Урок музыки по теме "Город мой — любовь моя" (к 150-летию г. Мариинская)

Разделы: Музыка


Цель урока: Создать образ Мариинска через гармонию архитектуры, музыки, поэзии и художественного творчества.

Задачи.

  • учить детей слышать свой голос в “партитуре города”;
  • постигать мир через чувства, ощущения, образы искусства;
  • создавать условия для развития эстетических чувств, сознательного отношения к восприятию музыки;
  • способствовать познавательной активности детей к истории родного края;
  • воспитывать любовь к родному городу, хоровому исполнительству.

Подготовка и атрибуты к уроку.

  1. Заранее детям дано задание сочинить стихи о Мариинске на мелодию русской народной песни “Родина” или художественно изобразить образ города.
  2. Подготовить роль сказителя Баяна – ученик 10 класса.
  3. Герб Мариинска.
  4. Видеокассета “Архитектура Мариинска”, телевизор.
  5. Музыкальный центр.
  6. Портрет композитора Д. Шостаковича.
  7. Выставка книг, посвященных Мариинску.
  8. Выставка рисунков детей “Мой Мариинск”

План урока.

1. Музыкальное приветствие.

Песня Г.Струве “Что мы Родиной зовем” - 5 минут.

2. Появление Баяна.

Восприятие музыки А. Скрябина “Прелюдия №6 h-moll”; - 8 минут.

Д. Шостаковича “Прелюдия D- dur”.

3. Видеосюжет “Архитектура Мариинска”.

Исполнение песни “Русская изба” - 7 минут.

4. Обсуждение рисунков детей о Мариинске, -7 минут.

Исполнение песен, созвучных этим рисункам

5. Разучивание 2 куплета песни Л.Ткачевой “Город мой – любовь моя” - 8 минут.

6. Итог урока. - 5 минут.

Форма урока: вариации на тему любви к родному городу.

Ход урока

Эпиграф:

“Всякому мила своя сторона”

Русская народная пословица

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

У(учитель): Урок мы начнем с песни, мелодию которой вы легко угадаете. (Звучит мелодия песни Г. Струве “Что мы Родиной зовем”).

Дети угадывают мелодию и, исполняя песню, передают ее нежный, ласковый, лирический характер.

У: А что мы Родиной зовем?

Д (дети): - Наша Родина – Россия. Малая родина – Мариинск…

- Все что нас окружает в родном городе – улицы, дом, родители, школа, друзья…

У: Тема нашего урока посвящена 150-летию Мариинска: “Город мой – любовь моя”. Узнав о юбилее города, к нам в гости пришел сказитель Баян. Послушаем, что он нам скажет.

Баян: “Дела давно минувших лет – преданья старины глубокой…”

Давно это было. Люди долго ходили по земле, выбирая место для жилья. Они слушали музыку земли. Ведь земле, людям и городу предстояло долгие столетия жить вместе. И вот, вблизи горы Арчекас, на реке Кия люди стали строить будущий город Мариинск. Радость и счастье царили в этом городе. Люди жили как братья. Люди пели. Голоса у всех были благозвучны, речь полна гармонии, и прекрасный ритм был во всех их действиях. По утрам люди настраивали себя, вслушивались в Гимн Восходящего Солнца, умели слышать звучание мысли. И каждый человек слышал песню сердца другого человека. Но шло время. Менялись люди. Какие же они сейчас стали? Не разучились ли они петь, чувствовать красоту города, понимать песни ветров и лесов? Остались ли чуткими друг к другу?

У: Наш урок и будет ответом на вопросы сказителя. Умеем ли мы слышать интонацию нашего современного города? Из двух музыкальных фрагментов выберите тот, который, на ваш взгляд, созвучен жизни нашего города.

Закрыв глаза, дети слушают музыку А. Скрябина “Прелюдия №6 h-moll”; Д. Шостаковича “Прелюдия D- dur”.

У: Какой фрагмент по звучанию подходит к портрету нашего города?

Д: Второй.

У: Это была музыка Д. Шостаковича. Почему вы ее выбрали?

Д: - Потому что музыка мажорная, спокойная, плавная. В мелодии нет скачков…

- Люди предпочитают порядок, соразмерность, красоту, не торопятся и не бегут по улицам.

- Город существует в мире, согласии, гармонии.

У: А музыка А. Скрябина почему не подходит нашему городу?

Д: - Потому что там суета, шум, дома как бы толкаются, запутывают тебя в своих лабиринтах…

- Звуки перегоняют друг друга, спорят и в конце звучания не приходят к согласию.

У: Значит, вы чувствуете, что в нашем городе живет порядок и красота. Композитору Д. Шостаковичу, к сожаленью, не пришлось побывать в нашем городе. Но его дед, Болеслав - Артур Шостакович, отбывал ссылку в нашем городе. Молодой революционер восхищался архитектурой города и его умельцами. А как известно, архитектура – это застывшая музыка.

На фоне видеосюжета о городе идет рассказ учителя.

Наш город славен мастерами, которые из дерева рубили избы и с любовью украшали резьбой окна, карнизы, а также ворота и заборы. Развитие в нашем городе получил стиль с нарядным орнаментом, который наделял каждый дом собственным лицом, характером, а улицу делал праздничной даже в будни и ненастье. Этому орнаменту характерно изображение двух пташек (которые держат в клюве цветы), окруженных бараньими рогами, а ниже – круга, солнца. Этот орнамент является символом города, который запечатлен на гербе Мариинска. Издавна цветы и птицы у человека олицетворяли мир, жизнь, радость и счастье. Красота русской избы воспета народом. Послушайте песню “Русская изба” в исполнении ваших одноклассниц.

Звучит песня “Русская изба”.

У: Вот каким красивым создали предки наш город. А теперь узнаем, каким вы видите Мариинск сейчас. Посмотрим рисунки, где вы изобразили любимые места в городе, там, где вам уютно и спокойно на душе.

Идет обсуждение рисунков детей.

У: Ребята, к каким рисункам подойдет интонация этой песни?

Звучит мелодия песни А. Журбина “Если город танцует”.

Дети выбирают рисунки с яркими красками.

Д: - Эти рисунки дают импульс к движению.

- Как будто идешь по городу, и тебя переполняют радостные чувства, что хочется танцевать.

Дети, пританцовывая, исполняют песню А. Журбина “Если город танцует”.

У: А каким рисункам созвучна мелодия этой песни?

Звучит мелодия русской народной песни “Родина” (Вижу чудное приволье).

Дети выбирают рисунки с лирическими, созерцательными образами.

Д: - Эти рисунки подходят к широкой, спокойной, распевной мелодии песни “Родина”.

Дети поют первый куплет песни “Родина”.

У: На мелодию этой песни вы сочинили свои стихи о Мариинске, где чувствуется ваша любовь к городу, неравнодушие ко всему происходящему вокруг, радость от того, что вы живете в Мариинске. Давайте споем песню со словами, которые вы сочинили сами.

Поют песню на свои стихи

1)

Мариинск – наш чудный город,
Мариинск – наш светлый край.
Вижу чудные просторы,
Милый сердцу, добрый край.

2)

Вижу речку нашу Кию,
Вижу берега ее.
Так прославишь мы Россию -
Родину великую.

3)

Вижу улицу красивой,
Вижу школы и дома –
Это новые постройки,
Это город мой и я.

4)

Славься, город мой любимый,
Славься, Родина моя.
Целый век и половинка –
С днем рождения, тебя!

У: Молодцы, ребята! А какую ещё песню мы начали разучивать про Мариинск? Играю мелодию песни Л. Ткачевой “Город мой – любовь моя” (приложение №1)

Дети поют первый куплет и припев песни

У: Эта песня из репертуара школьного вокального ансамбля “Мелодия” получила диплом, как одна из лучших песен о городе Мариинске. Разучим второй куплет песни.

При разучивании второго куплета учитель обращает внимание на интонацию, бодрый и жизнеутверждающий характер песни.

После этого дети исполняют ее под фонограмму.

У: Ребята, вспомните весь ход урока и, дайте ответ на вопрос: “В какой музыкальной форме “звучал” наш урок?

Д: - В форме вариации.

Итог: На уроке звучали разные варианты на тему любви к городу. Посмотрите, сказитель забыл свою шкатулку!? А, может, он ее специально оставил, чтобы мы положили туда ответы на его вопросы? Так остались ли мы чуткими друг к другу, к красоте города, его многозвучию? Не разучились ли петь?

Дети высказывают мнения и решают создать альбом о Мариинске, состоящий из своих рисунков, стихов и песен.

У: Ребята, вы все хорошо работали на уроке. У каждого города свой нрав, характер, судьба. “Душа” города – это люди, проживающие в нем – мы с вами. И от нашего отношения к городу будет зависеть его дальнейшая жизнь. Что чувствовали наши предки, каким строили город, и кто сейчас хранит его негромкую славу? Жизнь творится здесь и сейчас, и мы можем сделать ее прекрасней.