Конспект логопедического занятия по теме "Родственные слова"

Разделы: Начальная школа


Задачи занятия:

  1. Совершенствовать навык подбора родственных слов.
  2. Учить вычленять общую часть родственных слов, закрепить понятие корня.
  3. Воспитывать выдержку, самоконтроль.
  4. Развивать память, логическое мышление.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Дети читают стихотворение, написанное на доске:

В тихой речке у причала
рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака,
дядю Петю-чудака!
Е. Чеповецкий.

Вопросы логопеда:

- Слова с каким корнем чаще всего встречаются в стихотворении?

- Назовите эти слова. Как они называются?

- Почему они называются родственными?

Сообщение темы занятия: будем продолжать говорить о родственных словах.

3. - Прочитать слова. Выяснить значение каждого слова.

- Записать в тетрадь слова с корнем -осин- . Выделить корень.

Осина, осинка, оса, осел, осиновый, ослиный, осинник, подосиновик, ослик.

(Запись в тетрадях: Осина, осинка, осиновый, осинник, подосиновик.)

- Сделать вывод о том, почему эти слова являются родственными.

- По аналогии подобрать родственные слова к слову береза. Выделить корень.

(Запись в тетрадях: Береза, березка, березовый, березняк, подберезовик.

- Сделать вывод о том, почему эти слова являются родственными.

- Подставить получившиеся слова в словосочетания:

стройная …………………

густой…………………….

молодая…………………..

маленький……………….

……………………… лист

4. Устная игра “ Кто больше”.

Ведущий – ребенок предлагает корень. Игроки должны назвать к нему родственные слова. За правильно подобранное слово получают фишку. Все по очереди выполняют роль ведущего. В конце игры подсчитывается, у кого фишек больше.

5. Логопед диктует по три слова, дети должны запомнить и записать родственные слова:

- море, морщина, морской;

- большой, боль, больница;

- вода, водичка, водяной;

- гора, горе, горел.

Проверить записанные слова, выяснить, почему последняя тройка слов не является родственными. Дописать в каждую группу слов по одному своему слову.

6. Игра “ Найди родственника”.

Дети получают конверты со словами. Нужно разложить слова на три группы родственных слов.

Слеза, слезал, слизал, лижет, слезливый, лезет, залез, подлиза, слёзки.

7. Игра “ Четвертый лишний”.

Прочитать слова, найти лишнее слово, объяснить выбор.

-маленький, малыш, малевать, малявка;

- шипучка, шиповник, шипящий, зашипел;

- полевой, полюшко, половик, поле;

- горящий, горелый, горюющий, горит;

- скорость, скорлупа, скоростной, скорый;

- покос, коса, накосить, косынка.

8. Игра “ Лестница”.

Дети получают карточки с пустой “лестницей”. Необходимо заполнить все клеточки словами, родственными слову гриб.

 9. Игра “ Вырасти дерево”.

Каждому ребенку дается карточка с рисунком дерева. Ученик должен придумать корень и вырастить свое дерево, написав на ветвях родственные слова. Рассказать о своем дереве.

10. Итог занятия.