Урок истории + ИЗО, 4-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 4


Вид: Графика.

Жанр: Исторический.

Задачи и цель урока:

  • Знакомить с произведениями искусства первобытного общества
  • Познакомить с техникой “Монотипия”, “Уголь”
  • Упражняться в работе анималистического жанра
  • Верно и выразительно передавать в рисунке простейшие формы
  • Проводить простейший анализ произведения искусства

Оборудование для учителя и учащихся:

  • словарь русского языка С.И.Ожегова
  • альбомные листы (формат А 4)
  • простой карандаш
  • уголь
  • рабочий лист, выполненный в технике “Монотипия”

План урока

I. Организационный момент - 1 мин

II. Введение в тему - 3 мин

III. Новая тема - 10 мин

IV. Выполнение набросков - 11 мин

V. Физминутка - 1 мин

VI. Работа на рабочих листах - 12 мин

VII. Выставка рисунков - 6 мин

VIII. Итог урока - 2 мин

Оформление доски

Лента времени

img1.gif (539 bytes)

Тема:

(репродукции наскальных рисунков) Приложение 3, Приложение 4

Словарик (Приложение 1)
  • Искусство
  • Графика
  • Исторический жанр
  • Монотипия
  • Уголь
  • История
  • Археология

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка рабочих мест

II. Введение в тему

- Сегодня мы поговорим об искусстве, о его зарождении на земле.

Познакомимся с видом печатной графики и поработаем в новой технике. Попробуем себя в роли первобытных художников.

III. Новая тема

- Итак, искусство – что это такое?

- Что вы понимаете под этим словом?

- Что можно назвать искусством?

- А как давно зародилось искусство?

- Как человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? (для ответов уч-ся используют знания, полученные на уроках истории)

- На все эти вопросы помогает ответить история и археология

На ленте времени мы должны определить период, который нас интересует.

- Учёные считают, что искусство зародилось около 30 000 лет до нашей эры.

- Археологи работают с большой осторожностью, чтобы не повредить бесценные находки. Так во время раскопок в разных концах земли были обнаружены следы древнейшей жизни.

- Как вы думаете, что могли найти археологи?

- К каким историческим источникам они относятся?

- На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные рисунки животных.

Олени бизоны, дикие кони, мамонты, медведи, саблезубые тигры – их изображения украшали жилища первобытных людей.

- Послушайте, как это было. (Приложение 2)

(Показ рисунков) (Приложение 3)

- Что изображено? Как изображали? Почему?

- Эти изображения можно назвать “портретами” животных?

- Как вы думаете, чем рисовали пещерные люди?

- Рисовали минеральными или земляными красками. Их делали из различных минералов (т.е. камней) и горных пород, называемых землями. Земляные краски используют со времён каменного века и до наших времён. Основу земляных красок составляет глина – охра.

IV. Выполнение набросков

- Давайте постараемся проникнуть таким же внимательным, уважительным отношением к животным, каким отличались первобытные художники.

Упражнение 1. Портрет животного (на альбомном листе простым карандашом выполняется набросок животного)

- Но первобытный человек изображал не только животных. Посмотрите, на рисунках (Приложение 4) появился человек.

-Что изображают эти рисунки? Похожи эти рисунки на предыдущие?

- Чем они отличаются от первых? Как прорисованы животные и люди? Так же внимательно, изучающе работает художник?

- Рисунки примитивны. Цель этих рисунков не создание портрета животного (его изображение), а передача информации. Рисунок-рассказ.

- Какую информацию передают эти рисунки? Чем занимался, как жил пещерный человек?

- Люди изображены схематично. Но очень выразительно переданы характерные движения.

Точнее изображены животные, чаще всего в таких рисунках изображают сцены охоты.

- Ребята, постараемся выполнить такие же выразительные рисунки из жизни первобытных людей.

Упражнение 2. Рисунок-рассказ (на альбомном листе простым карандашом выполняется набросок из жизни первобытных людей)

Обсуждение выполненных работ

- Как вы думаете, какие рисунки старше – “портреты” животных или сцены из жизни людей?

- Почему вы так думаете?

V. Физминутка

VI. Работа на рабочих листах.

- Сейчас мы поработаем в технике “Уголь”.

Брусочками угля выполним или “портрет” животного, или рисунок-рассказ на “кусочках скал” - которые мы заготовили ранее.

Для получения “скал” использовали вид печатной графики называемой “Монотипия”.

- При выполнении работ, помните с каким уважением, вниманием первобытные люди относились к изображаемым животным.

Индивидуальная работа

VII. Выставка рисунков. (Приложение 5)

(рисунки вывешиваются на доске, образуя большой кусок скалы)

- Что изобразили? Опишите событие, которое вы изобразили?

VIII. Итог урока.

- С какими новыми терминами познакомились?

- Нужно ли нам, современным людям изучать древнее искусство? Почему?

Рефлексия.

Закончи фразу:

- Мне на уроке было ….

- Я узнал ….

Список литературы:

1. А Борисова “Искусство первобытного общества”