"Что? Где? Когда?" Внеурочное мероприятие по истории Средних веков

Разделы: Внеклассная работа


 

Задачи:

  • Повторение и закрепление знаний учащихся о событиях эпохи Средневековья, расширение кругозора, формирование интереса к предмету;
  • развитие логического и творческого мышления, монологической и диалогической речи;
  • воспитание коммуникативной культуры.

I

Проезжая однажды по берегу реки, один средневековый поэт сочинил следующие строки:

Освободившись от службы
В землях чужих,
Я возвращаюсь –
Герой «четырёх скакунов».

Северный ветер
Ковром расстилает пыль,
Снегом засыпан
Берег «жёлтой реки».

Вопрос. Как называется река, вдохновившая поэта на создание этого произведения? Где она находится?
Ответ. Река Хуанхэ находится в Китае. Её берега сложены из лёсса, от чего вода имела жёлтый цвет.

II

Вопрос. Назовите город в Индии, славящийся своими пещерными храмами, высеченными в скалах в VI – VIII вв.

Ответ. Аджант

III

Здесь произошло одно из крупнейших сражений Средневековья. Английское войско было организовано лучше чем французское. В его состав кроме рыцарей входили лучники. Лучники успешно действовали против тяжело вооруженной, малоподвижной французской конницы. В этом сражении французы были полностью разгромлены.

Вопрос. Где произошло сражение? В каком году? Во время какой войны?
Ответ. Пуатье. Сражение произошло в 1356 году во время Столетней войны.

IV. «Черный ящик»

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущий прелестию взгляд,
Придворных дам явился пышный ряд.

  • Об этом предмете идет речь в произведении, отрывок из которого вы прослушали;
  • Используя этот предмет выражали расположение к собеседнику;
  • При помощи его же можно было спровоцировать событие, часто заканчивавшееся трагически.
  • В повседневности эти предметы, как правило, используются только парно.

Вопрос. Что лежит в «черном ящике»?
Ответ. Перчатка.

  • Об этом предмете идет речь в одноимённом стихотворении В. А. Жуковского.
  • Снимая перчатку, рыцарь демонстрировал собеседнику доброе намерение: «Смотри, я безоружен».
  • Бросая перчатку, вызывали соперника на дуэль, которая чаще всего заканчивалась гибелью одного из дуэлянтов.
  • В повседневной жизни перчатки используются как элемент одежды, иногда надеваются в особо торжественных случаях.

V

Эта страна подарила миру парламент, автомобиль «Роллс-ройс», бокс, знаменитый музыкальный квартет.

Вопрос. Назовите древнейшее название этой страны. Что оно означало?
Ответ. Альбион. Традиционно считается, что это название острову дал Юлий Цезарь в 54 году до н. э., когда увидел «белые утёсы» на берегах пролива Па-де-Кале. Согласно другой точке зрения, греки и римляне заимствовали это название у кельтов, оно означает "горный остров" (от кельтского слова Альбаин, Albainn). http://www.wikiznanie.ru/

VI


Великий русский ученый К. А. Тимирязев однажды сказал: «Наука должна громко заявить, что она не пойдет в Каноссу».

Вопрос. Каково происхождение этого выражения? В чем смысл высказывания К. А. Тимирязева?
Ответ. Выражение «Ходить в Каноссу» означает унижение перед противником. Так, император Германии Генрих IV после его отлучения от церкви был вынужден отправиться пешком в Каноссу, где пребывал папа Григорий VII. Там Генрих IV в одежде кающегося грешника три дня стоял на коленях, добиваясь прощения.
Тимирязев хотел сказать, что наука не признает над собой главенства ненаучной мысли, невежества.

Сценическая пауза

Клятва рыцаря

На сцене в луче прожектора фигуры молодого человека и пожилого сеньора, посвящающего его в рыцари. На экране – рыцарский замок.

Сеньор. Наступил твой день, юноша! Знаменательный день удара мечом, который посвятит тебя в рыцари.
Подвергся ли ты церемонии очистительного омовения?
Юноша. Да!
Сеньор. Произнёс ли ты полагающуюся молитву?
Юноша. Да!
Сеньор. Выбрал ли ты меч, достойный твоего будущего звания?
Юноша. Да!
Сеньор. Запомни, юноша: удел рыцаря – долг и подвиг. Одеяние твоё алое, как кровь, которую рыцарь обязан проливать, защищая церковь и установленный богом порядок. Башмаки твои коричневые как земля, в которую всем нам предстоит сойти. Пояс твой белый, как чистая совесть, хранить которую должен рыцарь. Твёрд ли ты в своём решении?
Юноша. Да!
Сеньор. Тогда повторяй за мной священные слова рыцарской клятвы: Никогда я не буду совершать грабежей и убийств.
Юноша. (Повторяет)
Сеньор. Обещаю бежать измены и даровать пощаду тому, кто её испросит.
Юноша. (Повторяет)
Сеньор. Обещаю всегда заступаться за дам, девиц, благородных женщин и вдов.
Юноша. (Повторяет)
Сеньор. Защищать их права и никогда не учинять над ними насилия под страхом смерти.
Юноша. (Повторяет)
Сеньор. Клянусь, что не подниму оружия для несправедливой войны ни ради славы, ни за какие богатства земные.
Юноша. (Повторяет)
Сеньор. Клянусь хранить рыцарскую честь и нерушимо выполнять заветы рыцарства.
Юноша. (Повторяет)
Сеньор. Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Юноша. Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Свет гаснет .На экране – рыцарский замок. Музыка Баха

VII

Однажды дружина знаменитого мореплавателя Эйрика среди безбрежного океана увидела на горизонте заснеженные вершины гор. Дракары обогнули мыс и перед их глазами предстали зеленые луга, по которым бежали ручьи с ледниковой водой. Зеленой страной окрестили мореплаватели открытую ими землю.

Вопрос. Как называется эта страна сегодня? Кто ее открыл?
Ответ. Остров Гренландия, открытый викингами в 982 году.
Версия: Впервые остров был обнаружен исландским моряком Гунбьёрном около 875 г. (на берег не сходил).
http://ru.wikipedia.org

VIII

«Ко мне на помощь приди теперь святая мать Христова!
Мне жалко вас, о Дюрендаль Вы мой!
Здесь Вашей службы верной срок окончен.
Я с Вами одержал, о меч мой добрый,
Победу не одну на бранном поле,
И не одною овладел страной,
Где ныне правит Карл седобородый.
Пусть не владеет Вами недостойный,
Кто от врага в бою бежать готов.
Вассалу честному служили долго
И нет во Франции … подобных!»

Вопрос. Как зовут героя? К кому обращена его пламенная речь?
Ответ. Роланд герой одной из самых известных и значительных героических поэм Средневековья. Его речь обращена к его верному другу – боевому мечу. В те времена было принято давать предметам вооружения собственные имена.

IX

"…вряд ли в истории архитектуры найдется страница прекраснее той, какою является фасад этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три стрельчатых портала; над ними – зубчатый карниз, словно расшитый двадцатью восемью королевскими нишами, громадное центральное окно-розетка с двумя другими окнами, расположенными по бокам, подобно священнику, стоящему между дьяконом и и подьяконом; высокая изящная аркада галереи с лепными украшениями в форме трилистника, поддерживающая на своих тонких колоннах тяжелую площадку, и, наконец, две мрачные массивные башни с шиферными навесами. Все эти гармонические части великолепного целого, воздвигнутые одни над другими и образующие пять гигантских ярусов, спокойно развертывают перед нашими глазами бесконечное разнообразие своих бесчисленных скульптурных, резных и чеканных деталей, в едином мощном порыве сливающихся с безмятежным величием целого. Это как бы огромная каменная симфония; колоссальное творение и человека и народа, единое и сложное, подобно Илиаде и Романсеро, которым оно родственно; чудесный итог соединения всех сил целой эпохи, где из каждого камня брызжет принимающая сотни форм фантазия рабочего, направляемая гением художника; словом, это творение рук человеческих могуче и преизобильно, подобно творению бога, у которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность."

Вопрос. О каком архитектурном сооружении идет речь в этом произведении, кто его автор?
Ответ. Отрывок из романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Нотр-Дам де Пари – один из известнейших памятников ранней готики. Строительство собора началось в 1163, при правлении Людовика VII Французского.

X

Этот человек совершил одно из самых замечательных открытий в истории, но его имя оказалось не увековеченным в этом открытии, однако память о нём живёт в названии современного государства, нескольких городов, реки в Северной Америке, федерального округа в США и провинции Канаде.

Вопрос. Как зовут этого человека?
Ответ. Христофор Колумб.

XI

В этом городе было положено начало образования трех европейских государств: Италии, Германии, Франции.

Вопрос. Как называется город?
Ответ. Верден. Здесь в 843 году внуки Карла Великого договорились о разделе его огромной империи.

XII

Музыкальное задание: Моцарт. Рондо в турецком стиле.
В названии этого произведения заключено распространенное название крупнейшей империи Средневековья.

Вопрос. Кто автор произведения? Каково официальное название империи?
Ответ. Османская империя (вторая половина XIII века – 1918 год)

XIII

Когда почувствовал Тристан,
Что он любовью обуян,
Решил но не сдаваться,
Чтоб с честью не расстаться.
Стремясь любовь преодолеть,
Накинутую ею сеть
Он разорвать пытался
И долго не сдавался.
Двойную муку он терпел.
Когда в глаза он ей глядел,
И сладкая любовь
Ему мутила ум и кровь.

Вопрос. Как звали возлюбленную Тристана?
Ответ. Тристана и Изольда – легендарные персонажи средневекового рыцарского романа XII века.

XIV

Один человек в письме сказал о себе так:

  • он может строить мосты и может разрушать мосты противника;
  • он может осушать неприятельские рвы и сооружать осадные приспособления;
  • он знает различные системы бомбард;
  • он знает, как изготовить катапульты и стреломёты;
  • ему доступна архитектура и строительство зданий;
  • он знаком со скульптурой;
  • наконец, ему ведома живопись.

Вопрос. Назовите этого человека.
Ответ. Леонардо да Винчи, славившийся своими разносторонними дарованиями.

XV

Кому принадлежат слова: «Я так люблю Францию, что предпочитал бы иметь в ней шесть государей вместо одного».

Ответ. Это сказал Карл Смелый, герцог Бургундии (1433 – 1477), известный тем что вёл многолетнюю войну с королём Франции Людовиком XI, стремясь провозгласить свои владения самостоятельным королевством.

XVI

Книги: « О сердечных болезнях», «О душе», «Об углах», «Университетская астрономия», книга «О государствах и частях света» и главный труд – « Канон врачебной науки» (всего более ста работ) принадлежат перу одного человека, которого ещё при жизни назвали «главой учёных».

Вопрос. Как звали учёного?
Ответ. Ибн-Сина (Авиценна) – врач, философ, историк ученый-энциклопедист живший более тысячи лет назад в Бухаре. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, языкознание, медицину, математику, астрономию, химию, биологию, геологию, и другие.

Заключительная сценическая пауза

Орден вагантов

Первый
Эй, кто слышит этот зов, начинай веселье!
Поп, забудь про Часослов! Прочь, монах, из кельи!

Второй
Будет нынче учрежден наш союз вагантов
Для людей любых племен, званий и талантов.

Третий
Все – храбрец ты или трус, олух или гений –
Принимаются в союз без ограничений.

Четвёртый
«Каждый добрый человек, – сказано в Уставе, –
Немец, турок или грек, стать вагантом вправе».

Пятый
Признаешь ли ты Христа, это нам не важно,
Лишь была б душа чиста, сердце не продажно.

Шестой
Все желанны, все равны, к нам вступая в братство,
Невзирая на чины, титулы, богатство.

Седьмой
Наша вера – не в псалмах! Господа мы славим
Тем, что в горе и в слезах брата не оставим.

Восьмой
Кто для ближнего готов снять с себя рубаху,
Восприми наш братский зов, к нам спеши без страху!

Девятый
Милосердье – наш закон для слепых и зрячих,
Для сиятельных персон и шутов бродячих.

Десятый
Жизнь на свете хороша, коль душа свободна,
А свободная душа господу угодна.

Одиннадцатый
Но до гробовой доски в ордене вагантов
Презирают щегольски разодетых франтов.

Двенадцатый
К тем, кто бос, и к тем, кто гол, будем благосклонны:
На двоих – один камзол, даже панталоны!

Участники сцены-юноши танцуют, затем садятся, уступая сценическую площадку девушкам.