Специальное коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Задачи

  • Учить ориентироваться в пространстве среди объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов.
  • Закреплять опорные точки: справа – слева, спереди – сзади, между, за, перед;
  • Развивать объём, концентрацию внимания, зрительную память, мыслительные процессы, устную речь. Способствовать выработке положительных эмоций;
  • Воспитывать интерес к занятиям, русским народным сказкам.

Оборудование:

  • карточки с изображениями героев сказки “Репка”,
  • карточки с изображением последовательности прорастания репки из семени,
  • карточки с изображением разных овощей (репа, свекла, тыква, редис, огурец),
  • кегли,
  • верёвочка,
  • ковёр

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра на внимание, активизацию познавательного интереса.

- Присядет тот, у кого красный свитер, тот, у кого длинные волосы, тот, у кого красивый бант и т.д. (в зависимости от формы, цвета одежды и других предметов у каждого ребёнка).

2. Упражнения на повышение энергетического потенциала организма.

2.1. Дыхательное упражнение “Ветер”. На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы

2.2. Самомассаж.

- “Моем голову”. Пальцы слегка расставлены и немного согнуты в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении ото лба к макушке, ото лба к затылку, от ушей к шее.

- “Обезьянка расчесывается”. Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука – от правого виска к левой части затылка.

- “Тёплые ручки”. Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление её движению и одновременно массируя её. Затем руки меняются. Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно.

- “Тёплые ножки”. Сидя, энергично растереть (разминать, пощипывать) правой рукой подошву, пальцы и тыльную сторону стопы у межпальцевых промежутков левой ноги, то же - левой рукой со стопой правой ноги. После этого потереть (побарабанить) стопы друг о друга, а также об пол.

2.3. Оптимизация общего тонуса тела.

- “Травинка на ветру”. Дети, сидя на ковре, изображают всем телом травинку. Начинает дуть ветер и травинка наклоняется до земли (выдох). Ветер стихает и травинка выпрямляется (вдох), тянется к солнышку. [ 1 ].

3. Работа по теме.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке. А вот к какой, вы узнаете, если внимательно посмотрите на картинки. (Учитель показывает карточки с изображением героев русской народной сказки “Репка”).

- Правильно, ребята, сегодня мы отправимся в гости к сказке “Репка”.

- Вспомните и назовите всех героев этой сказки. В какой последовательности они выходили тянуть репку?

- Давайте поиграем. Я буду показывать вам картинки с изображением героев сказки, а вы должны определить, что изменилось. Психолог показывает карточки с изображениями героев сказки, меняя их. Дети должны запомнить и определить, что изменилось.

ДЕД БАБКА ВНУЧКА КОШКА
ДЕД МЫШКА ВНУЧКА КОШКА
ЖУЧКА МЫШКА ДЕД КОШКА

- Вспомните ребята, какой овощ тянули дед и вся его семья?

- Правильно, репку. Найдите её среди других овощей. Психолог показывает карточки с изображением овощей схожих и не схожих с репой по форме, цвету (тыква, свекла, редис, репа, огурец).

- Какого цвета репка? Какой формы? Чем она похожа на другие овощи? Чем отличается от них? Какая репа по вкусу?

- Ребята, давайте вспомним, как дед растил репку. Распределите картинки по порядку.

Психолог раскладывает перед детьми карточки с изображением последовательности выращивания репки (от семени до взрослого растения). Детям необходимо разложить карточки правильно.

- Какой величины выросла репка у деда?

- Давайте пойдём в огород и посмотрим на репку. (Дети идут по цепочке, обходя выставленные кегли, с высоким подниманием коленей, дотрагиваясь до противоположного колена. Доходят до воображаемой репки.)

- Выросла репка большая-пребольшая. Пошёл дед репку из земли тянуть. (Кто-то из детей выбирается дедом).

- Тянет-потянет, вытащить не может.

- Позвал дед … (бабку). (Выбирается бабка).

- За кем встала бабка? (За дедом).

- Тянут-потянут, вытащить не могут.

Позвала бабка…. (внучку). (Выбирается внучка).

- За кем встала внучка? (За бабкой).

- Кто стоит между дедом и внучкой? (Бабка).

- Между кем стоит бабка? (Между дедом и внучкой).

Сценка проигрывается по количеству детей в группе. По возможности с использованием всех персонажей сказки.

4. Закрепление.

- Пока все радовались тому, что вытащили репку, все овощи у деда в огороде перепутались. Ребята, давайте поможем деду рассадить овощи правильно. А какие овощи мы будем сажать, вы узнаете, разгадав загадки.

Дети работают с кеглями (или другими предметами), на которые прикреплены изображения овощей. Сажают их “в огороде” по заданию учителя.

- Угадайте, какой овощ мы посадим в середине “огорода”.

Лежит меж грядок,
Зелен и сладок.

(Дети отгадывают загадку и располагают изображение овоща в заданном месте. Далее,по мере разгадывания загадок “сажают” все остальные овощи).

- Отгадываем дальше. Справа от огурцов мы посадим:

Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу целый день,
А рубашка зелёна,
Вся на солнышке она.

- А теперь будьте внимательны. Слева от огурцов нужно посадить:

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко
Что же это?

- Правильно, молодцы. Но нам ещё много нужно поработать. Слушайте дальше. Перед репкой посадим:

В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.

- Да. Осталось нам совсем немного. Между репкой и помидором посадим:

Над землёй трава,

Под землёй – алая голова.

- Молодцы, ребята, поработали мы на славу. А теперь поможем деду урожай собрать.

- Таня, покажи овощи, которые растут левее огурцов. Повтори, где растут эти овощи? (левее огурцов).

- Максим, покажи овощи, которые расположены правее репки. Повтори, где растут эти овощи? (правее репки).

И.т.д.

Итог занятия.

- В какой сказке мы побывали?

- Что мы делали?

- Что вам особенно понравилось?

- Что нового вы узнали?

Литература

  1. А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.
  2. “1000 загадок”. Популярное пособие.