Урок чтения и развития речи

Разделы: Литература


Цели:

  • Повторить произведения, изученные в данном разделе, определять жанр произведений, учить строить свой ответ самостоятельно по плану, данному учителем.
  • Работать над развитием внимания, памяти, устной связной речи.
  • Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование:

  • портреты писателей,
  • конверты с заданиями,
  • вращающийся диск,
  • фишки разного цвета,
  • таблицы,
  • чтение (учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида).

Ход урока

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме: “Произведения русской литературы XIX века”.

На этом уроке мы должны повторить все произведения, которые изучили в данном разделе. Определить их жанр.

Урок пройдёт в форме игры: Что? Где? Когда?

Класс разделён на две команды. Сейчас посовещайтесь друг с другом и выберите капитана команды.

Посреди класса стоит вращающийся диск, с помощью которого мы будем определять задания для команд.

Вращаем середину, когда она останавливается, определяем по стрелке какой номер. В конверте под этим номером находятся задания для команд. В одном конверте задании для двух команд на карточках разного цвета. Капитаны команд по цвету выбирают карточки с заданиями. Вы получаете задания, готовитесь и отвечаете.

Ответы команды оцениваются по шкале:

“отлично” - красная фишка.

“хорошо” - синяя фишка.

“удовлетворительно” - зелёная фишка.

“за активность” - желтая фишка (она влияет на итоговую оценку, т.е. прибавляет баллы)

I. Организационный момент.

Сейчас мы должны настроиться на игру.

Для этого возьмитесь за руки.

Закройте глаза.

Почувствуйте поддержку и дружеское тепло ваших рук.

Откройте глаза.

Улыбнитесь друг другу!

Скажем хором:

Мы готовы к игре! Мы победим!

II. Разминка.

Даны названия жанров, вам нужно правильно подобрать определения к ним.

Определения написаны на отдельных полосках. Вы должны выбрать нужные вам из данных.

Команда “Знатоки” должна подобрать определения для жанров: повесть, поэма.

Команда “Умники” должна подобрать определения для жанров: баллада, лирическое стихотворение.

Поэма – большое стихотворение, в котором рассказывается о событиях прошлого или настоящего.

Баллада – небольшое стихотворение, в котором рассказывается о фантастических или исторических событиях.

Лирическое стихотворение – небольшое произведение в стихах о чувствах автора, о природе, о жизни.

Повесть – более объёмное произведение по сравнению с рассказом. В ней больше действующих лиц и событий, о которых повествует автор.

Сказка – устное или письменное повествование с фантастическим сюжетом.

III. Первый тур игры, второй тур, третий тур.

Помощник крутит диск. Он останавливается на определённой цифре.

Зачитывается задание для каждой команды:

- Ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, угадайте о произведениях какого поэта или писателя пойдёт речь.

Вывешивается портрет.

Даётся время для обдумывания ответа.

Отвечает несколько человек из команды.

Оценивание ответа.

Задания для знатоков:

Конверт №1

Задание 1

По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.

“Поэт родился в Москве в начале июня, в тёплый солнечный день, когда по всему городу разносился запах сирени и цветущего тополя. Таким же ярким и солнечным, как день его рождения, стало творчество поэта, гения русской литературы”

(В 12 лет родители отдали сына учиться в Царскосельский лицей).

(А.С.Пушкин).

Вопросы:

- Какие произведения А.С. Пушкина мы изучали в 9 классе?

Определите жанр произведений:

“Руслан и Людмила ” (поэма)

“Барышня-крестьянка” (повесть)

- Докажите.

Поэма “Руслан и Людмила”

- Назовите главных героев поэмы. (Руслан, Людмила, Черномор,)

- Назовите претендентов на руку Людмилы. (Руслан, Рогдай, Ратмир, Фарлаф).

- Определите имя, какого из названных героев пропущено. Попробуй узнать каждого из них на иллюстрации. Обоснуйте своё мнение.

Когда ------------- неукротимый,
Глухим предчувствием томимый,
Оставя спутников своих,
Пустился в край уединённый… (Рогдай)
В то время доблестный -------------,
Всё утро сладко продремав,
Укрывшись от лучей полдневных,
У ручейка, наедине,
Для подкрепленья сил душевных,
Обедал в мирной тишине. (Фарлаф)
Узнай, ---------------: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощный обладатель гор. (Руслан)
______________ - молодой хазарский князь. (Ратмир)

Повесть “Барышня крестьянка”.

- Почему Лиза не хотела встречаться с Алексеем Берестовым? (Стр. 94)

- Почему Алексей не узнал Лизу? (стр. 95)

- Попробуйте закончить повесть за автора.

Задание 2

- По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.

“До 13 лет мальчик воспитывался в Тарханах – пензенском имении своей бабушки. Она делала всё для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернёров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским, немецким. Английским, читал по-латыни, играл на флейте, скрипке и фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи, прекрасно рисовал и лепил”

(Лермонтов М.Ю.)

Вопросы:

- В каком году М.Ю. Лермонтов написал стихотворение, которое сразу же сделало его известным. Назовите это стихотворение. (1837 год, Смерть поэта.)

- Во сколько лет и как погиб М.Ю. Лермонтов. (27 лет, на дуэли)

- Назовите произведения, которые вы изучали в 9 классе.

- Определи название и жанр произведения по данным строчкам.

“Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба открытая?” (“Тучи”Лирическое стихотворение)

“О счастье! Он жив, он скалу ухватил,
В руке ожерелье, но мрачен как был” (Баллада.)

“Видит: лежит на песке золотом
Чудо морское с зелёным хвостом” (“Морская царевна” Баллада.)

- Какие события описывает автор в балладах: выдуманные или исторические?

Приготовьтесь читать наизусть стихотворение “Тучи”

Конверт №2

Задание 1

- По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.

“Поэт родился в селе Новосёлки Орловской губернии. Своим отцом считал богатого помещика Афанасия Шеншина, но когда мальчику было 14 лет, окрылась правда о его рождении.

Мальчик рос в имении приёмного отца, считая себя его настоящим сыном. Когда обман открылся, ему было предписано взять фамилию матери”

(А.А.Фет)

Вопросы:

- Назовите настоящую фамилию Афанасия Афанасьевича. (Фёт)

- Как фамилия Фёт превратилась в Фет.(ошибка наборщика в типографии)

- Когда начинает писать стихи? (будучи учеником немецкого пансиона, в Московском университете, став помещиком)

- Когда впервые появились сборники его стихотворений? (1880 году, ему 60 лет)

Приготовьтесь рассказать наизусть одно из стихотворений А.А.Фета.

Задание 2

- По данным строчкам определите, творчество какого поэта мы будем повторять.

“Мальчик видел, как плакала мать, очень жалел и любил её. Она умерла рано. Став известным поэтом, посвятил ей несколько стихотворений, в которых вспоминал “печальный взор” матери, её “тихий шаг”, “бледную рука”, ласкавшую его”

(Н.А. Некрасов)

Вопросы:

- Назовите произведение, которое Н.А. Некрасов посвятил матери. В каком году оно написано? (Рыцарь на час.1862) Назовите жанр этого произведения.

Приготовьтесь читать выразительно, передайте при чтении глубокую печаль и тоску поэта.

Конверт №3

Задание 1

По данным строчкам определите, творчество какого писателя мы будем повторять.

“…родился в 1809 году на Украине в семье небогатого помещика. Детские годы писателя прошли в имении родителей недалеко от села Диканька, края легенд, поверий преданий.

(Н.В. Гоголь)

Вопросы:

- Какое произведение Н.В. Гоголя вы изучали на уроках? (Майская ночь, или Утопленница.)

- Подготовьте пересказ легенды, которую поведал Левко Ганне, от лица панночки.

Задание 2

-По данным строчкам определите, творчество какого писателя мы будем повторять.

“Родился в 1860 году в городе Таганроге в семье мелкого торговца. Жили тесно в небольшом доме на втором этаже. Внизу была лавка, где торговал всякой мелочью отец и, где приходилось работать его детям” (А.П. Чехов)

Вопросы:

- С какими видами деятельности сочетал А.П. Чехов профессию писателя?

(учёба в гимназии, уроки детям богатых родителей, учёба в университете, работа земским врачом в больнице, приём больных, бесплатно лечит крестьян, организует столовые, участвует во всеобщей переписи населения, создаёт в Таганроге библиотеку, снабжает её книгами)

- Какие особенности характера писателя помогли ему стать замечательным мастером юмористического рассказа?

(врождённое остроумие, жизнестойкость, весёлость, искрящийся юмор, громкий смех)

- Прочитать отрывок рассказа “Пересолил” по ролям выразительно.

Страница 156-161.

IV. Музыкальная пауза. Игра на внимание.

Все играющие встают в круг. Ведущий показывает упражнения, игроки выполняют противоположные упражнения под музыку.

Например: Руки вверх – руки вниз.

V. Четвёртый тур.

Выбор лучшего игрока (выбирает команда)

- Вы должны посоветоваться друг с другом и выбрать из членов своей команды лучшего игрока.

Задание:

- Соедини данные строчки стихов с портретом их автора (под музыку)

“Ветер по морю гуляет …
И кораблик подгоняет”
А.С. Пушкин
“ Белеет пару одинокой
В тумане моря голубом!”
М.Ю. Лермонтов
“Однажды в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.”
Н.А.Некрасов
“Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?”
Н.А.Некрасов
“Это утро, радость эта,
эта мощь и дня и света,
Это синий свод.”.
А.А.Фет
“Помню я: старушка няня
Мне в рождественской ночи
Про судьбу мою гадала…”
А.А.Фет
“Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид
Восстал он против мнений света”
М.Ю. Лермонтов
“Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила…”
А.С.Пушкин

- Лучший из знатоков тот, кто сделает правильно и быстро.

VI. Итог урока.

- Произведения, каких писателей мы сегодня повторяли?

- Назовите произведения этих писателей.

VII. Оценки.

- Подсчёт фишек. Выставление оценок.