Лаборатория нравственного иммунитета как нестандартная форма работы по предмету "Православная культура"

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Высказывание великого немецкого философа И. Гёте “Главное условие нравственности – желание стать нравственным” можно считать девизом педагогической деятельности в воспитательном направлении. В связи с обновлением содержания образования особое внимание уделяется воспитательному процессу, а именно, воспитанию нравственных ценностей как ядра личности. Введение в общеобразовательной школе предмета православной культуры предоставляет прекрасную возможность создания условий для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся.

Для достижения формирования положительной духовно-нравственной атмосферы в коллективе педагогу необходимо диагностировать имеющийся уровень нравственного развития учащихся (например, по методике О.В. Соловьёва). Анализ результатов тестирования показал, что не каждый современный школьник может сопереживать и сорадоваться, просить прощение за проступки, культурно общаться, правильно давать оценку происшедшему, то есть необходимо было работать над такими духовно-нравственными качествами, как доброжелательность, великодушие, уважительность, тактичность, внимательность, совестливость, сопереживание.

Работа над формированием духовно-нравственных качеств выявила ряд противоречий, главным из которых было – разница микроклиматов в классе и дома.

Актуальность данного педагогического опыта подтверждается анализом духовно-нравственное воспитание в России за последние несколько лет, где:

  1. нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, коллективному, соборному идеалу ответственности человека за другого человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание лишь собственной удачи, на проявление практичности и рационализма.
  2. в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества. Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государственными образовательными структурами, ответственными за здоровье нации, неотложную задачу: введение новой дидактической формы, необходимой выполнять духовно – нравственную коррекцию общества.

В качестве дидактической формы по духовно – нравственному оздоровлению (воспитание и перевоспитание) современных школьников в общеобразовательных школах России преподается предмет “Православная культура”. Цель предмета “Православной культуры” не привить веру, а привить доброе отношение к вере своего народа. По Белгородской области с 2006-2007 учебного года он выступает как обязательный компонент у учащихся со второго по одиннадцатый класс.

Во исполнении постановления правительства Белгородской области от 9 июня 2006 года № 130-пп “О концепции программы “Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 гг.”, в целях воспитания в обществе духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины, правительство Белгородской области постановляет: утвердить областную программу “Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 гг.”

Сущность опыта состоит в разработке системы психологических, дидактических материалов по теории и практике работы с детьми разной возрастной категории, интеллектуальными, творческими и социально-личностными способностями, а также в создании образовательно-воспитательной среды, благоприятной для развития психофизической, волевой, эмоциональной и других сфер психики ребенка.

С целью полного представления этапов проведения эксперимента предлагается рассмотреть занятие по православной культуре, проводимое в форме лаборатории нравственного иммунитета (по программе Л.Л. Шевченко) (Модель проведения предлагалась в “Картотеке форм нравственного воспитания учащихся” Ромашковой Е.И.)

Данная форма урока универсальна, так как может быть использована для изучения любого школьного предмета.

Основная цель урока: показать, как строилась система отношений христиан и учить противостоять вирусам нравственности

В ходе занятия автором были использовано следующее оборудование:

  1. Журналы наблюдений
  2. Белые халаты
  3. Марлевые повязки
  4. Колбы
  5. Микроскоп
  6. Карточки с текстами рассказов Л.Н.Толстого
  7. Карточки с названиями нравственных вирусов
  8. Карточки с названием добродетелей
  9. Дерево мудрости
  10. Конверты с заданиями
  11. Слайды с основными понятиями урока

При проведении учащимся предлагалось ознакомиться с основными терминами, такими как:

  1. лаборатория (от лат. laborare – работать) – учреждение, отдел, где проводятся научные, лабораторные и технические опыты, экспериментальные исследования
  2. иммунитет (от лат.immuni – освобождение, избавление) – защитная реакция организма на вирусы
  3. повреждающие агенты – вирусы
  4. вакцинация воздействие способами вербального убеждения
  5. добродетели
  6. золотое правило жизни

На одном из первых этапов урока детям предлагалось прослушать проблемную ситуацию и ответить на вопросы:

За окном плачет мартовский дождь, роняя тяжелые капли. Серые лужи отражают небо, серое, без чувств, эмоций и жизни, отражает так, как отражает равнодушное зеркало; мокрый асфальт, асфальт, по которому прошли сотни ног, на который упали взгляды, чувства, слова, упали и разбились, как бокалы из тонкого стекла. Я встречаю мартовский дождь.

Вопросы:

- Кто мог сказать такие слова? (несчастный, печальный человек)

- Отчего он мог быть несчастлив ? (обидели, что-то случилось, заболел)

- Поможем этому человеку по-другому смотреть на мир.

Следует помнить, что учащиеся должны четко представлять тему и цели урока, которые озвучивает учитель, вспоминая слова Л.Н.Толстого “Истинное познание человека начинается с самого себя”

Каждый, кто хоть раз был в лаборатории, ассоциирует её со словами: халат, пробирки, колбы, опыты, учёные, диагностика ”. Учащимся предлагается одеть халаты и стать сотрудниками лаборатории и помнить главное правило нахождения в лаборатории – соблюдение дисциплины труда и техники безопасности.

В связи с тем, что предметом научных изысканий нашей лаборатории является выявление степени нравственного иммунитета и её усиление, учитель рассказывает детям, что человек нуждается в иммунитете не только в биологическом, но и нравственном.

Далее учащиеся по группам докладывают о выполнении домашнего задания, в ходе которого отмечают, что все учащиеся прошли испытания на выявления уровня нравственного иммунитета. Это может выглядеть следующим образом:

Лаб. №1“Наша малая лаборатория №1 выявляла отношение учащихся к жизни. Результаты таковы: у 35 человек выявлено духовное отношение к жизни, у 60- бездуховное отношение к жизни, а у 10 человек- непостоянство при выявлении духовного восприятия к жизни”

Лаб.№2 “Наша малая лаборатория №2 выявляла отношение 4-классников к людям. Результаты таковы: 50 человек проявили хорошее отношение к людям, 45- плохое отношение к жизни, а 10- проявили непостоянство по отношению к людям”

Лаб. №3 “Наша малая лаборатория №3 выявляла отношение к коллективному и собственному. Результаты таковы: 41человек коллективистическое отношение к людям, а 63 – индивидуалистическое отношения к людям.

Таким образом, по окончании проведения экспериментального урока учитель может без промедления подвести итоги диагностики учащихся, сообщив им, что у всех тестируемых проявился разный уровень иммунитета.

В связи с этим были выделены 3 группы:

1 – имеющие стойкий нравственный иммунитет

2 – имеющие слабый нравственный иммунитет

3 – не имеющие иммунитета

Иммунитет (от лат.immuni – освобождение, избавление) – защитная реакция организма на вирусы.

После процесса диагностики учитель предлагает учащимся на практике освоить понятие вирус. Работа проводится в группах. Учащиеся получают инструкцию:

1. Прочитай текст (рассказы Л.Толстого)

2. Определи среди имеющихся названий вирусов тот, о котором идёт речь в вашем тексте

3. После проверки старшим научным сотрудником правильности выбора вывеси название на доску

Для работы первой группе предлагается рассказ “Старый дед и внучек” и необходимо было выделить вирус непочитания родителей. Второй группе – рассказ “Мальчик и овцы” – вирус лжи, обмана. Третьей группе – рассказ “Собака и её тень” – вирус зависти.

Далее учитель предлагает выбрать ёще вирусы из представленного на доске перечня:

Воровство

Смирение

Бранные слова

Курение

Милостыня

Чистота

Кротость

Любовь

Учитель обращает внимание, что невыделенные слова – это добродетели, с которыми вы познакомитесь на следующих занятиях.

Человечество давно нашло ответ, как бороться с вирусами безнравственности,- их ещё называют грехами, – с помощью соблюдения определённого ряда правил – их называют заповедями божьими. Их 10 , но 6 из них учат, как нужно относиться к другому человеку. Прочитаем их и определим, какая же из них будет являться противоядием вирусов, которые мы выделили.

Учащиеся “срывают” с дерева мудрости плоды, на которых написаны божьи заповеди и вывешивают их против вирусов, которые можно победить, соблюдая данную заповедь:

1 почитай отца и мать – непочитание родителей

2 не убей – гнев, бранные слова, жестокость

3 не предюбодействуй – курение//обжорство//пьянство} любое излишество

4 не укради – воровство (не скрывай найдено, обещанное выполняй в срок)

5.не лги и не вовлекай в ложь другого – клевета, ложь, обман

6. не возжелай того, что принадлежит ближнему твоему – зависть

При подведении итогов работы учитель сводит все изученные учениками правила к одному, путём работы в группах, которым выдается разное задание:

1 группа – возьмите конверт и из имеющихся там слов составьте его. (Люби ближнего своего, как самого себя”

2 группа – Как вы понимаете смысл слов “Люби ближнего своего как самого себя”

3 группа – выберите жизненные примеры на слова “ Относись к людям так, как хотел, чтобы относились к тебе”

Для более полного представления главного смысла религий мира учителем предлагается прочитать их основные положения:

Брахманизм: “Не делай другим того, что было бы больно вам, если бы было сделано вам” /Махабхарата/

Буддизм: “Не причиняй другим того, что самим кажется больно”/Удана-Варга: 5, 18/

Даосизм: “Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа – для вас потерей” /Тай Шанг Кин Йинг Пиэн/

Ислам: Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того, что желает себе” /Сунна/

Иудаизм: “Что ненавистно вам, того не делайте ближнему своему” /Талмуд, Шаббат, 31а/

Следунт помнить о том, что они не расходятся с основным положением христианства: “ Как хотите, чтобы поступали с вами, так поступайте и вы с ними”/Новый завет от Матфея 7:12/

В качестве тренинга учащимся предлагается:

1. Провести тренинг ума (по группам составить из начальных букв слово)

1группа

В оспитанность

О тзывчивость

Л юбовь

Я

2 группа

Д оброта

У меренность

Х ристос

3 группа Уважительность

М илосердие

2. Провести тренинг воли (грамотно отказать):

1 группа: вам предлагают за компанию покурить за углом школы

2 группа: вам предлагают просто так стать владельцем дорого сотового телефона

3 группа: вам, как ответственному человеку, предлагают не сдавать контрольную работу, так как не все в классе её сдадут

3. Провести тренинг духа: (выбор по ситуации)

Звонок по телефону. 1000 000! За получение вакцины вы награждены миллионом рублей. Это позволит вам иметь хорошую надбавку к зарплате. Но.. у одного из сотрудников болен ребенок. Требуются деньги на операцию – миллион рублей. Как вы распорядитесь деньгами, выделенным на ваш отдел для увеличения зарплаты:

- передадим миллион рублей на проведение операции больному ребёнку сотрудника

- истратим миллион на совместный отдых за границей

- используем деньги на увеличение зарплаты

Учителю следует похвалить учащихся за правильный выбор.

В конце урока учитель:

1. Обращается ещё раз к эпиграфу “Истинное познание человека венчается познанием самого себя”;

2. Напоминает ребятам, что человек познает себя не в мысли, но действуя. Каждый раз, что-либо собираясь сделать, примеряйте к себе золотое правило жизни “ Поступай с людьми так, как хотел, чтобы поступали с тобой”. Чтобы достичь совершенства, человек должен помнить о дисциплине ума (составление слов), о дисциплине воли (умение отказать вредному воздействию), о дисциплине духа (умение прийти на помощь ближнему своему). Главное, чтобы все составляющие были окрашены чувством любви;

3. Выявляет результативность совместной работы в лабораторных условиях;

4. Возвращается к проблемной ситуации, поднятой в начале урока, и просит учащихся дать рецепт человеку

Занятие можно закончить рефлексивной минуткой, когда участники становятся в круг, берутся за руки. Учитель просит всех улыбнуться друг другу и вспомнить чувства, когда они доставляют радость другим, демонстрируя в это время следующий опыт пробирками: учитель сливает воду из заготовленных пробирок в одну общую колбу, в которой находился кристалл марганца; вода приобретает насыщенный красно-розовый цвет, учитель комментирует: “Мы познали себя в действии: помогли все вместе нуждающемуся, и наше состояние души приобрело радостные цвета”.

Таким образом, проведенный автором эксперимент подтвердил действенность ЗОЛОТОГО правила христианства: “Относить к людям так, как хотел, чтобы относились к тебе” и даёт возможность дальнейшего совершенствования процесса воспитания в личности духовно- нравственных качеств.