Конспект урока-путешествия по математике в 1-м классе по учебникам Б.П. Гейдмана

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется, учитьприменять этот закон в тех случаях, когда это облегчает вычисления.
  • Закреплять состав чисел.
  • Учить моделировать фигуры из бумаги.
  • Развивать познавательную деятельность учащихся, учить рассуждать и доказывать, развивать мышление, память, речь.
  • Расширять кругозор, словарный запас учащихся.
  • Воспитывать любовь к Родине, интерес к математике, аккуратность и внимание, чувства взаимопомощи и товарищества.

Оборудование. Художественно оформленная школьная доска с нарисованными реками (Сетунь, Москва-река, Ока, Волга) и Каспийским морем; иллюстрациями городов (Москва, Коломна, Нижний Новгород, Астрахань), расположенными в местах впадения одной реки в другую; рисунки автобуса и паровозика с двумя вагончиками, аудиокассета с мелодиями шума реки, пение птиц, карточки с круговыми примерами, детали к составлению пароходика и лодочки, сигнальная карточка, бейджики для экскурсоводов и стюардессы.

 Ход урока

У.

Ну, ребята, чур молчок.

Начинается урок.

(Сегодня надо включить фантазию, воображение)

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (река)

Течет-течет
Не вытечет,
Бежит, бежит –
Не выбежит. (река)

У. На одном из уроков окружающего мира мы отвечали на вопрос “Куда текут реки?”

Кто напомнит, как путешествовала вода?

Д. Москва-река - Ока – Волга – Каспийское море.

У. Сегодня мы с вами отправимся по этому маршруту, но начнем путешествие с реки Сетунь.

(открывается доска)

У. На чем же мы можем отправиться в путешествие по этой маленькой речушке?

Д. На лодочках, пароходике, плотах.

У. Создавать начну я флот. Превращу я бревна в плот.

(Откройте коробочку, в которой лежат полоски бумаги с круговыми примерами)

Возьмите примеры и представьте, что это бревна. Свяжите их в плот. Как это сделать?

Д. Решить круговые примеры.

У. Один на доске, остальные на парте собирают плот.

(звучит мелодия пения птиц и журчания ручейка)

Проверка. Самопроверка с доской.

У. Так как до Москва - реки плыть на плотах долго, поэтому нам придется пересесть в автобус, который довезет нас до места впадения Сетуни в Москва – реку, где мы снова поплывем по воде.

( Разбираем плоты и убираем их)

А вот и автобус с экскурсоводом.

Как вы думаете, хватит ли всем места в автобусе, если их 30, а нас …. Сколько нас? (24)

Так хватит? Почему?

Тогда занимаем места и отправляемся в путь.

(Рассказ ученика - экскурсовода)

Москва основана в 1147 году Юрием Долгоруким. В этом учебном году ей исполняется 860 лет. Москва многое повидала на своем веку. 5 декабря москвичи отметили 65-летие битвы под Москвой. Вот мы проезжаем мимо Александровского сада, где находится могила Неизвестного солдата. Осталось еще немного, и мы окажемся на берегу Москва - реки. Вон вдали уже видно колесо обозрения. (вывешивается иллюстрация колеса обозрения в Парке Горького на доску)

У. Здесь мы расстаемся с экскурсоводом. Встаем и выходим из автобуса, отправляемся в парк.

(звучит песня “Вместе весело шагать” в исполнении детей, дети маршируют)

Сели на скамейки. Откройте учебники.

Посмотрите на колесо обозрения (№1)

- Сколько кабинок занято?
- Сколько пустых?
- Сколько всего? Как узнали? (5+3=8)

(запись на доске одним)

Значит, сколько пустых?

- Сколько занято?
- Сколько всего? Как узнали? (3+5=8)

(запись на доске)

Сравните примеры. Чем похожи?

Д. Одинаковые слагаемые и суммы.

У. Чем отличаются?

Д. Слагаемые поменялись местами.

У. Изменилось ли значение суммы?

Д. Нет.

У. Значит, какой вывод вы можете сделать?

Д. От перестановки слагаемых сумма не изменяется.

У. Тема нашего урока – переместительный закон сложения.

Законов в математике много, и с ними мы будем знакомиться постепенно. А сегодня – переместительный закон сложения.

О чем он гласит?

Д. От перестановки слагаемых сумма не меняется.

У. А теперь представьте. (№3)

На каруселях катались 3девочки и 6 мальчиков. Сколько всего ребятишек каталось на

каруселях? (на доске запись 6 + = ; 3 + = )

Д.

6+3=9 (запись решения на доске)
3+6=9 (запись решения на доске)

У. В каком случае легче посчитать? Почему?

Д. Удобнее к большему числу прибавить меньшее число.

У. Для чего же нужен этот закон?

Д. Чтобы удобнее было считать.

У.

Посидели, отдохнули.

Пора продолжить наше путешествие.

Мы оказались недалеко от впадения Сетуни в Москва - реку.

Как вы думаете, на чем мы поплывем дальше?

Д. На лодочках.

У. Возьмите 2 больших квадрата в левую руку, а 2 треугольника в правую. Покажите.

Надуем лодочки.

(Два ученика на доске, а остальные на парте составляют из этих фигур лодочку)

Отправляемся в путь.

(звучит мелодия пения птиц и журчания ручья)

У.

Приучайтесь думать точно.
Все исследуйте до дна!
Вместо кочек на страничке
Цифра верная нужна. (№4)

(один ученик на доске, а остальные в учебнике вставляют пропущенные числа,проверка осуществляется с помощью сигнальной карточки)

4 + = 7; 2 + = 8; 1 + = 6; 5 + = 9.

3 + = 7; 6 + = 8; 5 + = 6; 4 + = 9.

У. Я рада, что мы преодолели это препятствие. Подплываем к берегу. Выходим на берег.

Физминутка.

К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись,
1,2,3,4,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль,
Все как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег. Молодцы.

У. Мы с вами, ребята, оказались, в месте, где Москва-река впадает в Оку. Занимаем места в лодках и плывем дальше.

Вот проплываем г. Коломну.

(звучит колокольный звон, учитель рассказывает)

Город этот основан в 1177 году. Каждому человеку, посещающему город, бросается в глаза обилие памятников архитектуры: кремлёвские башни, здания церквей и соборов, шпили колоколов. Когда вы подрастете, посетите этот город и убедитесь сами в его красоте.

Мы подплываем к Нижнему Новгороду. Здесь мы сделаем остановку. Лодки сдуем.

(дети убирают геометрические фигуры в коробочку)

А сами отправимся посмотреть город.

Поднимаемся по ступенькам. (№6 – задания в клеточках)

(дети хором называют числа и пишут в тетради 123456789)

У. А вот и экскурсионный паровозик с 2 вагончиками

(на доске появляется паровозик из №5)

Как 6 ребят могут разместиться в двух вагончиках экскурсионного паровозика?

и   и   и   и   и .

Занимаем места.

(дети в учебнике заполняют пропущенные клеточки, проверка фронтальная)

У. А вот и экскурсовод.

(рассказ ученика - экскурсовода)

История Нижнего Новгорода начинается в 1221 году. Он был основан у места слияния великих русских рек Волги и Оки князем Юрием Всеволодовичем. Была пора, когда Нижний Новгород был назван столицей великого княжества, которое просуществовало более 50 лет. С Нижним Новгородом связаны имена великих людей. Это Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский памятник, которым стоит у вас в Москве на Красной площади. Это и поэт Александр Сергеевич Пушкин, произведения которого вы будете изучать.

У. Давайте поблагодарим экскурсовода и снова спустимся к реке. (№6 – в клеточках)

(дети хором называют числа и пишут в тетради 987654321)

У. Продолжим наше путешествие на теплоходе.

Возьмите 2 детали с начерченными клетками и соберите теплоходик.

 

(двое собирают на доске один теплоход, а остальные у себя на парте)

 

У.

От зеленого причала оттолкнулся пароход,
Он назад шагнул сначала,
А потом шагнул вперед
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Расположились в каютах на отдых.

( звучит песня “Течет река Волга” в исполнении Людмилы Зыкиной)

У. Так как долго не занимались, то, наверное, забыли тему нашего урока. Кто напомнит?

Д. Переместительный закон сложения.

У. О чем он? Сейчас я посмотрю, как вы все поняли. (№6 – в клеточках)

Вставьте пропущенные числа:

5 + 2 = 2 + ; 3 + 2 = + 3; 1 + 4 = 4 + .

7 + 1 = + 7; 2 + 6 = 6 + ; 5 + 3 = + 5 .

( дети в учебнике выполняют это задание)

Проверка. Фронтальный опрос.

У. Какой вывод мы можем сделать?

Д. Если суммы одинаковые, то и слагаемые должны быть одинаковыми.

У. А теперь попробуйте сравнить выражения. (№6 – в клеточках)

2 + 7 … 7 + 2; 2 + 4 … 4 + 2; 6 + 1 … 1 + 6.

1 + 8 … 8 + 1; 3 + 6 … 4 + 2; 4 + 3 … 3 + 4.

(дети в учебнике выполняют задание)

Проверка с помощью сигнальной карточки.

У. Какой вывод можем сделать, выполнив это задание?

Д. Если слагаемые одинаковые, то суммы равны.

У.

Славно потрудились!

Вот мы подплываем к Астрахани, где Волга впадает в Каспийское море. Здесь мы и закончим наше путешествие по рекам. Обратно будем возвращаться на самолете, а то родители, наверное, соскучились.

(выходит ученица - стюардесса)

С. Но, чтобы вас пустили в самолет надо сказать волшебную фразу. Какую?

Д. Переместительный закон сложения.

С. О чем он?

Д. Если слагаемые поменять местами, то значение суммы не изменится. От перестановки слагаемых сумма не меняется.

С. Проходите. Садитесь, пристегните ремни. Отдыхайте. Скоро будем в Москве. Устали, наверное.

Где ж вы побывали? Чем занимались?

(дети рассказывают о том, на чем они путешествовали и чем им пришлось заниматься во время путешествия)

С. Идем на посадку.

У. Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам путешествие? Все собираем вещи и идем за стюардессой к родителям. Кого не пришли встречать, тот остается пока со мной.