Урок-конспект по природоведению в 3-м классе по теме "Полезные ископаемые"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
  • расширить кругозор, интерес к предмету;
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: карта Тюменской области, условные знаки полезных ископаемых, рисунки детей, сообщение о полезных ископаемых, учётные листы, музыкальное сопровождение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

- Начнём урок с прослушивания записи песни. О чём она?

Слушание песни “Край родной”.

- О чём песня?

- Чему будет посвящен урок?

3. Постановка учебной цели.

- Обратите внимание на оформление доски. По какой теме мы можем подвести итог? (Полезные ископаемые).

- сегодня на уроке мы повторим и обобщим изученный материал по теме “Полезные ископаемые”, проверим ваши знания, узнаем новое.

4. Выбор формы проведения урока.

- Как можно изучать родной край, его богатства, чтобы было интересно?

- Проведём наш урок в форме путешествия. Что поможет не сбиться с пути?

- Карта может рассказать о многом. Послушайте сообщение.

Наш край называется Ханты-Мансийский Автономный Округ, Тюменская область, город Нижневартовск. Наша местность расположена на Западно-Сибирской равнине, она плоская. Город стоит на берегу реки Оби, которая берёт начало в горах Алтая и впадает в Карское море. На территории нашего района много полезных ископаемых.

- Что необходимо учесть в путешествии? (Погоду)

- Слово главному синоптику.

Я – синоптик, т. е. специалист, дающий прогноз погоды.

Сегодня – 28 февраля 2007 года. Температура воздуха – 15 градусов ниже нуля. Ясно. Погода благоприятна для путешественников.

5. Робота по теме урока.

- В пути мы будем вести путевые листы, в которых выполним задания, занесём свои наблюдения.

- Прочтите тему на путевом листе.

- Что называют полезными ископаемыми?

- Запишите самостоятельно определение в своём путевом листе. Это первое задание.

- Прочтите определение (один ученик).

- Как справился?

- Если у вас правильный ответ, поставьте +.

Тема “Полезные ископаемые”

Путевой лист ученика 3 В класса _____________________________

1. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Распредели по группам полезные ископаемые:

Твёрдые                                      Жидкие                      Газообразные

_________________     _________________      ____________________

_________________     _________________      ____________________

_________________     _________________      ____________________

3. Запиши общее свойство нефти, торфа, газа.

- В пути нам встретится человек, который больше других знает о полезных ископаемых. Кто это?

- Послушайте сообщение геолога.

Я – геолог, специалист по геологии. А геология – наука о том, как ищут полезные ископаемые. Я загадаю загадки, о чём они?

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделаешь миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

 На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)

Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрения. (Торф)

- Полезные ископаемые на карте изображают условными знаками (показ знаков на доске).

- Полезные ископаемые ищут с помощью специальных приборов, а вы по признакам распределите по группам в ваших путевых листах. Это второе задание в путевых листах.

- Проверим. У доски распределите знаки данных полезных ископаемых по группам. Кто выполнил задание правильно – поставьте +.

Итог: вы хорошо знаете полезные ископаемые и умеете распределять их по группам.

- Каждое полезное ископаемое добывают с определённой целью, зная их свойства. Какое свойство объединяет нефть, торф, газ? Запишите в путевых листах. Это третье задание.

- Поменяйтесь листами. Взаимопроверка (горючесть).

- Поднимите руки те, кто правильно выполнил задание.

- Продолжим путешествие по карте. Каким полезным ископаемым особенно богат наш край?

- С кем встретимся на буровой?

- Послушайте сообщение нефтяника.

Я – нефтяник, человек, добывающий нефть. Нефть – это масляная жидкость чёрного, бурого цвета с зелёным или красноватым оттенком. За миллионы лет отмирающие остатки растений и живых организмов разлагались в толще земной коры. Под давлением земной поверхности образовывались полезные ископаемые. Часто в разломах земной поверхности появлялись маслянистые пятна нефти. Но люди не сразу научились использовать нефть в своих целях. Только с изобретением двигателя внутреннего сгорания люди стали использовать нефть и нефтепродукты. Чтобы добыть нефть необходимо пробурить скважину и отказать нефть из земных глубин.

- Спасибо за сообщение.

- Запасы полезных ископаемых не бесконечны. Что произойдёт, если использовать полезные ископаемые не экономно?

- Человек научился экономно использовать полезные ископаемые. Что можно изготовить из нефти и её составляющих?

(Сообщение детей по рисункам).

Итог: более 500 наименований изделий производят из нефти. Как называют нефть? (Чёрное золото).

- При добыче нефти бывают проблемы. Кто изучает проблемы природы?

- Сообщение эколога.

Я эколог – специалист, изучающий взаимосвязи живых организмов и человека с окружающей средой. Когда–то человек не имел того, что имеет сейчас. Люди стали покорять природу. В результате этого покорения загрязнялся воздух, вода. Под угрозой исчезновения более тысячи видов животных, 25 тысяч растений. При добыче полезных ископаемых случаются катастрофы, терпят крушение поезда, суда. Нефтепродукты попадают в моря, реки. Гибнут звери и птицы. Учёным удалось вывести бакпрепараты, при обработке которых загрязнённые участки в течение пяти лет очищаются. На их месте появляются водоросли.

- Я хочу добавить. Случайные разливы нефти загрязняют берега и угрожают хрупкому экологическому балансу. В 1989 году разлив нефти в проливе Принца Уильяма на Аляске загрязнил одно из наиболее чистых мест обитания животных 11 миллионами баррелей сырой нефти. В результате умерло около 3-х тысяч выдр и почти 300 тысяч птиц, а так же бесчисленное количество малюсков и растений, чувствительных даже к малейшему присутствию нефти и нефтепродуктов.

Если такие разливы будут продолжаться, природа потеряет свои красивейшие уголки. Каждый должен позаботиться о здоровье природы.

- Чем каждый из нас может помочь природе?

- Что можно сделать для сохранения полезных ископаемых?

6. Итог урока.

- Наше путешествие подходи к концу. Что нового узнали?

- Что необходимо запомнить?

- По результатам путевых листов будут выставлены оценки.

- Мы познакомились с людьми интересных профессий, вы показали свои знания по теме, но есть ещё много проблем, которые предстоит решать вам, а для этого надо совершенствовать, свои знания, быть добрыми и любящими хозяевами своего края. Задумайтесь над этими строками…

Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.