Строчная гласная буква ё. Повторение и закрепление введенных понятий

Разделы: Начальная школа


1. Оргмомент, мотивация.

Песня “Азбука” А. Островский, З. Петрова.

I куплет:

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Припев:

Азбука, азбука
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она.

II куплет:

Надо буквы написать
Аккуратно в строчку.
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.

III куплет:

Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.

2. Повторение.

Цель: Повторим, что мы знаем о буквах и звуках.

 img1.jpg (4839 bytes)

- На какие две группы делятся все буквы? (согласные и гласные)

- Какие гласные буквы служат для обозначения твердости согласных? (а, о, у, ы)

- Какие гласные буквы из изученных служат для обозначения мягкости согласных? (и, е)

- В чем хитрость буквы е? (в начале слова и после гласных буква е обозначает два звука, когда находится после согласных обозначает мягкость предшествующего согласного и звук э)

3. Проверка домашнего задания.

Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?

- Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? (Ёжик)

- Какое произведение Алексея Толстого вы прочитали вчера на уроке? (Ёж)

- Расскажите нашим гостям эту историю. (Азбука, с. 105)

4. Наблюдение: какие звуки обозначает буква ё

Цель: Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает. Научимся читать слоги и слова с этой буквой.

На доске загадки :

Читают ученики

Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель…

 

- А это кто такой? Морской еж. Тропические морские рыбы – ежи прославились тем, что в случае опасности раздувают свое тело, усеянное многочисленными шипами, и становятся похожими на настоящие “подушечки для иголок”

- Произнесите начало слова ёжик. Какие звуки услышали? (йо)

Ну и платье:

Сплошь иголки,
Его носят вечно…

- Произнесите начало слова ёлки. Какие звуки услышали? (йо)

Колюч, да не ёж.
Кто же это? img3.gif (1008 bytes)

- Произнесите начало слова ёрш. Какие звуки услышали? (йо)

Вывод: - Звуки йо на письме обозначаются буквой ё

На букву Ё ты назовешь
Три слова: ёлка, ёж и ёрш,
И все ужасно колко

- Посмотрите, ребята, кто это?

- Что больше всего на свете любит медведь? img4.gif (1019 bytes)

- Какие звуки слышим в этом слове?

Звук м – согласный, звонкий, мягкий

Звук о – гласный, ударный

Звук т – согласный, глухой, твердый

Вывод: - Звук о на письме обозначается буквой ё и показывает мягкость предшествующего согласного.

5. Буква ё. Сравнение с буквой е

Читает ученица

Е и Ё - родные сестры,
Различать сестер не просто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.

Читает ученица

Буква Е передохнула,
Как тотчас же на нее,
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква Ё

Физминутка

В алфавите, в букваре
Проживала буква Е (хлопаем в ладоши)
Как-то раз она шагала
По тетрадке не спеша (шагаем)
Замечталась и упала
Превратилась в букву Ш (приседаем)
Школьник был, конечно, рад:
Вот так буква – акробат! (наклоны туловища вправо – влево)

6. Работа в прописи с.26

Цель: Сегодня мы научимся писать строчную букву е, научимся соединять ее с другими буквами.

- Как вы думаете, почему буквы е и ё взялись за руки? (это гласные буквы, они могут обозначать два звука) Раскрасьте звуковичков.

- Чем отличаются на письме буквы е и ё?

1. Запись букв е и ё. Снизу ведем плавную линию, отклоняясь вправо. Делаем закругление влево. Опускаем прямую линию вниз, закругляем вправо. Над буквой ё ставим две точки.

2. Прочитайте слоги с буквой ё

- Какие звуки обозначает буква ё в этих слогах? (два йо)

Запись слогов с образца

Прочитайте слоги с буквой ё

- Какие звуки в этих слогах?

Запись слогов с образца

Чтение и запись слов по образцу. Постановка ударения. Выделение орфограмм.

- Что интересного заметили? (ударение падает на ё)

Самостоятельная запись слогов Ве, Вё

7. Работа по “Азбуке” с. 106

1. Чтение слогов и слов по цепочке. Найдите однокоренные слова, выделите корень, суффикс. Что такое корень? Для чего служит суффикс?

Прочитайте слова парами. Сравните первые звуки

- Какие звуки после этих согласных звуков? (о)

- Почему разные буквы в этих словах?

2. Лексическая работа:

- Что такое соло? (главная музыкальная партия в оркестре)

- Прочитайте слова второго столбика про себя, поставьте ударение. Что заметили? (На букву ё падает ударение)

- Сейчас Влад вам прочитает сказку “Почему Ё всегда ударная”.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему Ё всегда ударная.

3. Чтение слов третьего столбика. Как называются такие слова? Выделите корень. Звуко буквенный анализ слова шел.

Физминутка “Танцуем сидя” Б. Савельев, М. Пляцковский.

Работа по “Азбуке”

- Чтение однокоренных слов, выделение корня – дет-

-Прочитайте слова, обозначающие детенышей животных.

- Что придает этим словам уменьшительно – ласкательное значение? Суффикс –енок-

Работа в прописи с. 26

Чтение и запись слов в столбиках

Словарная работа.

- Кто это прилетел к нам на урок?

Image4788.gif (7518 bytes)

Вставьте пропущенную букву. Запишите слово.

- Как называется птенчик вороны? (Вороненок). Запишите слово через черточку. Что придало слово ласково- уменьшительное значение? (суффикс –енок)

8. Работа в азбуке.

-Прочитайте первое предложение. (Проворонила ворона вороненка.)

Как это проворонила? (потеряла)

- Выделите корень в этих словах.

- Это скороговорка. Кто произнесет ее быстро?

9. Работа в прописи. Спишите первое предложение в тетрадь, выделите орфограммы.

10. Работа в Азбуке с. 107

- Сейчас мы познакомимся с интересным рассказом про вороненка.

Первичное чтение рассказа Николая Сладкова “Земля”

Сосна была высоченная, мачтовая. И на ней, как на корабельной мачте, было воронье гнездо. Настоящее воронье гнездо на настоящей корабельной сосне.

В гнезде сидел зоркий наблюдатель – вороненок, сын ворона. Он вылупился из яйца очень рано, когда вокруг ещё лежал снег. И вот сегодня он первый раз в своей жизни увидел среди безбрежного снежного моря тёмное большое пятно – проталину. Над проталиной струился пар, и она плыла и колыхалась, как далекий мираж.

- Ко-рр! Ко-рр! – на весь лес крикнул удивленный воронёнок. – Ко-рр!

Вот так наблюдательный моряк, завидя далекий берег, кричит радостно и громко: “Земля! Земля!”

- Понравился рассказ?

Физминутка. (дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, затем на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачок)

Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы загибать

Прописи с. 27

- Запись слогов и слов из букв на шариках ежика: сын, мак, нитка, том, ком, сом, ласты, лиса, лоси…

11. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

-Чему научите дома родителей?

- Ежику очень понравилось, как вы работали на уроке. И он приготовил вам сюрприз. Найдите его. (Под столами на скотч приклеены конфетки)