Урок-практикум "Масштаб. Практическое применение". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • практическое применение масштаба и действий с десятичными дробями;
  • развитие интереса и уважения к предмету, расширение кругозора учащихся;
  • привитие интереса к истории своего города;
  • включение в урок задач, составленных учащимися.

Оборудование:

  • компьютеры,
  • набор слайдов,
  • фрагмент карты мира на каждого ученика,
  • печатный материал с заданием на каждого ученика.

План урока

I. Организационный момент.

Учитель сообщает тему и содержание материала, который будет рассмотрен на уроке. Это практическое применение действий с десятичными дробями. В ходе урока необходимы будут умения решать задачи “на движение”.

II. Устный счёт.

По индивидуальным карточкам ребята решают примеры.

Карточка 1. Выберите правильный ответ и, заполнив таблицу, назовите полученное слово.

1) 300 : 100 2) 250 • 2 3) 130 + 75
М. 3, К. 30, Л. 200 О. 400, А. 500, Е. 700 К. 195, С. 205, Л. 215
4) 148 – 70 5) 16 • 5 6) 300 : 20
Ш. 78, Ч. 68, А. 88 И. 70, П. 90, Т. 80 А. 15, О. 150, В. 30
7) 138 + 32
В. 160, Б. 170, Д. 150

 

1 2 3 4 5 6 7
             

- Какое слово заполнило вашу таблицу? (масштаб)

- Сегодня на уроке масштаб и карта помогут нам в исследовании. Некоторые ваши одноклассники несколько месяцев занимались творческой работой: исследовали коммерческую и общественную жизнь бийских купцов и составили на полученном материале свои задачи, часть которых включена в сегодяшний урок. Компьютер поможет нам перенестись в далёкое прошлое нашего города.

III. Практикум.

Бийск. XIX век. Главное средство передвижения и перевозки грузов – лошадь. (Рисунок 1, 2).

Купцов, которые доставляли товар по Чуйскому тракту, называли “чуйцами”.

Н.И. Ассанов (Рисунок 3) закупал большие партии шкурок сурка, овечью и верблюжью шерсть, отправлял их в Англию, Германию, первым из “чуйцев” стал поставлять шерсть в Америку.

Азиатская культура (Рисунок 4) не оставила равнодушным Ассанова. Она отражена и в особняке (Рисунок 5), и в беседке около особняка (Рисунок 6) и на даче в Заречье (Рисунок 7).

Николай Иванович собирал обозы с товаром и отправлялся в монгольский город Кобдо.

Задача 1. (Минаковой И.) Измерив по карте длину пути от Бийска до Кобдо, определите расстояние в километрах.

- Определите масштаб карты.(1:30000000 (в 1см 300км))

- Измерьте длину пути от Бийска до Кобдо в сантиметрах (красная линия). (примерно 4,2 см)

- Переведите сантиметры в километры. (4,2•300 примерно1260(км)- путь от Бийска до Кобдо) (Рисунок 8).

Задача 2. (Минаковой И.) В одном из дневников указано, что “бывало за один день на коне он преодолевал расстояние до 60 вёрст”. Сколько дней обозы Ассанова добирались от Бийска до Кобдо?

1 верста приблизительно 1,0668 км

-Как перевести вёрсты в километры? (60•1,0668 = 64,008 приблизительно 64(км))

- Как ответить на вопрос задачи, округлив ответ до целых? (1260 : 64 = 19,6875 приблизительно 20 (дней))

В 1877 году А.Д. Васенев (Рисунок 9) отправился с первым караваном (Рисунок 10) в Китай. Оттуда были привезены чай, знаменитые китайские шёлк и вазы.

Задача 3.(Павловой К.) В конце лета 1882 года руководство фирмы поручило А.Д.Васеневу доставить караван из Кобдо в Чугучак, расположенный в Западном Китае. В пути, который в целом занял 64 дня, караван перенёс немало лишений, потерял несколько верблюдов. Определите расстояние от Кобдо до Чугучака и среднюю скорость верблюда.

- Измерьте длину пути от Кобдо до Чугучака (зелёная линия). (Рисунок 11).

(2,7•300 приблизительно 810 (км) - путь от Кобдо до Чунгучака)

- Как определить скорость верблюда? (Нужно путь разделить на время).

-В каких единицах измеряется скорость? (км/ч)

-Какое время указано в задаче? (64 дня).

- Если учесть, что в день караван мог находиться в среднем 8 ч, то как перевести дни в часы?

(64•8=512(ч))

- Определите скорость верблюда, округлив её до десятых. (810:512=1,5820312 приблизительно 1,6 (км/ч)

В России с 1854 года стали появляться пароходы. Купцы Морозовы (Рисунок 12) первыми увидели выгоду от этого нового экономичного транспорта (доставка товаров в Китай обходилась 6 руб. 80 коп. с пуда, а доставка на пароходе до Тобольска – 9 коп. с пуда.

Основным грузом для перевозки стали: хлеб, вывозимый Морозовым (Рисунок 13) и сливочное масло, торговлей которого занимался купец Фирсов (Рисунок 14).

Нам уже приходилось исследовать путь на пароходе от Бийска до Тобольска при скорости 20 вёрст в час (более двух недель).

“Пятый” и “Шестой” пароходы Морозовых имели большую мощность, и их скорость достигала 30 вёрст в час (это 32 км/ч) (Рисунок 15).

Задача 4.(Широчкиной О.) Определите по карте (Рисунок 16) расстояние по воде от Бийска до Тобольска.

- Измерьте длину пути от Бийска до Тобольска по рекам Бии, Оби, Иртышу (синяя линия).(примерно   9,5 см).

- Переведите сантиметры в километры, округлите результат до целых. (9,5•30=2850(км) - путь от Бийска до Тобольска)

Задача 5. (Широчкиной О.) Учитывая скорость парохода в 32 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч, определите, сколько времени занимала поездка от Бийска до Тобольска туда и обратно.

- На сколько частей разобьётся задача? (на две: время до Тобольска и время до Бийска).

- В Тобольск (Рисунок 17) пароходы шли по течению реки, чему будет равна их скорость? (32+3=35(км/ч))

- Вычислите время в часах, округлив полученный результат до целых. (2850:35 примерно 81,428 примерно 81(ч))

- Зная, что в сутках 24 часа, определите, сколько суток занимал путь до Тобольска. (81:24 примерно 3,4(суток))

- Из Тобольска пароходы шли против течения реки, чему равна их скорость? (32-3=29(км/ч)).

-Вычислите время в часах и в сутках, округлив результат до целых.

(2850:29 примерно 98 (ч), 98:24 примерно 4 (суток)

- Общее время в пути составляло более 7 суток, учитывая остановки.

После смерти мужа неграмотная, но властная и хозяйственная Е.Г.Морозова (Рисунок 18) взяла всё руководство в свои руки. В 1895 г. во время Ирбитской ярмарки было подписано соглашение нового акционерного общества между четырьмя пароходными фирмами. Одна из четырёх была Морозова, более известная как Морозиха.

Бийская городская дума в 1904 г. подняла вопрос о строительстве железной дороги. В 1915 г. было закончено строительство железной дороги (Рисунки 19, 20, 21).

Задача 6. (Хвостова Д.) Определите путь от Бийска до Новониколаевска (ныне Новосибирска. Учитывая, что в сутки пробег поезда в среднем составлял 160 км, определите за какое время можно было добраться до Новониколаевска?

- Измерьте длину пути от Бийска до Новониколаевска в сантиметрах (чёрная линия). (Рисунок 22) (1,5 см)

- Переведите сантиметры в километры. (1,5•300=450(км) - путь от Бийска до Новониколаевска)

- Как найти время, зная расстояние и скорость? (450:160=2,8125(суток) примерно 3 суток

IV. Итог урока.

Какой вид транспорта, из исследованных сегодня, самый быстрый? (поезд)

Какой вид передвижения самый медленный? (верблюд)

Какой вид транспорта самый экономичный? (пароход)

V. Домашнее задание.

Задача 1. (Широчкиной О.) В 1896 г. “Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли” с центром в г. Тюмени принадлежало 32 парохода, в том числе 4 парохода купчихи Морозовой. Какую часть от всех пароходов составляли пароходы Морозовой?

Задача 2. (Хвостова Д.) В 1904 году в Бийск ввозили 2089 тыс. пудов товара, а вывозили до 139605 тыс. пудов. На сколько больше тыс. пудов товара вывозили, чем ввозили?

Задача 3. (Минаковой И.) Однажды Ассанов погнал в Бийск 53 жеребёнка лошади Пржевальского. В первом пункте назначения Кобдо он продал 23 жеребёнка. Затем следуя в Бийск, по дороге погибла  часть оставшихся жеребят. Сколько денег получил Ассанов в Бийске, если известно, что за каждого жеребёнка он получил 3000 руб. золотом?

Задача 4. (Павловой К.) В 1886 г. А.Д.Васенев получил из Нижнего Новгорода груз тканей 1650 пудов. Стоимость груза 50 тыс. рублей. Сколько стоил пуд ткани?

Литература:

  1. Энциклопедия купеческих родов. 100 лет русского предпринимательства. М. 1995.
  2. Сибирский купец А.Д.Васенев. Ч. I. Дневники. Барнаул. 1994.
  3. Сибирский купец А.Д.Васенев. Ч. II. Документы и письма. Барнаул. 1994.
  4. Э.П.Шмойлов. Бийск. Очерки истории города. Бийск.1993.
  5. В.Шишкин. По Чуйскому тракту. Краеведческий вестник №2 1997.
  6. Б.Х.Кадиков. Н.И.Ассанов – купец, меценат, просветитель. Краеведческий вестник №9. 1999.
  7. В.Н.Третьяков. Бийские купцы Морозовы. Краеведческий вестник №10. 2000.
  8. Г.Х.Рабинович. Монополизация речного пароходства в Сибири и на Дальнем Востоке. Исторические записи. Т.91. М. 1973.
  9. П.П.Костенков. Край наш Алтайский. Барнаул. 1983.