Урок ознакомления с окружающим миром в 3-м классе по теме "Кровь, органы кровообращения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: Создать условие психологической комфортности для каждого ученика.

  1. Обучающая: обеспечить условия для формирования представлений о крови и органах кровообращения; оказание первой помощи при кровотечениях; продолжить знакомство с лекарственными растениями Хакасии.
  2. Развивающая: развивать психологические процессы ребенка( память, внимание, мышление, воображение); интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация).
  3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, укреплять гигиенические навыки.

Оборудование: таблицы “Скелет человека”, “Органы кровообращения”, кроссворд “Скелет”, открытки и картинки “Лекарственные растения Хакасии”, пластилин (разноцветный), жгут.

Базовые понятия урока:

артерия

вена

капилляры

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

донор

Оформление доски:

Скелет человека (табл.).

Органы кровообращения (табл.).

Кроссворд.

Таблички с базовыми понятиями на слайдах (мультимедиа).

Слова В.Г.Белинского (см. в конспекте).

Слайды: лекарственные растения Хакасии кровохлёбка, сосна, рябина, вишня.

Структура урока.

1. Орг. момент.

2. Установление целей и мотивация.

3. Актуализация знаний. Индивидуализация знаний.

4. Объяснение нового материала:

1)мотивирующая сценка;

2)аналитическая работа по теме.

5. Практическая часть.

6. Интеграция навыков.

7. Подведение итогов. Тестирование.

8. Домашнее задание (по группам).

9. Рефлексия.

10. Это интересно “Оказывается!”.

Ход урока.

I.Орг. момент.

Учитель. Здравствуйте, дети! Сегодня солнечная погода! Пусть работа будет вам в радость и день пройдёт удачно!

II.Установка целей и мотивация.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света ЧЕЛОВЕКА. Белинский говорил: “ Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм-это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод”.

Чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться на уроке, и на следующих уроках.

III. Актуализация знаний.

Учитель. На дом вам было задано повторить изученное о скелете. О чём нам символизирует модель человека?

Дети. О том, что человек-это дитя природы и состоит он из 100 000 000 000 000 (ста триллионов) малюсеньких клеточек, а каждая из них состоит из всех веществ окружающей нас природы.

Учитель. А что же нам помогает удерживать в себе такую массу клеток?

Дети. Скелет человека.

Индивидуальная работа.

Учитель. 6 уч-ся работают по карточкам (Режим дня. Кожа - надёжная защита организма. Головной мозг. Спинной мозг Скелет. Утренняя гимнастика), а остальные –вместе со мной. Нам предстоит разгадать кроссворд.

Вопросы.

  1. Чем соединяются между собой кости? (СУСТАВЫ)
  2. Чем заканчивается позвоночник? (КОПЧИК)
  3. Из скольких больших и маленьких костей состоит скелет?(200)
  4. Они бывают взрослые и детские. Ими копают землю. (ЛОПАТКИ)
  5. Что защищает головной мозг от повреждений? (ЧЕРЕП).
  6. Из скольких пар рёбер состоит грудная клетка? (12)

Учитель. А теперь найдите и прочитайте слово по вертикали (СКЕЛЕТ)

Назовите основные части скелета.

Дети. Череп, позвоночник, грудная клетка, тазовые кости, верхние и нижние конечности.

Учитель. Какую роль играет скелет в организме человека?

Дети. Он является опорой и защитой, обеспечивает движение нашему организму вместе с мышцами, которые крепятся к костям скелета.

Учитель. Какой смысл вы вкладываете в слова “ У него правильная осанка?”

Дети. Прямая спина, поднятая голова, опущенные плечи.

IV. Новый материал.

а) Мотивирующая сценка.

Сын. Мам! Мы сегодня играли в “Короля и принцессу”. Я королём был, а принцессой Юлю выбрать хотели. А тут Оля подлетела и кричит: “Я принцессой буду, потому что у меня кровь голубая!” Я говорю: “Докажи!” А она: “Пусть твоя Юленька доказывает, а настоящих принцесс и так видно!” и ушла. Мам, может, у неё и правда кровь голубая?

Мама. Нет, голубая кровь только у раков бывает, а у человека - красная. Но раньше считалось, что у людей богатых- князей и королей - голубая кровь. Это приданье пошло из Испании. Бедные люди, которые много времени проводили под лучами солнца, имели тёмный цвет кожи. А люди богатые - белую кожу с голубыми жилками. Однако, бедны мы или богаты, чернокожи или белокожи, кровь у нас КРАСНАЯ!

Сын. А почему же тогда у нас жилки голубые?

б) Аналитическая работа

(Слова, записанные заглавными буквами, высвечиваются на мультимедиа).

Учитель. Чтобы ответить на этот вопрос, нам предстоит совершить путешествие ОТ главного порта СЕРДЦЕ к маленьким пристаням “ЛЕВЫЙ МИЗИНЕЦ” и “ПРАВЫЙ МИЗИНЕЦ” течёт река с красивым греческим названием “АРТЕРИЯ”. В обратном направлении - течёт другая река с не менее красивым названием “ВЕНА”. По этим рекам течёт не простая вода, а живая. Помните, как в русской сказке? Прибежал серый волк, принёс в зубах хрустальную бутылку с живой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича, все раны на нём затянулись. Встал Царевич, потянулся и сказал: “Как долго я спал”. Кто догадался, как называется эта живая вода?

Дети. Кровь.

Учитель. Правильно, теперь представим себя капитанами, откроем бортовые журналы (тетради ) запишем число и тему.

Как в каждой путёвке принято указывать маршруты, так и мы укажем путь нашего следования. Кто запомнил, как называется порт, из которого мы начнём своё путешествие?

Дети. Сердце (запись в тетрадь).

Учитель. Как называются реки, по которым пройдёт наше путешествие?

Дети. АРТЕРИЯ ВЕНА (запись в тетрадь)

Учитель. Пора в путь! Совершить путешествие нам поможет книга Георгия Юдина “Главное чудо света”.

Итак, от пристани СЕРДЦЕ со скоростью полметра в секунду горячая красная кровь потекла по трубам АРТЕРИИ. Трубы артерии гибкие и эластичные Они очень легко сгибаются. От сердца до пупка - самая толстая часть трубы. Потом от пристани ПУПОК артерия расходится на 2 трубы поуже. От этих речек во все стороны растекаются речушки поменьше, от них миллионы ручейков, а от ручейков - десятки миллионов невидимых без микроскопа родничков. Они такие тоненькие, что 40 штук сложенные вместе будут не толще волоска. Длиной они в полмиллиметра, но если их уложить друг за другом, то получится паутина, который можно два с половиной раза обмотать весь земной шар! Они как корни деревьев, трав, кустарников облепили всё наше тело. Поэтому, где мы с вами ни укололись, где бы ни поцарапались, всегда идет кровь. А может, кто-нибудь знает, как называются эти роднички? (все показывается на таблице)

Капилляры (в тетрадь)

Учитель. Правильно, капилляры. В самой крови-то, что делается?

По нашей реке плывёт целая флотилия, состоящая из красных, белых и фиолетовых корабликов. Больше всего КРАСНЫХ корабликов. Это от них наша кровь КРАСНАЯ.

V.Практическая работа № 1

Учитель. Скатайте из красного пластилина шарик, положите его между большим и указательным пальцами и слегка сдавите, чтобы получилась лепёшка со вдавленными краями.

Пока мы с вами лепили, красные кораблики спокойно плыли по большой реке АРТЕРИИ. Но как только они попали в капилляры, тут же занялись торговлей, а точнее, ОБМЕНОМ. И менялись они на наш, человеческий взгляд, странно. Представьте себе, что я вам даю целую корзину яблок, груш, орехов, конфет. А вы мне - корзину огрызков, косточек, фантиков. Вот так и наши красные кораблики привозят из далёкой страны - ЛЁГКИЕ ценный груз - КИСЛОРОД, который отдают клеточкам, а взамен получают УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ И ОТРАБОТАННЫЕ ВЕЩЕСТВА. Без этого странного обмена мы не прожили бы и 5 минут. Эти красные кораблики называются ЭРИТРОЦИТАМИ (запись в тетрадь).

№ 2. Кроме красных корабликов существуют ещё и белые. Из белого пластилина скатайте небольшие шарики.

Вы все читали сказки и знаете, что на торговые караваны нападали разбойники и пираты. Вот так и в нашем организме. Вы поранили палец. Тут же через ранку ворвались хищные микробы и принялись уничтожать всё вокруг. Вот тут-то начинают действовать белые военные кораблики. Они собираются к месту пореза (учитель собирает белые шарики в одну кучку), где микробы успели погубить множество торговых красных кораблей. Белые захватывают микроб и съедают его, правда, погибают при этом сами. Эти корабли называются ЛЕЙКОЦИТЫ (запись в тетрадь).

Если проникшие в организм микробы очень сильны, лейкоциты гибнут в борьбе с массами. Миллионы их мёртвых тел образуют ГНОЙ.

ГНОЙ - ПОГИБШИЕ ЛЕЙКОЦИТЫ (запись в тетрадь).

Пираты разгромлены, но в наших кораблях образовались ПРОБОИНЫ.

Чтобы их заделать существуют фиолетовые кораблики.

№3. Сначала слепите фиолетовые шарики.

Фиолетовые кораблики свёртывают кровь и не дают ей вытечь. Называются они ТРОМБОЦИТАМИ. ТРОМБОЦИТЫ - СВЁРТЫВАЮТ КРОВЬ (запись в тетрадь )

Физ минутка. (физ. cектор).

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске - руки в боки,

Наклонились влево – вправо,

Получается на славу!

VI.ИНТЕГРАЦИЯ НАВЫКОВ.

Учитель. Теперь наши САНИТАРЫ расскажут том, как оказать первую помощь при кровотечениях.

Первый САНИТАР: При малейшем ранении на поверхности кожи выступает кровь. Это разрушены капилляры. Такое кровотечение остановить легко, но как поступить, если повреждены крупные сосуды? В этом случае следует обработать йодом. Перевязать ранку чистым бинтом. Дать возможность больному спокойно полежать, т.к. от движения работа сердца увеличивается и кровь начинает идти сильнее. При сильных кровотечениях выше раны накладывают ЖГУТ (Практическое занятие наложение жгута). Но больше полутора часов его оставлять нельзя, т.к. может наступить ПАРАЛИЧ, даже омертвление частей тела.

Учитель. Как поступить, если под руками нет йода и бинта?

Второй САНИТАР. Надо приложить чистый подорожник. А если идёт кровь из носа, надо положить холодный компресс.

В народной медицине существует немало рецептов для остановки кровотечения. Например, у нас в Хакасии растут сосна и рябина, кровохлёбка. Заваривают молодые зелёные шишки сосны, кору дуба, плоды рябины и делают примочки. При порезах, ссадинах хорошо использовать в виде примочек измельчённые листья вишни. Если пошла кровь из носа, достаточно несколько капель лимона, чтобы остановить её. Одна из трав – КРОВОХЛЁБКА - применяется в китайской медицине и тибетской как кровоостанавливающее.

Ещё есть такая болезнь МАЛОКРОВИЕ. При её симптомах рекомендуют плоды малины, земляники, шиповника, черники, орешника (показ гербария или картинок). Все эти растения мы можем встретить в Хакасии.

Учитель. Часто бывает так, что человек потерял много крови и ему надо влить кровь. Это может случиться и при операции. Кто поможет человеку?

Третий САНИТАР: ДОНОР, в переводе с греческого, ДАРИТЕЛЬ. Он дарит человеку жизнь. В указанное время люди приходят сдавать свою кровь. Берут её такое количество, которое не влияет на здоровье, а через некоторое время восстанавливается.

Сданную кровь консервируют и хранят несколько месяцев, чтобы использовать для изготовления некоторых лекарств. У взрослого около 5 литров крови, у ребёнка -3 литра.

ДОНОР-ЧЕЛОВЕК, СДАЮЩИЙ КРОВЬ (в тетрадь).

Учитель. Можно ли человеку перелить кровь животного?

В старину врачи пытались перелить кровь животных человеку, но при этом ЭРИТРОЦИТЫ (красные кораблики) животных ПОГИБАЛИ, в нашей крови и человек умирал. Не каждому человеку можно перелить кровь другого человека.

Вся кровь делится на 4 группы. Группа не зависит от возраста. Кровь 1 группы можно перелить любому человеку, а вот кровь 4 группы только человеку с 4 группой крови.

У нас остался невыясненным один вопрос: почему на рисунках реки изображают Синим и Красным цветами?

Об этом вы прочитаете в учебнике (А.А.Плешаков Мир вокруг нас. 3 кл. стр. 151)

После того, как найден ответ на вопрос, дети записывают в тетради.

АРТЕРИЯ - АЛАЯ – КИСЛОРОД

ВЕНА—ТЁМНО—КРАСНАЯ – УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

Учитель. Наше путешествие подошло к концу

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ТЕСТИРОВАНИЕ.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1группа – составить ребус по теме “Кровь, органы кровообращения”.

2группа - ответить на вопрос “ По улицам какого города течёт кровь?”

IX. РЕФЛЕКСИЯ

Вопросы: - Что понравилось на уроке?

- Что вызвало затруднение?

- Хотели бы вы ещё поучаствовать на таком уроке?

X. Оказывается

Примерно половина крови циркулирует по организму, а другая находится в “кровяных депо” (селезёнка печень, кожа). Когда на уроках физкультуры вы бегаете прыгаете активно работают ваши мышцы организму требуется сильное снабжение всех органов кислородом. Чтобы помочь организму, “кровяное депо” выбрасывает дополнительные порции крови и нормальная деятельность органов восстанавливается. Если организм не тренирован, то при выбросе дополнительных порций крови мы ощущаем боль: если в левом боку - это СЕЛЕЗЁНКА “отдала” в кровоток запасную кровь, если в правом подребье - это работает “депо” - ПЕЧЕНЬ. Когда тяжёлая работа прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезёнки, кожи. Необходимость в пополнении крови возникает и при кровопотере. Именно по этому у потерявших много крови людей кожа становится очень бледной – это отдало резерв ещё одно “депо” - КОЖА. В обычной ситуации кровь строго распределяется между органами, получающими разное количество крови. Особенно много крови получают работающие органы.

Тест по теме “Кровь”

Фамилия, имя

1. Как называется главный “порт” человекаСЕРДЦЕ

2. Что такое “живая вода”КРОВЬ

3. По каким рекам течет “живая вода” (кровь)АРТЕРИИ ВЕНЫ

4. Как называются        белые   ЛЕЙКОЦИТЫ

красные ЭРИТРОЦИТЫ

фиолетовые ТРОМБОЦИТЫ

“кораблики” нашего тела.

5. Где происходит обмен кислорода на углекислый газ? КАПИЛЛЯРЫ

6. Сколько существует групп крови 4