Урок математики в 6-м классе по теме "Круговые и столбчатые диаграммы"

Разделы: Математика


Цели:

  • научиться строить круговые и столбчатые диаграммы, используя возможности электронных таблиц (компьютерные программы: Microsoft Office Excel, “Мастер диаграмм”);
  • развивать: коммуникативные навыки, компьютерную грамотность учащихся, внимание, умение структурировать информацию.

Знать:

  • виды диаграмм;

Уметь:

  • строить круговые диаграммы;
  • строить столбчатые диаграммы;
  • решать задания на проценты;
  • решать уравнения содержащие пропорцию.

Ход урока.

1.Организационный момент: организация рабочего места, постановка целей и плана урока.

2. Инструктаж. Правила техники безопасности в кабинете информатики.

3. Устная работа.

Найдите неизвестный член пропорции.

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. ;
  5. ;
  6. .

Решите задачу:

  1. В классе 25 учащихся, из них 20 учеников написали контрольную работу на “4” и “5”. Сколько процентов всех учащихся составляют хорошисты?
  2. Из 25 контрольных работ 24% оценили на “5”. Сколько учеников получили пятерки?
  3. Из 32 учащихся класса по болезни отсутствовали 4 учащихся. Сколько процентов всех учащихся класса отсутствовали?
  4. В литейном цехе изготавливали детали. В январе из 320 деталей 8 оказались с дефектами, а в феврале дефектных деталей не было. Сколько процентов составляли качественные детали в январе, феврале?

4. Компьютерный практикум. (В нашей школе работа учащихся с компьютером, начинается во втором классе и уже к шестому классу они, имеют навыки работы с электронными таблицами).

Задания различные по уровню и способностям учащихся.

  • В первом задании надо занести данные в электронную таблицу и построить диаграмму.
  • Во втором задании применить знания по теме “Проценты”.
  • В третьем задании провести систематизацию полученных сведений.

Задание №1. Постройте круговую диаграмму распределения площади суши и мирового океана. Для этого составить электронную таблицу в Microsoft Excel, на панели управления найти команду “МАСТЕР ДИАГРАММ”.

Суша представлена:

  • Лес - 57 млн.кв.км.
  • Степь - 24 млн.кв.км.
  • Тундры, пустыни, болота – 54 млн.кв.км.
  • Пашня 15 млн. кв. км.

ОТВЕТ:

Мировой океан состоит из четырех океанов.

  • Тихий - 179,7 млн.кв.км.
  • Атлантический - 93,4 млн.кв.км.
  • Индийский - 74,9 млн.кв.км.
  • Северный Ледовитый – 13,1 млн.кв.км.

ОТВЕТ:

Задание № 2. Постройте сравнительную столбчатую диаграмму процента успеваемости и процента качества знаний учащихся 6 класса за четыре четверти и год. (Данные в таблицу можно придумать самим, а можно взять реальные цифры по итогам данного класса, например по математике).

Вычисление процентов рекомендую высчитывать, используя, программу КАЛЬКУЛЯТОР.

Например:

Оценка 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. год
“5” 2 3 2 2 2
“4” 10 12 11 12 12
“3” 13 12 13 12 13
“2” и н\а 2 - 1 1 -

Занести данные в таблицу в Microsoft Excel, на панели управления найти команду “МАСТЕР ДИАГРАММ”.

  1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть год
% успеваемости 93 100 96 96 100
% качества 44 56 48 52 52

ОТВЕТ:

 

Задание №3. Постройте столбчатую диаграмму крупных водохранилищ России (площадь, объем, средняя глубина, напор). Предварительно систематизируйте полученные данные в таблицу. Сделайте выводы.

Средняя глубина Камского водохранилища – 6,5 м. Площадь Горьковского водохранилища – 1400 кв.км. Объем Рыбинского водохранилища - 25 куб.км. Напор Цимлянского водохранилища – 26 м. Площадь Братского водохранилища – 5300 кв.км. Средняя глубина Куйбышевского водохранилища –10,4 м. Объем Цимлянского водохранилища – 24 куб.км. Площадь Рыбинского водохранилища – 4650 кв.км. Объем Братского водохранилища – 180 куб.км. Площадь Камского водохранилища – 1700 кв.км. Напор Куйбышевского водохранилища – 28 м. Средняя глубина Цимлянского водохранилища – 9,2 м. Напор Камского водохранилища – 21 м. Площадь Куйбышевского водохранилища – 5000кв.км. Напор Рыбинского водохранилища – 25 м. Средняя глубина Братского водохранилища – 34 м. Объем Куйбышевского водохранилища –52 куб. км. Напор Горьковского водохранилища – 18 м. Средняя глубина Рыбинского водохранилища – 5,5 м. Объем Камского водохранилища – 11 куб. км. Напор Братского водохранилища – 104 м. Площадь Цимлянского водохранилища – 2600 кв.км.

ОТВЕТ:

  Площадь (кв.км.) Глубина (м.) Объем (куб.км.) Напор(м.)
Камское водохранилище 1700 6,5 11 21
Горьковское водохранилище 1400 5,2 7 18
Рыбинское водохранилище 4650 5,5 25 25
Цимлянское водохранилище 260 9,2 24 26
Братское водохранилище 5300 34 180 104
Куйбышевское водохранилище 5000 10,4 52 28

Так как общая диаграмма получается невыразительной(из-за большой разницы в измерениях) предложите сделать диаграмму на каждый параметр отдельно.