Школа подготовки актива — Степновское независимое государство. Из опыта работы школьного самоуправления

Разделы: Внеклассная работа


Наличие органов ученического самоуправления является важным фактором социализации детей, прекрасным инструментарием, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы гражданского сознания для демократического государства. Дети, вовремя вовлеченные в такой процесс, войдут во взрослую жизнь коммуникабельными людьми, умеющими правильно построить свои взаимоотношения с окружающим сообществом.

Структура школьного самоуправления в МОУ “Степновская средняя общеобразовательная школа” представляет собой взаимодействие органов ученического, педагогического, родительского самоуправления. Руководит ученическим самоуправлением совет старшеклассников, в состав которого входят представители 8-11 классов. Подготовка лидеров осуществляется через совет среднего звена и ШПА – СНГ.

ШПА - СНГ

Школа подготовки актива – Степновское независимое государство.

Несколько лет назад на Земном шаре образовалась республика СНГ. На территории СНГ проживали племена различных рас и национальностей. Они кочевали с места на место, размножались, обменивались опытом друг с другом, пополнялись новыми кочевниками из других государств.

27 марта 2000 года в Степновской средней школе состоялось открытие школы подготовки актива “СНГ Весна-2000”. Идея создания возникла совершенно случайно. На одном из заседаний совета старшеклассников кто-то из его членов предложил организовать в дни весенних каникул лагерь для учеников нашей школы. Сначала предложение поддержки не нашло, но зерно попало в благодатную почву и при поддержке педагогов лидеры школы решили попробовать. И вот что из этого получилось:

Опыт работы ШПА – СНГ – 8 смен. Живя в школе 3 дня, общаясь, работая и отдыхая, повысили свои лидерские качества более 100 ребят в возрасте от 11 до 17 лет. Своим опытом делились с другими школами и общественными организациями района, города, области.

СИМВОЛЫ:

Флаг

На белом поле две ладони, держащие в руках солнце, лучи которого проходят через радугу и буквы СНГ.

Гимн. 2000 год. Автор Мезенцева Марина

Ты проснешься – все понятно,
Радость в сердце у тебя.
В лагерь ты спешишь, собравшись,
Ровным счетом на три дня.
Там веселье, игры, песни,
Разговоры и любовь.
Это лагерь для подростков,
В юном сердце – СНГ.

Припев:

СНГ, СНГ, СНГ,
Как огонь в твоем сердце горит.
Не задуешь звезду в СНГ,
Ту звезду, что в тебе так блестит.
Та звезда – это ты в СНГ,
Та звезда не погаснет теперь,
Потому, что зажег ты ее
В СНГ, в СНГ, в СНГ.

Ты проснешься – все понятно,
Но стало грустно вдруг тебе,
Потому что ты собравшись,
Попрощался с СНГ.
Третий день прошел и утром
Пора домой нам уходить,
Но те классные минуты
Будут с нами вечно жить.

Припев.

Гимн. 2007 год. Авторы Ворошина Антонина и Карпушкина Марина.

Там, где небо сеет звезды,
Там побеги дивным ростом.
И я бы жил там, да все не просто…
Там, где пахнет теплым ветром,
Там моим мечтам заветным
Казалось быть. Но не об этом!

Припев:

Мир, который светится
Особою звездой.
Мир, в котором правда –
Этот мир иной.

Там, где миром правят дети,
Ах, я отдал бы все на свете.
Вот они! Ты знаешь их!
Там, где небо сеет звезды,
Там побеги дивным ростом.
Я б остался здесь навек, да все не просто.

Припев.

Кто же входит в состав республики СНГ?

1. Комиссары-лидеры, ведущие за собой.

Выйти вперед и встать во главе других, в общем-то, несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведет, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди.

2. Помкомы (помощники комиссаров) – лидеры, готовые в будущем повести за собой.

Они всегда рядом с комиссарами. Наблюдают, учатся, помогают, проводят дела сами. Достойная смена комиссаров.

3. Крошки-выпускники школы.

Они окончили школу, но уйти из неё не могут. Здесь они оставили кусочек своей души. Возвращаясь в детство, они в своей взрослой жизни становятся добрей и чище.

4. Воспитатели-педагоги.

Они как бы есть, и как бы их нет. Ненавязчиво контролируют ситуацию. Знают, как лучше потратить деньги. Помогут и поддержат в трудную минуту. Дадут дельный совет.

5. СНГовцы. Учащиеся школы или её гости, желающие получить навыки организаторской работы.

Живут в отрядах. Постоянно заняты: учатся, работают, отдыхают, танцуют, играют… Будущие помкомы и комиссары, крошки, а может и воспитатели.

Законы, по которым живут СНГовцы:

  1. Доброе отношение к людям.
  2. 0 : 0.
  3. Закон зеленого друга.
  4. Без дыма.
  5. Закон Орлятского круга.
  6. Закон Правой руки.
  7. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – делай!
  8. Везде, всегда и во всем!
  9. Закон “С первого раза”.
  10. Где взять, достать?
  11. Каждое дело – творчески, а иначе зачем?
  12. Закон Территории.
  13. Доброе отношение к песне.

Режим дня: 28-30.04.2007г.

1 День.

12-00 - 13-00 - Заезд.

13-00 - 14-00 - Отрядное время.

14-00 - 14-30 - Обед.

14-30 - 16-00 - Линейка открытия. Орлятский круг. Игры.

16-00 - 17-00 - Секции.

17-00 - 18-00 - Игры на сплочение.

18-00 - 18-30 - Ужин.

18-30 - 20-00 - Подготовка к КТД.

20-00 - 21-00 - КТД “В кругу друзей”.

21-00 - 22-00 - День Рождения отряда.

22-00 - 23-30 - Дискотека.

23-30 - 24-00 - “Сонник” (Вечерний ужин).

24-00 - 00-30 - “Помойка”.

00-30 - 01-30 - “Огонек”.

01-30 - Отбой.

2 День.

8-00 - Подъем.

8-00 - 8-30 - Зарядка.

8-30 - 9-00 - “Золушка”.

9-00 - 9-30 - Завтрак.

9-30 - 10-30 - Секции.

10-30 - 14-00 - “Беготнюшка”.

14-00 - 14-30 - Обед.

14-30 - 15-30 - Клубы по интересам.

15-30 - 17-00 - Дневное КТД “Внимание, на старт”.

17-00 - 18-00 - Орлятский круг.

18-00 - 18-30 - Ужин.

18-30 - 20-00 - Подготовка к КТД.

20-00 - 21-30 - КТД “В здоровом теле - здоровый дух”.

21-30 - 22-00 - “Сонник” (Вечерний ужин).

22-00 - 23-30 - Дискотека.

23-30 - 24-00 - “Помойка”.

24-00 - 24-30 - “Огонек”.

24-30 - Отбой.

3 День.

8-00 - Подъем.

8-00 - 8-30 - Зарядка.

8-30 - 9-00 - “Золушка”.

9-00 - 9-30 - Завтрак.

9-30 - 10-30 - Секции.

10-30 - 14-00 - Доброе дело.

14-00 - 14-30 - Обед.

14-30 - 17-00 - “Форд-Боярд”.

17-00 - 18-00 - Клубы по интересам.

18-00 - 18-30 - Ужин.

18-30 - 19-30 - Орлятский круг, игры.

19-30 - 20-30 - Подготовка к КТД.

20-30 - 22-00 - КТД “Всем желаньям нашим сбыться, всем мечтам осуществиться” (Стоп - Кадр).

22-00 - 22-30 - Праздничный ужин.

22-30 - 23-30 - Костер.

23-30 - 24-00 - “Огонек”.

24-00 - 01-00 - “Искорка”. Анализ дня комиссарами.

Уборка, “Великое переселение”.

01-00… - Дискотека.

4 День.

8-00. Линейка Закрытия - Награждение.

Традиционные дела:

1. КТД

Каждый член коллектива лучше раскрывается и показывает свои способности при подготовке КТД. Игорь Петрович Иванов, русский педагог и психолог, выделил 6 стадий КТД, которые проходит коллектив:

Предварительная подготовка педагога, воспитателя, комиссара:

  • продумывание идеи;
  • взвешивание воспитательных возможностей;
  • определение целей, задач и методов работы.

Коллективно-творческое планирование:

  • диагностика (оценивание) ситуации (взвешивание всех “за” и “против”);
  • постановка цели;
  • выявление различных способов достижения цели;
  • анализ выявленных способов достижения цели и принятие решения;
  • создание совета дела.

Вопросы планирования:

Что и для чего делаем?

Для кого делаем?

Кто организатор?

С кем вместе будем делать?

Где, когда, во сколько?

Алгоритм составления Положения:

  1. организаторы;
  2. цели и задачи;
  3. время, дата;
  4. участники (возраст, пол, умения);
  5. жюри;
  6. награждение.

3. Коллективная подготовка к делу.

Совет дела раздает задание - подготовить:

  • Сценарий
  • Оформление
  • Звук
  • Свет
  • Костюмы
  • Сюрприз
  • Летопись (хроника, газета)
  • Дежурство

4. Коллективное проведение дела

Существует 5 видов КТД:

  1. организационные;
  2. спортивные;
  3. трудовые;
  4. интеллектуальные;
  5. культурно-развлекательные.

5. Подведение итогов

Главные вопросы этого этапа:

  • Что понравилось? Почему? Кому скажем “спасибо”?
  • Что не понравилось? Почему? Что хотим изменить?
  • Какие перспективы на будущее? Ваши пожелания?

6. Ближайшее последствие ь? почему?ения этой целиив:, каждый из которых ЛИЧНОСТЬ. достичь в результате кооперативной (сов для

Обсуждение и определение ближайших перспектив

(что будем делать дальше?). Организация “радостей” завтрашнего дня.

Эффективность проведения КТД тем выше, чем:

  • меньше времени затрачено;
  • меньше затрат;
  • более соответствует результат цели.

Вот темы КТД СНГ – 2007 “Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой”:

  1. “В кругу друзей”.
  2. “На старт, внимание, марш”.
  3. “Всем желаньям нашим сбыться, всем мечтам осуществиться”

2. Секции

На секциях происходит формирование умений и навыков лидеров-организаторов (коммуникативные, лидерские технологии, игротехники…). Главное - освоить алгоритм проведения программ, знать песни и игры, уметь работать с бумагой… и ты готов идти вперед и указывать дорогу другим. Кроме этого, время диктует становление такой детской организации, в которой предметом деятельности становятся социальные отношения, воспитываются лидеры.

Лидер – это тот, кто, проявляя себя, никогда не навредит другому; кто умеет увидеть, кому нужна помощь, и вовремя протянуть ему руку дружбы; не учит, как работать других, а вместе с ними организует работу так, чтобы каждый смог проявить знания, умения и навыки; всегда помнит, что в каждом есть своя изюминка. Главное – научиться ее увидеть.

Традиционные секции СНГ:

  1. КТД
  2. Игровая
  3. Песенная
  4. Оформительская

3. Клубы по интересам

Клубы являются добровольными объединениями, в которые входят члены ШПА – СНГ. Все члены клубов имеют возможности заняться интересным делом, развивать свои творческие способности, расширять кругозор через интересные занятия, разнообразные формы их проведения. Разновозрастность коллектива расширяет возможности, дети видят перед собой положительный пример старших.

  1. Спортивный
  2. Танцевальный
  3. Психологический
  4. Оригами
  5. Фито-студия
  6. Художественный

4. Орлятский круг

Песни: традиционные, бардовские, те, что знают все в нашей стране, и те, что придумали сами СНГовцы. Исполняются в кругу друзей, сами себе аккомпанируют на гитарах, фортепиано.

5. “Огонек”

Это стадия подведения итогов. Что было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Каждый участвует в обсуждении итогов дня, учится оценивать, анализировать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные задачи-вопросы.

Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый “коллектив”.

Станции-ступени:

  1. Песчаная россыпь.
  2. Мягкая глина.
  3. Мерцающий маяк
  4. Алый парус
  5. Горящий факел

Организатор может создать такие условия, в которых взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание станут необходимыми, обязательными для всех ребят.

6. Школьное самоуправление

Это последняя стадия СНГ (его ближайшего последствия). Использование воспитанниками в учебной работе, во внеучебной жизни, в деятельности школьного и классного самоуправления того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении СНГ.

“ШПА помогла стать общительной, уверенной в себе, раскрыть свои чувства, проявить творческие способности, о которых я раньше не знала. Каждый ребёнок с нетерпением ждет начала работы весенней смены”

Ишкова Даша, 9 класс

“ШПА существует уже 8 лет. Я была в ней 5 раз и не перестаю удивляться выдумке, задору, способностям наших ребят: каждая смена всё интереснее”

Зарецкая Инна, 10 класс.

“Мне очень нравится наша школа. Нужно сохранить “Радугу”, Совет, ШПА – они помогли мне и другим ребятам раскрыться, проявить свои способности. В этом году я оканчиваю школу и с гордостью могу сказать: “Я училась в Степновской школе!”

Тисина Лена, 11 класс