Интеллектуальная игра "Брейн-ринг"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Цели, задачи:

  • развитие устойчивого интереса к информатике,
  • развитие творческой активности учащихся,
  • расширение связей с другими предметами,
  • повторение и закрепление учебного материала по теме,
  • воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, работать в коллективе, умения проигрывать.

Ход мероприятия

Вед1: Добрый день! Мы приветствуем Вас на интеллектуальной игре «Брейн-ринг»

Вед2: Сегодня 17 ноября 2007 года, суббота, московское время 1000

Вед1: Играют команды 10-Г класса.

Вед2: Представляем жюри, помощников и ведущих.

Вед1: Команды готовы?

Вед2: Начинаем с представления команд.

Это команды: «Копирейты», «Терабайты», «Процессоры», «Сканеры» (капитаны объясняют смысл названия команд)

Вед1: Напоминаем правила нашей игры:

Вы должны ответить на 10 вопросов (письменно), на обсуждение каждого вопроса – 1 минута. Побеждает тот, кто наберет большее количество очков.

Вед2: Итак, начинаем!!!

1.

Вед1: Начинаем со стихов

(В это время выдают задания участникам, а ведущий читает вслух стихи)

Начало светлое весны.
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай...
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей пока!

Вопрос: Сколько слов, связанных с синтаксисом языка программирования, имеется в стихотворении? (Это могут быть так называемые «зарезервированные слова» этого языка, названия операторов, типов величин и т.д.)

1 минута на обсуждение

(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри

Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)

Ответ: 9 слов без повторений: начало, массивы, присвоил, метки, строка, ложь, истин, пока

2.

Вед2: Второе задание связано со знанием иностранных языков, в частности английского

(В это время выдают задания участникам)

Вопрос: Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка на русский как «Мелкомягкая»? 1 минута на обсуждение

(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри. Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)

ответ на экране, это фирме Microsoft.

3.

Вед1: Следующий вопрос связан с историей, с историей развития компьютерной техники.

(В это время выдают задания участникам)

Вопрос: Расположить приведенные названия носителей информации в хронологическом порядке их появления:

  1. Перфолента.
  2. Перфокарта.
  3. Оптический диск CD-ROM.
  4. Магнитный диск.
  5. Магнитная лента.

1 минута на обсуждение

(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри.

Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ).

Правильный ответ: перфокарта, перфолента, магнитная лента, магнитный диск, оптический диск.

4.

Вед2: Вопрос называется «Им не жить друг без друга»

(В это время выдают задания участникам и ведущий читает вслух вопрос.)

Перед вами — две колонки слов и словосочетаний. Необходимо найти пары слов (по одному из каждой колонки), являющиеся синонимами

  1. Винчестер.

  2. Дискета.

  3. Лазерный диск.

  4. Монитор.

  5. ОЗУ

  6. Папка.

  7. Скроллинг.

  8. Флажок.

  9. Форматирование.

  10. ЭВМ.

  1. CD-ROM.

  2. RAM.

  3. Разметка.

  4. Каталог (директория).

  5. Жесткий магнитный диск.

  6. Переключатель.

  7. Прокрутка.

  8. Компьютер.

  9. Гибкий магнитный диск.

  10. Дисплей.

1 минута на обсуждение

(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри

Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)

ответ:

1. Винчестер – 5. Жесткий магнитный диск
2. Дискета – 9. Гибкий магнитный диск
3. Лазерный диск – 1. CD-ROM
4. Монитор - 10. Дисплей
5. ОЗУ- 2. RAM
6. Папка - 4. Каталог (директория)
7. Скроллинг - 7. Прокрутка
8. Флажок - 6. Переключатель
9. Форматирование - 3. Разметка
10. ЭВМ - 8. Компьютер

5.

Вед1: Конечно же, всем вам хорошо известна карточная игра «Веришь – не веришь». Давайте сыграем в нее. Мы, ведущие, будем задавать вам вопросы, а вы поднимаете соответствующую табличку. На обсуждение каждого вопроса -10 секунд

(Командам выдаются таблички со словами «ДА» - «НЕТ».)

Вед2:

Верите ли вы, что можно к материнской (системной) плате одного компьютера подсоединить жесткий магнитный диск другого компьютера и сделать так, чтобы на первом компьютере было как бы два жестких магнитных диска?

Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера

ответ: да

Вед1:

Верите ли вы, что в Англии есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер?

Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера

ответ: нет

Вед2:

Верите ли вы, что были первые версии персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск?

Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера

ответ: да

Вед2:

4. Верите ли вы, что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования?

Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера

ответ: да

Вед1:

5. Верите ли вы, что операционная система Windows допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами?

Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера

ответ: да (файлы должны находится в разных каталогах)

Вед2:

6. Верите ли вы, что после операции, называемой дефрагментацией, объем свободного места на диске станет больше?

Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера

ответ: нет

Вед1:

7. Верите ли вы, что, кроме дискет диаметром 3,5 и 5,25 дюйма, ранее использовались дискеты диаметром 8 дюймов?

Поднимаем таблички (жюри фиксирует ответы), проверяем на экране компьютера

ответ: да

6.

Вед1:Ответ на следующий вопрос вы найдете в самом вопросе.

В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины

Искомые термины элементы компьютера

  1. Этот процесс орнитологи называют миграцией
  2. Потом они торжествовали и радовались, как дети
  3. Несмотря на это, его феска не раз падала с головы
  4. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций
  5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол
  6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки

1 минута на обсуждение

(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри

Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)

ответ: процессор, монитор, сканер, принтер, мышка, модем

7.

Вед2: Следующий вопрос связан с химией

Перед вами — таблица с двумя колонками, в которых даны определения некоторых терминов. В первой колонке приведены определения, касающиеся компьютеров или информатики, во второй — используемые в химии. Необходимо найти пары определений (по одному из каждой колонки), относящиеся к терминам, являющимся омонимами.

1. Число, определяющее систему счисления

1. В виде ее, как правило, представлена периодическая система элементов Д.И. Менделеева

2. Электронная

2. Числовой указатель, ставящийся внизу буквы, входящей в математическое выражение или в запись состава какого-либо соединения

3. Составная часть массива

3. Sn

4. Порядковый номер элемента массива

4. Соединение, содержащее атом металла и одну или несколько гидроксильных трупп ОН

5. Металл, используемый при пайке во время ремонта компьютеров

5. Одно из основополагающих понятий химии

1 минута на обсуждение

(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри

Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)

ответ: основание 1- 4, таблица 2 - 1, элемент 3 - 5, индекс 4-2, олово 5-3

8.

Вед1: Следующий вопрос связан с русским языком

Ниже приведены определения терминов-омонимов, используемых в информатике и при изучении русского языка. Назовите эти термины.

  1. В текстовом редакторе Microsoft Word так называется текст, набранный до нажатия клавиши ЕNTER . — В русском языке так называется "Красная" строка.
  2. Жаргонное название корневого каталога диска. — В русском языке так называется Основная, значимая часть слова.
  3. Программа, созданная для работы под управлением операционной системы Windows. В грамматике — определение, выраженное существительным.
  4. Совокупность правил записи символов в языке программирования. — В русском языке так называется раздел грамматики, изучающий законы соединения слов и строения предложений.
  5. Совокупность характеристик символа или абзаца в текстовом редакторе Microsoft Word. — В русском языке так называется Синоним слова слог (как совокупность приемов использования языковых средств для выражения мыслей и идей).

1 минута на обсуждение

(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри

Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)

ответ: абзац, корень, приложение, синтаксис, стиль

9.

Вед2: Следующий вопрос связан с логикой.

Послушайте, пожалуйста, сказку:

"Когда-то в древности в дремучем муромском лесу из-под земли били десять источников мертвой воды. Из первых девяти источников мертвую воду мог взять каждый, но десятый источник находился в пещере Кощея Бессмертного, в которую никто, кроме самого Кощея, попасть не мог.

На вкус и цвет мертвая вода ничем не отличалась от обыкновенной. Однако если человек выпивал из какого-нибудь источника, он умирал. Спасти ею могло только одно: если он запивал ядом из источника, номер которого больше. Например, если он выпивал из седьмого источника {яд № 7), то ему надо было обязательно запить ядом № 8, № 9 или № 10 из соответствующих источников. Если же он выпивал не седьмой яд, а девятый, ему мог помочь только яд № 10. А если он сразу выпивал десятый яд, то ему уже ничто помочь не могло.

Чтобы извести Кощея Бессмертною, от которого страдали жители Муромского леса, Иванушка-дурачок вызвал ею на дуэль. Условия дуэли были такие: каждый приносит с собой кружку с жидкостью и дает ее выпить своему противнику. Кощей обрадовался: "Ура! Я дам яд № 10, Иванушка-дурачок не сможет спастись! А сам выпью яд, который Иванушка-дурачок мне принесет, запью его своим десятым и спасусь!"

В назначенный день оба противника встретились в условленном месте. Они честно обменялись кружками и выпили то, что в них было. Каковы же были радость и удивление обитателей Муромского леса, когда оказалось, что Кощей Бессмертный умер, а Иванушка-дурачок остался жив! Только Василиса Премудрая догадалась, как удалось Иванушке победить Кощея".

Попробуйте догадаться и вы. 1 минута на обсуждение

(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри. Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется правильный ответ.)

ответ: В зависимости от того, когда выпит яд № 10, он может служить и ядом, и противоядием.

Так, если его принять после другого яда, то в результате будет не яд, а обыкновенная вода, т.е. можно остаться живым. Если же выпить его после обыкновенной воды (не являющейся ядом), то он подействует как яд.

Иванушка-дурачок перед дуэлью выпил яд из одного из источников, а потом яд № 10 как противоядие и в результате остался живым. Кощею же он дал кружку обыкновенной воды, после которой тот выпил яд № 10 и умер.

10.

Вед1: И в заключении давайте поиграем с вами в компьютерное лото.

перед вами буквы русского алфавита + несколько наиболее используемых букв. Ваша задача собрать как можно больше слов из этих букв. Слова выкладываете на столе и записываете на лист ответа.

1 минута на обсуждение

(по истечении 1 минуты помощники собирают листы и передают их жюри

Жюри проверяет ответы, ставит баллы, а это время объявляется, сколько слов собрали участники.)

Вед2: Внимание! Для подведения итогов слово предоставляется жюри;

зачитываются баллы, и объявляется победитель.

Вед1: Всем большое спасибо!

Вед2: До новых встреч!!!

Приложение 1

Приложение 2

Литература:

  1. Д.М. Златопольский Внеклассная работа по информатике. Газета «Информатика» №23 2004
  2. Д.М. Златопольский Сборник заданий для внеклассной работы по информатике. Библиотечка «Первого сентября» Серия «Информатика» Выпуск 1 (7) Москва Чистые пруды 2006