Логопедический урок-праздник для учащихся 1-х классов "Язык родной, дружи со мной"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа слов;
  • закрепление в речи четкого произношения ранее изученных звуков;
  • развитие умения определять на слух неправильно произносимые слова;
  • развитие связной речи, выразительности и артистичности;
  • развитие творческих способностей детей: воображения, фантазии;
  • привитие любви к родному языку.

Дидактические средства:

  • рисунок, изображающий родную природу;
  • карточки с названиями уровней игры;
  • шапочки с изображениями животных;
  • карточки со слогами;
  • картинки животных;
  • костюмы; жука, осы, почтальона Печкина;
  • письмо в конверте;
  • разноцветные жетоны;
  • сюжетные картины: “На лугу”, “В чаще леса”, “У озера”.

Технические средства: магнитофон.

Музыкальное сопровождение.

Ход праздника

I. Организационный момент.

Звучит музыка из песни “Край родной”.

Под музыку читается стихотворение А.Шибаева. На доске – пейзаж родной природы.

У.:

В день солнечный июльский
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –
Он всякий час со мной,
Родной язык мой русский,
Как Родина, родной!

- Дорогие ребята, уважаемые учителя! Наш праздник называется “Язык родной, дружи со мной!”, а посвящен он родной нашей речи. Русская речь очень красива и не проста. Как только человек родился, он начинает познавать русский язык и узнает его всю свою жизнь.

А вы, ребята, первоклассники, и еще учитесь правильно проговаривать звуки, слова, грамотно составлять предложения, читать произведения на родном языке и писать.

Наш язык имеет много загадок и тайн, и некоторые из них мы с вами попробуем раскрыть. А поможет нам в этом компьютерная игра. Представим, что наша доска – монитор, а на нем – 1 уровень сложности, который называется “В гостях у звука”.

II. Развитие фонематического слуха, артикуляционных движений.

1. У.: - Встанем в круг. Мы отправляемся на прогулку в лес Там очень много различных звуков, давайте прислушаемся. Вот подул легкий ветерок, и у нас сразу засвистело в ушах.

- С, с, с, с! (Дети повторяют за взрослым).

У.: - Ветер окреп и подул сильнее, в вышине сразу зашумели сосны. Как они зашумели?

- Ш, ш, ш, ш!

У.: - А вот перелетает с ветки на ветку синица и весело цокает. Как она цокает?

- Ц, ц, ц, ц!

У: - На огромной сосне сидит дятел и долбит дупло. Выстукивает дробь, словно на барабане. Как стучит дятел?

- Д-д-д-тук! Д-д-д-тук!

У.: А вот и проворная белочка, прыгает с ветки на ветку, словно парашютист. Смотрите, ребята, как она высоко забралась и щелкает орешки! (Дети цокают, прищелкивают языком “Лошадка”).

2.- Идем по кругу, я произношу слова, если услышите в названии животного звук Р, остановитесь!

(Ёж, медведь, рысь, лиса, суслик, лось, заяц, крот, белка, куница, тигр).

3.У.: - У тигра время обеда, покажите, как жует тигр, широко раскрыв рот. А теперь облизывается (в одну сторону, в другую сторону).

4. У.: - Проверим, как вы различаете звонкие и глухие согласные. Если услышите звонкие согласные, ваши пальчики задрожат, как листики в нашем лесу, (шевелят пальчиками), если глухие согласные, кисти рук опускаются, листики не дрожат).

(Да-да-да, ты-ты-ты, по-по-по, бу-бу-бу, га-га-га, ки-ки-ки, шо-шо-шо, жу-жу-жу).

5. “Звук потерялся, найдите его”

- В зоопарке живет сон.
Словно дом огромен он.

Роет землю старый кот.
Под землею он живет.

Подарили нам игрушки,
Целый день стреляют ушки.

Нам темно, мы просим папу,
Нам включить поярче лапу.

Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие кошки.

- Вы молодцы, переходите на второй уровень, который называется “Слоги”. В нем участвует команда детей, у которых синие жетончики (6 участников).

III. Работа над слоговой структурой слов.

Дидактическая игра “В гостях у слона”

У.:

- Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья
Гости пели, веселились,
В хороводе все кружились.
Так кружились и вертелись,
Что на части разлетелись
Раз, два, три, четыре, пять!
Помоги гостей собрать.

(На карточках даны перепутанные слоги из слов- названий животных, и картинки с изображением этих животных. Команда детей должна собрать эти слова).

Пав-лин, по-пу-гай, тю-лень, но-со-рог, жи-раф, бе-ге-мот, кен-гу-ру.

У.: - Вы вновь справились с этим уровнем сложности, переходим на третий. Он называется “Словарная работа”. А сейчас мы узнаем, как вы правильно умеете употреблять слова в своей речи.

IV. Работа над словом.

Звучит музыка “Кабы не было зимы” из мультфильма “Каникулы в Простоквашино”, выходит Почтальон Печкин, приносит письмо.

У.: - Ребята, Почтальон Печкин принес нам письмо от первоклассника, который учится в другой школе. В нем не все слова написаны правильно. Вы внимательно его послушайте.

Меня зовут Вася. Я хочу вам рассказать интересную историю. В нашем лесе живет рыжая лиса. Недавно у неё появились лисёнки. Они такие же рыженькие, как ихняя мама, только ухи- побольше. Однажды один лисенок отбежал далеко от норки и заблудился. Евоная мама всю ночь искала детеныша. Нашла и потрепала зубьями за ухи.

У.: - Какие слова Вася написал неправильно?

Игра “Рыба, птица, зверь”.

Дети встаю в круг. Водящий говорит слова-названия животных, дети выполняют движения, соответствующие движениям рыб, птиц, зверей.

(Волк, ворона, карась, жираф, слон, пингвин, окунь, акула, гиппопотам, клёст, стриж, омуль, хорек, гиена, панда, попугай, альбатрос, треска, зебра).

У.: Вы отлично справились с этим уровнем сложности, переходим к следующему уровню. Он называется “Говори не торопись, да смотри не ошибись”.

V. Выступления детей. Занимательные стихи и скороговорки о животных.

1. Театрализованная миниатюра “Оса и жук”. (Дети в костюмах осы и жука).

У.: - Встретил жук в одном лесу симпатичную осу.

Жук: – Ах, какая модница, пожжжвольте пожжжнакомиться.

Оса: - увазззаемый прохозззый! Ну на сссто ззз это похозззе! Вы не представляете, как вы сссепелявите!

У.: - И красавица оса улетела в небеса.

Жук: - Шшштранная гражданка, наверно иношшштранка.

У.: - в каких словах заблудились звуки?

2. У.: Ребята, некоторые из вас, придя в школу, тоже не проговаривали звуки. А сегодня вы приготовили стихи о животных и расскажите их, стараясь правильно проговаривать все звуки. Выходят дети, у которых красные жетоны.

(Дети надевают шапочки с изображениями различных животных).

а)

– Вопробей, чего ты ждёшь?
Хлебных крошек не клюёшь?
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.

б)

Пчела.
Где была ты?
- Тут и там.
- Где летала?
- По цветам.
- Что домой ты принесла?
- Мёд. – ответила пчела.

в)

- Котик, кот, иди к доске
Расскажи о колоске.
- Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я.

г)

В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
Дядю Петю- чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушел хитрец! Сорвался.

д)

- Ты скажи мне, милый ёж?
- Чем ежиный мех хорош?
- Тем он лисонька хорош,
Что зубами не возьмёшь!

е)

Жираф у озера бродил,
А крокодил его дразнил:
- Жара, не правда ли, жираф?
А мне прохладно! … Я не прав?
- Вам, крокодил, узнать пора!
Жирафам не страшна жара!

ж)

- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.

У.: Молодцы, ребята, все постарались правильно проговаривать стихи, а теперь мы под музыку споём песенку с движениями, встанем в круг.

(Дети поют песенку с движениями, подражая животным).

Зайка скачет по кусточкам,
По болоту и по кочкам.
Скачут на обеих ногах, сделав ушки из ладоней.
Белка прыгает по веткам,
Гриб несёт бельчаткам-деткам
Прыгают, сложив руки перед грудью
Ходит мишка косолапый,
У него кривые лапы.
Идут в перевалочку.
Без тропинок, без дорожек
Катится колючий ёжик.
Двигаются в полуприседе, сделав круглые спинки.

У.: Вы все справились с заданием тура, переходим на следующий уровень. Его название “Составь предложения и рассказ”.

VI. Работа по составлению рассказов.

у.: Участвуют дети, которым розданы желтые жетоны. Перед вами сюжетные картинки с различными уголками природы. Вам нужно за одну минуту составить рассказ по ним. Можно использовать такой план: кто живёт в этом уголке природы, какие действия выполняет, какие растения там растут.

Пока команды работают, болельщики выполняют задание “Полечи предложение”. Его слова рассыпались и перепутались.

(В, много, нашем, рыбы, пруду).

У.: -А теперь послушаем рассказ участников. Думаю, что все они справились, и этот уровень нашей игры прошли.

VII. Подведение итогов.

У.: - Наша игра закончилась. На мониторе высветился праздничный салют и слова “Вы победили!”

Наш праздник подошёл к концу. А я, думаю, что мы вместе с вами будем продолжать любить родной русский языки так же, как и родную природу.