"Слово. Предложение. Текст". Урок развития речи, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Эпиграф к уроку:

“И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!” (А. Ахматова)

2007 ГОД Президентом России был объявлен годом Русского языка.

К сожалению, в последнее время появилось много мультфильмов, даже книг для детей, где герои говорят примитивным, далеким от литературного, русским языком. Приходится слышать, как ребятам частенько не хватает слов, чтобы выразить свои мысли, чувства, впечатления в устной речи, не говоря уже о письменной.

Так хочется воспитать творческую, думающую личность, влюбленную в родной язык!

На уроке использован частично-поисковый метод. Были применены информационно-коммуникативные технологии, что обеспечило:

  • наглядность материала
  • доступность восприятия
  • внимание учащихся
  • экономию времени
  • плотность урока

Ограниченность времени урока не позволяет ребятам самим порыться в словарях. Но после урока можно было взять словарь не только Ожегова, но и Даля, современные словари. Такая работа обычно очень увлекает ребят.

На уроке использована техника медленного чтения – постоянное возвращение к тексту, мне было интересно услышать ответы детей. Самый сложный на ЕГЭ – вариант С, работа с текстом: необходимо понять позицию автора, выразить свое мнение по этому вопросу, написать сочинение. Диалогу с автором надо учить, начиная с начальной школы.

Медленно читаются всего три строчки стихотворения, но мне кажется, ребята видят картину, нарисованную великим поэтом. Стараюсь обратить внимание детей, какие средства русского языка и каким образом использовал А.С.Пушкин (такое задание тоже есть в ЕГЭ).

Я работаю по методическому комплекту “Школа 2100”, но урок был проведен и в классах, работающих по традиционной системе

Русский язык. 4 класс.

Урок развития речи. Четвертая четверть.

Цели:

  • закрепить и систематизировать знания по теме “Слово”;
  • способствовать формированию умения наиболее точно употреблять слова в письменной речи;
  • развивать речь, внимание, воображение.

Оборудование:

  • ноутбук, мультимедийный проектор;
  • индивидуальный лист учащегося;
  • текст стихотворения А.С.Пушкина “Кавказ подо мною…” для каждого ученика;
  • шкала настроений.

Ход урока

Презентация

Вступительное слово учителя (слайды 1, 2, 3):

Здравствуйте! Откуда у нас самый красивый вид на город? Конечно, с Прочноокопской возвышенности, это место памятно тем, что в 1829 году по дороге на Кавказ здесь останавливался сам А.С. Пушкин.

У Александра Сергеевича много стихов, посвященных Кавказу. Возьмите листочки с текстом (приложение 1). Я буду читать вам стихи. Если хотите, следите. Можете просто слушать (слайды 4, 5):

Кавказ подо мною. Один в тишине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут и скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом весельи;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной,
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.

(в рукописи)

Так буйную вольность законы теснят,
Так дикое племя под властью тоскует,
Так ныне безмолвный Кавказ негодует,
Так чуждые силы его тяготят…

Красивые стихи? Одно стихотворение, описана вся природа Кавказа, отражены обычаи и характеры его жителей. Так красиво, емко мог писать только А.С. Пушкин.

Давайте сегодня чуть-чуть прикоснемся к слову великого поэта.

Работа с текстом.

1.

А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам… (слайд 6)

Ребята, почему я поставила многоточие? Какое это предложение? Докажите (выделение основ простых предложений, дети работают на индивидуальных листах, приложение 2). Проверьте себя, сделайте вывод:

- Три основы – три простых предложения.

Составьте схему предложения.

Какой частью речи выражено сказуемое?

Что надо помнить, разбирая глагол по составу (слайд 7)?

- Определить в какой форме стоит глагол, выделить окончания и суффиксы, которые не входят в основу (-ть-, -ти-, -л-), выделить основу слова, в составе основы находим и выделяем корень, находим и выделяем приставку, суффикс (опора на экране).

Разберите глагол гнездятся по составу. Суффикс –ся- на что указывает? Входит ли он в основу?

2. Перечитайте первое простое предложение еще раз (слайд 8):

А там уж и люди гнездятся в горах,

Как вы думаете, что хотел показать нам поэт этой строчкой? Где строят свои жилища горцы? Почему именно “гнездятся”? (Как ласточки на обрывистом берегу). Обычно мы говорим: “Птицы гнездятся”, а здесь – “люди гнездятся”, поэт использует изобразительно – выразительные средства русского языка.

3. Перечитаем второе простое предложение (слайд 9):

И ползают овцы по злачным стремнинам,

Сравните, пожалуйста, с начальными строками:

Кавказ подо мною. Один в тишине

Стою над снегами у края стремнины;

Как это может быть? Где стоит поэт? А овцы где ползают? Странно, правда? Как же разобраться? Нам поможет “Толковый словарь” С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Статьи из словаря (слайд 10):

Стремнина 1. Место в реке, потоке с бурным стремительным течением. 2. Крутой скалистый обрыв; глубокое ущелье (устар.) (стр. 773)

Итак, поэт стоит на крутом берегу, а овцы ползают по злачным местам в реке. Заменила слово стремнина на привычное место, и очарование пушкинского стиха исчезло.

Как вы думаете, что нашли овцы в бурном потоке?

Ох, не зря А.С. написал: “по злачным”! Что означает это слово? Заглянем еще раз в словарь?

Статья из словаря:

Злачный, злачное место (устар., шутл.) – место, где предаются кутежам (стр.230).

Кутёж. Разгульная попойка; обильное угощение (стр.316).

Что же это за место, где “ползают овцы”?

Конечно, богатые травами луга вдоль быстрой реки. Короткое предложение, а как точно, ясно описано, но образный язык начинаешь понимать, когда знаешь значения слов.

Кстати, слово злачный, какая часть речи (слайд 11)? Прилагательное злачный является каким членом предложения? Обычное ли это определение? Образное! Образные определения называются … эпитетами.

4. И, наконец, третья часть нашего сложного предложения (слайд 12):

И пастырь нисходит к веселым долинам…

Давайте подумаем о значении слов: пастырь и нисходит. Кто может объяснить их лексическое значение?

Пастырь. 1. то же, что пастух (устар.); 2. Священник как наставник паствы (книж.) (стр.495)

Нисходить (устар.), спускаться с высоты. (стр.418)

Заменим слова? И пастух спускается с высоты к веселым долинам.

Обычно. Буднично.

Давайте попытаемся показать, как спускается с гор обычный пастух (динамическая пауза), а как спускается пастырь? Почувствовали, увидели разницу?

А. С. использовал слова устаревшие, слова высокого стиля, которые в обычной речи не употребляют, и предложение заиграло.

Выпишите, пожалуйста, устаревшие слова из данного предложения.

Скажите, пожалуйста, прилагательное веселый – обычное определение или образное, эпитет, надпишите (слайд 12)?

Обобщение (выяснение темы урока)

Вот мы и прикоснулись чуть-чуть к словам великого поэта (слайд 13). Очень внимательно прочитали всего три строчки. Попробуйте так же внимательно прочитать все стихотворение. А потом еще и еще. Как сказал А.Т.Твардовский: “Пушкин приходит к нам с детства, а мы приходим к нему с годами”.

Наш урок подходит к концу. В журнале должна быть записана тема урока. Как вы думаете, что я должна записать, чем мы сегодня занимались? Да, мы читали Пушкина, но был урок русского языка. С чем мы работали? Конечно, со словами. Слова были сами по себе? В предложении. А предложение? Отрывок из стихотворения, т.е. текст. Итак (слайд 14), тема: “Слово. Предложение. Текст”.

Цель я ставила следующую: показать вам, как важно для красоты речи, для составления яркой словесной картины правильно подбирать слова; как важно продумать смысл каждого слова; как важно понимать мысли автора, заключенные в тексте.

У нас получилось?

Поучимся сами подбирать слова так, чтобы предложение заиграло?

Посмотрите на экран (слайд 15), прочитайте предложение. В первом случае пропущен глагол, во втором – прилагательное.

Ненастный день (что сделал?) …, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою (какою?) ….

В скобках даны глаголы и прилагательные (закончился, завершился, угас, потух, прошел; грязной, холодной, свинцовой, тяжелой, темной). Выберите слова так, чтобы могли сказать, что использованы изобразительно-выразительные средства русского языка, что прилагательное является образным определением – эпитетом.

Пушкин написал (слайд 16):

Ненастный день потух, ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой.

Итог урока. Домашнее задание.

Спасибо за урок. Домашнее задание: кто хочет, научитесь читать красиво стихотворение “Кавказ” А.С.Пушкина. У нас в классе есть дети, которые любят рисовать? Сделайте иллюстрацию. Загляните в толковые словари, выпишите 3-5 устаревших слов, запомните их значение, подумайте, можно ли использовать эти слова в своих сочинениях? Составьте и запишите 2 предложения с устаревшими словами.

(В дневник: выписать 3-5 устар. слов, составить и записать 2 предложения)

Последний (17) слайд на этом уроке: шкала настроений (приложение 3). Оцените себя. Если урок вам понравился, у вас хорошее настроение, сделайте отметку вверху.

Спасибо.

Примечание: во время работы детей на индивидуальных листах, экран закрывается.