Программа психологического сопровождения и психокоррекционной помощи детям с нарушением письма.

Разделы: Школьная психологическая служба


 

I. Актуальность.

Нарушения чтения и письма среди детей с нормальным интеллектом распространены во всем мире. Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия (от греч. а — частица, означающая отрицание, grapho — пишу) — полная неспособность к усвоению письма и дисграфия (от греч. dis — .приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — специфическое нарушение письма. дизорфография, эволюционная дисграфия.

Нарушения письма выявляются у 6-7% учеников общеобразовательных школ, 18-20% - речевых школ, у 35-40% учеников вспомогательных школ. По данным ученых число неуспевающих школьников, в категорию которых опадают дети с дисграфией, составляют от 15 до 40 % всех учащихся начальных классов.

Частичное нарушение процесса чтения –называется дислексией. В европейских странах отмечается до 10% детей с дислексией. По данным Р.Беккер (Германия), нарушения чтения выявляются у 3% младших школьников массового обучения. По данным А.Н.Корнева, это расстройство встречается у 2-3% учеников общеобразовательных школ и у 50% детей, обучающихся во вспомогательных школах.

Одной из основных причин дисграфии и дислексии являются нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития.
Нарушение элементарных функций (анализаторных) также могут приводить к нарушениям письма. Но эти нарушения письма не рассматриваютя как дисграфия.

Нарушение письма у детей (например, при задержке психического развития) могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма. В этом случае ошибки, если они не связаны с несформированоостью высших психических функций, носят не специфический, а вариативный характер и поэтому также не являются дисграфическими.

Тем не менее, любые нарушения письма отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения письма отрицательно влияют на формирование личности ребенка, могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию таких отрицательных качеств характера как застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности.

Все это отрицательно сказывается не только на овладении грамотой, но и на успеваемости в целом, на выборе профессии.
С детьми, имеющими нарушения речи и письма, работает логопед. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии постепенно симптоматика дисграфии сглаживается.

Чтобы ребенок не страдал и развивался, как полноценная личность, с ним работает психолог. С помощью психолога ребенок получает эмоциональную поддержку и переносит свой положительный опыт в реальную жизнь. Значение психологической поддержки ребенка очень велико. Ребенок начинает понимать, что ему доверяют, что его трудности не столь существенны для развития его личности, и они пройдут.

Организованная работа логопеда и психолога позволят устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели - воспитанию человека.
Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия) у школьников — одна из самых сложных проблем в обучении. Для профилактики и исправления дефекта, было решено интегрировать логопедические занятия, психологические занятия, психотерапевтические занятия.

Предлагаемая Программа дает возможность помогать детям, оказавшимся в такой сложно ситуации, как проблемы с письмом.

II. Цели и задачи.

  • Сформировать у ребенка умение правильного написания текста.
  • Помочь детям справиться с переживаниями, восстановлению нормального эмоционального самочувствия, создать условия для полноценного психического развития.

Задачи:

  • Снижение эмоционального напряжения
  • Создание положительного эмоционального настроения
  • Обучение приемам позитивного мышления
  • Формирование умений письма
  • Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия
  • Развитие сенсомоторной организации тела
  • Развитие мелкой моторной организации рук
  • Развитие точной координации пальцев рук  
  • Развитие эмоционально-волевой регуляции

III. Технология работы.

Работа проводится индивидуально или с группой до 6 человек. Группа закрытая и имеет постоянный состав участников. Приток новых участников на каждом занятии не допустим. Занятия проводятся не менее 3-4 раз в неделю по 40-60 минут в день.
Занятия имеют гибкую структуру и могут изменяться с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка и степени выраженности дефекта.

В структуру коррекционно-психолого-педагогического процесса входят несколько блоков. Каждый из перечисленных блоков имеет свои цели, задачи и содержание:

1. Разминка.

При разминке ребенок настраивается на занятие и в создается положительная атмосфера. При разминке ребенок настраивается на занятие и в создается положительная атмосфера.

2. Диагностический.

Цель обследования - определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта, характера и степени выраженности нарушения.
Содержание логопедического обследования включает в себя:

  • изучение у детей состояние устной и письменной речи,
  • изучение невербальных компонентов, входящих в состав функциональной системы письма и чтения.
  • сенсомоторные и графические пробы, требующие слуховой и зрительной дифференциации элементов,
  • распределение внимания,
  • особенности работы памяти,
  • особенности организации движения руки,
  • особенности ориентировки в пространстве и времени,
  • диагностики состояния когнитивных функций и интеллекта,
  • особенности состояния внимания,
  • особенности произвольной регуляции действий,
  • определение модальности (аудиальной, визуальной, кинестетической)

Диагностический блок играет роль индикатора результативности оздоровительного, коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия на ребенка.

3.Физкультурно-оздоровительный.

Задача занятий: укрепление здоровья. Предлагаемый блок поможет решить следующие задачи: 

— развитие мелких мышц конечностей; 
— развитие умения ориентироваться в пространстве; 
— развитие общих двигательных навыков, сноровки, координации движений; 
— развитие эмоционально-волевых качеств, внимания и восприятия; 

Для решения поставленных задач предлагаются общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры:

— игры с предметами: мячами, палками, скакалками, обручами; игры на ориентировку в пространстве, на развитие глазомера.
— упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика, прыжки через скакалку),
— упражнения на развитие «ручной умелости» (пальчиковые игры),
— элементы музыкально-ритмических композиций, игры и эстафеты с предметами, игровые композиции с упражнениями для пальчиков.

Можно использовать в указанных целях физкультминутки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры можно также включать в физкультминутки.

4. Коррекционно-развивающий логопедический блок

Цель: профилактическая работа нарушений письменной речи; развитие мелкой моторики рук, графомоторных навыков. коррекция и профилактика нарушений письма.

Задачи:  

  • развитие зрительного и слухового внимания и восприятия; 
  • развитие мелкой моторики рук; 
  • развитие четкой координации рук;
  • развитие памяти, мышления, воображения;
  • развитие сенсорных функций;
  • формирование личности ребенка.

Приемы коррекционно-развивающей работы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • артикуляторная гимнастика;
  • речь и движение;
  • чистописание, прописывание элементов букв, слогов, слов;
  • списывание с печатного и рукописного текста;
  • письмо под диктовку;
  • рисование;
  • методы кинезиологии;
  • дидактические игры;
  • релаксация;
  • занятия в сенсорной комнате.

5. Коррекционно-развивающий психологический блок

Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка и формирование положительных личностных качеств. Занятия также направлены на совершенствование адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации, формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка, развитие позитивного мышления и обучение приемам творческого самовыражения.
Позитивное мышление поможет контролировать свои мысли и чувства, избавиться от страха, самокритики, чувства вины и обиды, злости, зависти и высокомерия. Через творческое самовыражение в дальнейшем ребенок научится справляться с личностными трудностями.

6. Подведение итогов. Рефлексия. Прощание.

IV. Результативность работы и ожидаемые результаты после диагностики и коррекции дисграфии.

Благодаря психокоррекционным занятиям у ребенка происходит:

  • активизация высших психических функций, в том числе речевой памяти,
  • активизация внимания к языковым явлениям,
  • улучшение навыков письма под диктовку, самостоятельного письма,
  • повышение возможностей самоконтроля,
  • укрепление соматического и психологического статуса ребенка.

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, учителя, логопеда, психолога, школьного врача. Деятельность учителя, логопеда и психолога имеет много общего и направлена на решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Показателем продуктивности коррекционных занятии следует считать приобретенные и закрепленные следующие навыки:

  • формирование правильного письма,
  • снятие напряжения и страха при письме,
  • хорошее психологическое благополучие,
  • формирование позитивного и творческого мышления,
  • развитие внимания и памяти,
  • укрепление психологического и физиологического здоровья,
  • повышение школьной мотивации


Программа рассчитана на учебный год для детей 5-го класса.

Прежде, чем приступить психологу к занятиям, необходимо ознакомиться с результатами и заключением предыдущих диагностик. Все результаты заносятся в карту ребенка (Приложение 1). Если диагностика проводится впервые, то карта заполняется не сразу, а по мере выполнения заданий и получения заключения психодиагностики.
План-конспект первых четырех занятий (Приложении 2).