения учащихся.
  7. Работа спортивных секций: легкой атлетики, волейбола, футбола, бокса, “Вечерний спортзал”, киокушинкай каратэ-до.
  8. Посещение учащимися спортивных секций в различных учреждениях дополнительного образования.
  9. Участие в муниципальных, региональных спортивных соревнованиях.

Здоровьесберегающая

  1. Диспансеризация учащихся (2, 5 классы).
  2. Диспансеризация работников школы (2007 г.)
  3. Периодические осмотры учителей, учащихся школьным врачом.
  4. Профилактические прививки.
  5. Выпуск бюллетеней по состоянию здоровья учащихся.
  6. Витаминизация.
  7. Работа медико-психолого-логопедической служб школы.
  8. Работа стоматологического кабинета в школе в течение 2005-2006, 2006-2007 учебного года.
  9. Использование СанПиНов, приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами образовательной среды школы (мебель, режим освещения, проветривание помещений, режим работы школы, структура урока, психологический комфорт, горячее питание учащихся, 20 минутные перемены - дети получают полноценных отдых, возможность побывать на свежем воздухе, что положительно сказывается на состоянии здоровья).
  Наименование мероприятий Сроки реализации Исполнитель, ответственный за исполнение

1.Анализ и создание условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья школьников в школе

1.1 -Осуществление контроля за соблюдением норм СанПиНа;

-своевременный ремонт здания и оборудования;

- регулярная корректировка инструкций по ТБ, инструктирование;

-работа по благоустройству территории и помещений школы.

-организация летнего отдыха, труда и занятости школьников

2005-2010 Кузьменко И.А., заместитель директора по АХР

Бородачев Н.В., ответственный за ОТ и ТБ

Гавриленко И.А.,Капитонова Т.Н.

1.2 Проведение экспертной оценки хода реализации инновационных педагогических технологий 2005-2010 Маловичко О.В., заместитель директора по учебно-методической работе
1.3 Развитие материально-технической базы школы:

-оборудование медицинского кабинета;

-оборудование кабинета педагога-психолога;

-установка нестандартных спортивных сооружений;

-восстановление беговой дорожки ;

-пополнение спортивного оборудования;

-замена электропроводки в столовой;

-приобретение водогрейного котла в столовую;

-приобретение посуды в столовую;

-приобретение учебно-методической литературы.

2005г.

2008г.

2009г.

2006г.

2005г.

2005г.

2006г.

2005-2010г.

Кузьменко И.А., заместитель директора по АХР
1.4 Переподготовка и повышение квалификации педагогов по вопросам культуры сбережения здоровья.

Повышение уровня знаний педагогического коллектива школы через семинары, лекции и другие формы работы.

2005-2010г. Маловичко О.В., заместитель директора по учебно-методической работе
1.5. Разработка и издание методических рекомендаций по применению здоровьесберегающих технологий на различных уроках, диагностических, оздоровительных программ. 2005-2010г. Методический совет

2.Организация и проведение диагностических мероприятий

2.1 Организация и осуществление комплексного мониторинга состояния здоровья обучающихся, учебной нагрузки;

здоровья учителей.

2005-2010г. Забияка Н.Т., зам. директора по учебной работе;

Резников С.А., педагог-психололог;

Абгарян А.М., фельдшер

2.2. Создание базы данных о состоянии здоровья обучающихся и учителей на основе комплексной оценки. 2005-2010г. Луценко Л.В., секретарь

3. Организация профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий для обучающихся.

3.1. Обеспечение качественного и рационального питания школьников и педагогов. 2005-2010г. Чаушник О.В., директор школы,

Лукашина Г.А., шеф-повар

3.2. Работа по организации занятий ЛФК. 2005-2010г. Забияка Н.Т., заместитель директора по учебной работе;

Колдобенко Н.И., инструктор ЛФК

3.3. Психопрофилактическая работа, направленная на повышение степени устойчивости при стрессовых ситуациях. 2005-2010г. Резников С.А., педагог-психолог
3.4 Проведение физкультминуток на уроках, подвижных перемен, увеличение уроков физкультуры. 2005-2010г. Учителя физкультуры

Учителя-предметники

Педагоги дополнительного образования

3.5. Проведение декады по совершенствованию фитомодулей. 2006-2010г. Классные руководители
3.6. Проведение психологических познавательно-развивающих занятий 2005-2010г. Резников С.А., Педагог-психолог

4.Формирование системы знаний о здоровьесбережении

4.1. Различные формы урочной и внеурочной деятельности:

-уроки здоровья;

-кружок “Экология”; “Дизайн садового участка”

-кружок “Школа докторов природы”;

-работа программы “Помоги себе сам”;

- уроки биологии, ОБЖ, природоведения (1-4 класс), элективные курсы: “Человек и природа”, “Мы среди людей”, “Медицинская география”, “Педагогика здоровья”

2005-2010г. Гавриленко И.А., заместитель директора по воспитательной работе;

классные руководители, учителя ;

педагог-психолог

4.2 Организация и проведение олимпиад, спортивных праздников и состязаний для школьников с участием педагогов и родителей обучающихся. Ежегодно Гавриленко И.А., Заместитель директора по воспитательной работе, учителя физкультуры

5.Работа с родителями обучающихся

5.1 Различные формы работы с родителями обучающихся:

*беседы

*лекции

*анкетирование

*спортивные праздники

Постоянно Гавриленко И.А., зам. директора по воспитательной работе; Лепяхова И.А., соц. педагог; Рябушенко А.Е., учитель физической культуры

6.Внешние связи школы в рамках реализации комплексно-целевой программы “Здоровье и физическая культура”

6.1. Установление связей и сотрудничество с общественными и другими заинтересованными организациями. 2005-2010г. Гавриленко И.А., заместитель директора по воспитательной работе;

Лепяхова И.А., социальный педагог

6.2. Популяризация форм здоровьесберегающеей деятельности через все доступные средства массовой информации. 2005-2010г. Меньшев А.Н., ответственный за работу школьного web-сайта, Васильева С.Н., заведующая школьной библиотекой

Предполагаемые результаты реализации программы:

  • Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физической культурой и спортом. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
  • Укрепление социально-психологического здоровья учащихся, развития их коммуникативных способностей, нравственные и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физически нравственного, морального и социального здоровья школьников.
  • Повышение социального самосознания статуса личности, развития гражданской инициативы и самостоятельности, навыков социализации.

Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов:

- Динамика изменений в состоянии психофизического и нравственного здоровья обучающихся.
- Динамика изменений в состоянии психофизического здоровья педагогов.
- Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.
- Количественный и качественный показатели участия школьников в районных спортивных соревнованиях.

Формы представления результатов программы:

- Ежегодные публичные аналитические отчеты о ходе реализации комплексно-целевой программы.
- Методические рекомендации и разработки по проблеме здоровьесбережения.
- Материалы научно-практических семинаров, конференций и др..
- Тематические методические пособия.
- Авторизованные программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности.