Занятие "Не нужен и клад, если в семье лад"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • закреплять у воспитанников правильное представление о полноценной семье, побуждать к проектированию своих будущих семей;
  • развивать умение выражать свои мысли, рассуждать, используя правильные грамматические формы в предложении;
  • воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в семье;
  • коррекция эмоционально-волевой сферы на основе уточнения эмоциональных представлений.

Материал:

модель лодки, таблицы “Образ идеального мужчины и женщины”, кроссворд, карточки с ситуациями, бумажные силуэты чашек с пословицами, кресло, платок, магнитофон, аудиозаписи.

Ход урока

Организационный момент.

1.Упражнение “Азбука комплиментов”

Предлагается каждому игроку назвать одно качество человека, сидящего справа, на первую букву имени. Например: Валя – веселая, Рома – робкий, Лена – ласковая, Сережа – смелый и т.д.

Вступительная часть.

1.Инсценирование отрывка из русской народной сказки “Царевна-лягушка”.

Вопросы:

- Что заставило братьев выйти в чистое поле?

- Как братья выбирали себе жен?

- Выбор всех ли братьев был удачным и почему?

Воспитатель. А он и не мог быть другим. Так легкомысленно выбирать себе спутника жизни могут только литературные герои. А в жизни к вопросу женитьбы и замужества нужно подходить очень серьезно. Но к сказке мы обратились не случайно. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. И я надеюсь, что сегодня вы извлечете хороший урок из нашего серьезного разговора. А разговор у нас пойдет, как вы уже догадались о семье.

Вопросы:

- Что такое семья?

- Для чего люди создают семью?

- Какие условия необходимы для создания семьи?

Воспитатель. Семейную жизнь можно сравнить с путешествием. Семья начинается, когда двое садятся в семейную лодку (демонстрация лодки). Но доплывут ли они до цели, которая называется семейным счастьем, - это большой вопрос. Ведь именно в этой лодке семейным людям суждено встретить все превратности плавания по морю жизни. Какие испытания уготованы плывущим? Чего им надо опасаться и о чем заранее побеспокоиться?

Прежде всего, нужно побеспокоиться о том, чтобы рядом с вами в семейной лодке не оказался случайный человек.

Вопрос:

- Что для этого нужно?

Какого человека вы возьмете в свою семейную лодку. У каждого есть свое представление об этом спутнике. Давайте сейчас попробуем создать собирательный образ идеального партнера.

Основная часть.

1. Составление образа идеального спутника.

Мальчики создают образ идеальной женщины, девочки – мужчины. Для удобства в работе предлагаю вам карточки:

- Качества личности;

- Черты характера;

- Умения необходимые для выполнения семейных ролей;

- Интересы и увлечения;

- Предпочитаемые профессии.

После выполнения задания идет обсуждение.

Воспитатель. Ребята, принимая решение создать семью, человек должен хорошо понимать, что жизнь его коренным образом изменится. Придется менять одни привычки на другие, учиться объединять свое Я в МЫ, преобразовывать МОЁ в НАШЕ. И когда это удается, говорят “У них счастливая семья”.

Вопросы:

- Ребята, а что в вашем понимании СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ?

- Семья, которой нет детей, может быть счастливой?

- Есть в семье он и она, есть дети, есть одна крыша над головой, одна фамилия, документ о родстве. А домой идти не хочется, идешь туда, где тебя больше ждут и понимают. Что это - семья?

Воспитатель. Семья – это, прежде всего внутренняя близость людей. Когда она есть, тогда и семья есть. В такой семье и друзьям и родственникам тепло и уютно.

2. Решение кроссворда “Родственники”.

Мать мужа? (свекровь)

Отец мужа? (свекор)

Мать жены? (тёща)

Отец жены? (тесть)

Жена сына? (сноха)

Муж дочери? (зять)

Брат жены? (шурин)

Сестра мужа? (золовка)

Вопросы:

- Что может помешать семейному счастью?

- Что может стать причиной конфликтов?

- Как научиться бесконфликтному общению?

3. Поиск правильного выхода из проблемной ситуации.

Воспитатель. Сейчас вы попробуете найти правильный выход из предложенных ситуаций. Если это необходимо, принять компромиссное решение. Работа проводится в парах МАЛЬЧИК-ДЕВОЧКА. Обыграйте ситуацию как в театре.

Ситуация 1. Супруги смотрят телевизор. Жена хочет смотреть “Танцы со звездами”, а муж – боевик.

Ситуация 2. На 8 Марта муж подарил жене дорогие духи, а ей очень хотелось получить новую сумочку.

Ситуация 3. В воскресенье супруги планировали пойти на концерт. На работе сослуживцы предложили мужу поехать на рыбалку, о которой он давно мечтал.

Ситуация 4. Жена посылает мужа на рынок за картофелем для приготовления обеда. Муж увлеченно смотрит футбол.

Ситуация 5. Муж пришел с выставки, и увлеченно рассказывает жене о том, что его работы признаны лучшими. Жена не обращая внимания на него, продолжает пылесосить ковер.

Воспитатель. Молодцы! Сегодня вы успешно нашли выход из предложенных ситуаций.

Жизнь в семье требует от человека душевности, постоянного самопожертвования, способности заботиться о другом человеке, чувствовать его душевное состояние, жить его интересами, радостями, заботами. Трудно удержаться в семейной лодке, если ей управляет только один человек. Ей не выстоять в шторм и не вынести бурю. И тогда семьи уже нет. У поэта Владимира Маяковского есть такое выражение: “Семейная лодка разбилась о быт” т.е. не вынесла трудностей семейной жизни. А в народе говорят “Разбитую чашку не склеишь” это когда не возможно вернуть хорошие прежние отношения между людьми. У нас сегодня то же есть разбитые чашки. И от вас зависит, сумеете ли вы их склеить.

4.Упражнение “Разбитая чашка”.

Описание: бумажный силуэт чашки с написанной пословицей, разрезан на две половинки. Соединить их не составляет труда, но склеенной чашка считается лишь в том случае, если вторая половина пословицы подобрана, верно. После выполнения упражнения идет толкование смысла пословицы.

  • Выбирай себе жену не в хороводе, а в огороде.
  • Кто без присмотра в колыбели, тот весь век не при деле.
  • Муж без жены, что гусь без воды.
  • Добрая жена хозяйству научает, а злая от дома отлучает.
  • Ворота строятся на двух столбах, а дом на двух головах.
  • Муж голова, жена душа.

Воспитатель. Молодцы. Вы все сделали правильно, мудрые пословицы запомните, и следуйте им в жизни.

А сейчас я вам предлагаю путешествие на волшебном кресле в ваше будущее.

Заключительная часть.

Упражнение “Путешествие в будущее”

Описание: воспитанник садится в кресло, ему завязывают глаза платком, звучит короткий музыкальный отрывок и по его окончанию воспитатель сообщает, в каком году оказался участник игры. Рассказывать о себе воспитаннику помогают вопросы, которые задают дети. Заканчивается путешествие по команде: “1,2,3,4,5 возвращайся к нам опять”.

Рефлексия по поводу путешествия.

- Какие чувства испытываешь, когда сидишь в кресле?

- Что понравилось?

- Что было представить легко, а что трудно?

- Где было комфортнее находиться, в кресле или рядом с ребятами?

Итог.

Воспитатель. Наш разговор подошел к концу. И хочется верить, что он состоялся не зря. Нам предстоит совершить еще много путешествий в семейной лодке по реке жизни, и узнать все то чего мы с вами еще не узнали. Спасибо за работу.

Литература.

  1. Научно-методический журнал “Классный руководитель” №3, 2005 год.
  2. Трошихина Е.Г. “Тренинг развития жизненных целей”.