Урок этикета по теме "Я знакомлю разных людей"

Разделы: Внеклассная работа


Современное информированное общество, собственно реальный окружающий мир во всем своем многообразии приближается к ребенку. Ученик должен ориентироваться в мире в соответствии с ростом познавательных потребностей. Курс “Этикет. Правила хорошего тона” для 5–7-х классов мы рассматриваем как один из “кирпичиков” фундамента той системы ценностей, которая должна обеспечить гражданскую позицию человека будущего.

Ученики получают представления об общественных связях, о семье как части общества.

Основная задача курса:

– формирование доступной, целостной картины человеческих взаимоотношений, умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях;

– объяснение некоторых явлений и закономерностей общения;

– умение истолковывать свой собственный опыт, решать на основе своих знаний проблемные творческие задачи при осмыслении мира.

Важно отметить, что на уроках реализуются принципы деятельностной ориентации: принципы обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, опоры на предшествующее развитие, формирование потребности в творчестве и умений творчества.

Цель урока:

– определить правила и способ знакомства и представления разных людей друг другу,

– формировать умения учащихся оценивать ситуацию знакомства и выбирать необходимые для этого средства, работать над развитием коммуникативных умений.

– воспитывать уважение к старшему поколению.

Подготовка к учебно-познавательной деятельности.

– Урок мы начнем с рассмотрения схемы, которую мы получили, работая по теме “Приветствие”.

– Что нужно сделать, чтобы закончить схему? (Записать критерии справа).

– Пожалуйста, назовите. (“Что, как?”)

– Объясните эту схему.

(При выборе слов приветствия нужно учитывать ситуацию: исходя из того, кому и где мы обращаем слова приветствия, зависит, что мы говорим и как (какими средствами) мы это делаем).

– Какие неречевые средства приветствия знаете? (Помахать рукой, кивнуть головой, поклониться, приложить руку к сердцу).

– Скажите, это схема выбора или оценки слов приветствия? (Выбора).

– Что нужно изменить в схеме, чтобы получить схему оценки слов приветствия? (Изменить направление стрелки).

– Почему?

(Теперь мы слышим слова приветствия и оцениваем их по этим критериям).

2) Вспомните некоторые правила приветствия:

– Кто здоровается первым?

– Когда нужно вставать при приветствии?

– О чем говорят эти правила? (Уважение к женщине, уважение к пожилым людям).

– Какой критерий учитывают эти правила? (Кому обращены слова приветствия).

– Итак, в каждой конкретной ситуации нужно обязательно учитывать, с кем мы разговариваем: мужчина это или женщина, пожилой человек или молодой.

3) А сейчас я предлагаю вам выполнить задание, обозначенное на ваших листочках под № 1. Здесь записаны слова, обозначающие людей разного возраста; мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Поставьте номера к каждому слову, исходя из того, кому отдается предпочтение с точки зрения этикета так, чтобы у нас получилась этикетная лесенка:

бабушка,

дедушка,

мама,

девушка,

папа,

молодой человек,

девочка,

мальчик (на доске).

4) Теперь именно про мальчиков решим следующую задачу:

Вова знает Диму. Дима знает Олега.

– Кто из них знает двух мальчиков? (Дима).

– Можно ли с уверенностью сказать, что Вова и Олег знают друг друга?

– Что нужно сделать, чтобы Вова и Олег тоже стали знакомыми? (Познакомить их).

– Поднимите руку, кому уже приходилось знакомить своих друзей?

– Кого еще приходилось знакомить?

Вот сегодня нам и предстоит проверить, насколько правильно мы это делали с точки зрения этикета.

– Сформулируйте тему нашего урока. (Я знакомлю разных людей).

Ваша задача: определить правила и способ знакомства и представления разных людей друг другу.

Усвоение нового.

Рассмотрим конкретную ситуацию знакомства, которую покажут нам _____ (2 ученика): Катя пригласила к себе в гости одноклассника Сашу. Дома у нее мама, роль которой сыграю я. Кате нужно познакомить маму и Сашу.

Задание классу: внимательно слушать, составить краткую схему данных ситуаций.

1-й вариант (сценирование):

– Проходи, Саша. Это моя мама, Наталья Ивановна.

(Маме): Мы с Сашей за одной партой сидим.

2-й вариант (сценирование):

– Проходи, Саша. Мама, это Саша, мы с ним сидим за одной партой.

(Саше): – Мою маму Натальей Ивановной зовут.

1-й вариант – кого знакомила Катя?

– Кого кому она представляла?

МАМА

->

САША

2-й вариант – Кого теперь знакомила Катя?

– Кого она представляла в этой ситуации?

МАМА

<-

САША

– Кому?

– Что общего имеют оба варианта? Что различного?

Какой вариант является правильным?

– Почему?

Чтобы ответить на вопрос, обратимся к этикетной лесенке:

мама выше, она здесь важнее, она старше, она женщина, поэтому представлять мальчика нужно ей.

Запишите 1 правило, которое звучит так:

Младшего представляют старшему.

2) Следующая ситуация, которую мы рассмотрим, в задании № 3: Лена и Слава торопились на съемки телепередачи. По дороге Слава встретил своего товарища Витю, с которым они вместе играют во дворе, поздоровался, приостановился. Что ему нужно сказать, чтобы познакомить Лену и Витю?

а) – Витя, познакомься, это Лена. Мы с ней вместе работаем в “Нордике”.

б) – Лена, познакомься, это Витя, мы с ним живем в одном доме.

– Итак, что должен сказать Слава в этой ситуации, кого кому представить? Подумайте (Лене представить Витю: Лена, познакомься, это мой товарищ Витя).

– Почему? (мальчика представляют девочке) – по этикетной лесенке.

3) Следующая ситуация в задании № 4: Однажды к королю, который очень любил новые и красивые платья, привели двух иностранцев: “Ваше Величество, позвольте представить Вам ткачей. Они уверяют, что могут выткать ткань, какой еще свет не видывал”.

– Кого представлял придворный? (Ткачей).

– Кому? (Королю).

– Поднимите руку, кто считает, что представление должно было быть по-другому. (Представление было правильным).

И вы совершенно верно считаете, потому что король в данной ситуации – начальник. А правило звучит так: начальнику представляют подчиненного.

Итак, сколько нужно знать правил, чтобы ориентироваться в речевой ситуации знакомства? (3).

– Что мы рассматривали, чтобы определить эти правила? (Этикетную лесенку, конкретные ситуации).

4) Теперь нужно составить модель ситуации знакомства.

– Сколько человек, как правило, участвуют в ситуации знакомства? (3).

– Определите, какая модель является правильной?

Выбор:

– Вторая.

– Почему? (Тот, кто знакомит, знает обоих, кого он знакомит).

Задание: определить общий принцип в формулировке правил и найти критерии (вопросительные слова), на которые мы должны ориентироваться в ситуации знакомства.

– Найти место этим словам в нашей модели.

Работаем в группах. Время работы – 2 мин.

Проверка:– Что обозначим в первом (верхнем) элементе модели? 

– Справа? – Слева?

Первичная проверка:

– Повторите правила, не глядя в тетрадь, ориентируясь только на модель.

Итак, какие критерии мы учитываем в способе знакомства и представления?

Закрепление.

Проверим действие способа на конкретных ситуациях. Задание № 5: Выбери и запиши по уровням (“королевский”, “наш”, “дружеский”) слова знакомства.

А) – Милый Олень, это и есть Кай, которого я так долго искала. Теперь мы вместе пойдем домой.

Б) – Ваше Величество, теперь я могу говорить. Позвольте представить Вам моих братьев. Это для них я вязала рубашки из крапивы.

В) – Уважаемый сосед, эту девочку зовут Дюймовочка. Она умеет рассказывать красивые сказки и петь песенки.

1. Прочитайте про себя отрывки из сказок под буквами а), б), в).

– Кто автор этих сказочных ситуаций?

2. Каждая ситуация отражает определенный уровень общения:

1-й (какой?) 2-й (какой?)…

1-й ряд: выписать слова знакомства королевского уровня.

2-й ряд: ___________________ нашего уровня.

3-й ряд: ___________________ дружеского уровня.

Проверка: кого кому представляли?

Контроль (выполнение заданий на карточках):

а) Выбери правильное окончание (зачеркнув ненужное), чтобы получилось правило знакомства:

Старш… (ему, его) представляют младш… (ему, его).

Подчинен… (ому, ого) представляют начальник… (у, а).

Девочк… (у, е) представляют мальчик… (у, а).

б) Тебе нужно познакомить разных людей. Покажи стрелочкой (->), кого кому будешь представлять.

Друг (подруга) бабушка.

Друг (подруга) маленькая сестренка.

Кассир директор банка.

Королева придворная дама.

Итог.

– Итак, какие критерии мы учитываем в способе знакомства и представления?

– Вспомните, какие критерии способа приветствия мы использовали сегодня?

– Как получили? Что помогло получить способ? С чего начинали?

– Зачем нам нужно знать способ знакомства и представления?

Домашнее задание: Запиши, что ты будешь говорить, если знакомишь друга (подругу) и бабушку.

Задания для учащихся к уроку по теме: Я знакомлю разных людей.

Задание 1.

Прочитайте слова: девушка, мальчик, мама, дедушка, молодой человек (юноша), бабушка, девочка, папа.

Определите, кому отдается предпочтение с точки зрения этикета. Распределите слова по порядку.

Задание 2.

Ситуация 1.

Через минуту начинается родительское собрание. Ваша мама хотела познакомиться с учительницей. Как вы это организуете? Кого будете представлять?

Ситуация 2.

Случайно в булочной встретились вы, ваша мама и учительница. Вам хочется познакомить маму и учительницу. Как вы это сделаете? Кого кому будете представлять?

Задание 3.

Лена и Слава торопились на съемки телепередачи. По дороге Слава встретил своего товарища Витю, с которым они вместе играют во дворе, поздоровался, приостановился. Что ему нужно сказать, чтобы познакомит Лену и Витю?

а) – Витя, познакомься, это Лена. Мы с ней вместе работаем в “Нордике”.

б) – Лена, познакомься, это Витя, мы с ним живем в одном доме.

Задание 4.

Однажды к королю, который очень любил новые и красивые платья, привели двух иностранцев: “Ваше Величество, позвольте представить Вам ткачей. Они уверяют, что могут выткать ткань, какой еще свет не видывал”.

Задание 5.

Выбери и запиши по уровням (“королевский”, “наш”, “дружеский”) слова для знакомства:

А) – Милый Олень, это и есть Кай, которого я так долго искала. Теперь мы вместе пойдем домой.

Б) – Ваше Величество, теперь я могу говорить. Позвольте представить Вам моих братьев. Это для них я вязала рубашки из крапивы.

В) – Уважаемый сосед, эту девочку зовут Дюймовочка. Она умеет рассказывать красивые сказки и петь песенки.

Карточки для контроля:

Фамилия, имя ______________________________________________ класс __________________________

Задание:

а) Выбери правильное окончание (зачеркнув ненужное), чтобы получилось правило знакомства:

Старш… (ему, его) представляют младш… (ему, его).

Подчинен… (ому, ого) представляют начальник… (у, а).

Девочк… (у, е) представляют мальчик… (у, а).

б) Тебе нужно познакомить разных людей. Покажи стрелочкой (->), кого кому будешь представлять.

Друг (подруга) ----- бабушка.

Друг (подруга) ------ маленькая сестренка.

Кассир --------- директор банка.

Королева -------- придворная дама.

Методическая подготовка урока по теме:
“Я знакомлю разных людей”

Цель:

– определить правила и способ знакомства и представления разных людей друг другу;

– формировать умения учащихся оценивать ситуацию знакомства и выбирать необходимые для этого средства, работать над развитием коммуникативных умений;

– воспитывать уважение к старшему поколению.

Урок формирования новых знаний:

Единица содержания – способ знакомства и представления.

Материал – конкретные ситуации, текстовые задания, записи на доске и в тетради.

Задачи:

– повторение способа выбора и оценки слов приветствия;

– повторение правил приветствия (отвечающие на вопрос кому?);

– составление этикетной лесенки;

– определение способа знакомства и представления разных людей друг другу;

– применение способа на заданных ситуациях;

– рефлексия усвоенности способа.

 

Подготовка к учебно-познавательной деятельности

Усвоение нового
материала

Первичная проверка

Закрепление

Итог

Домашнее
задание

Контроль

Дидактическая
задача

Подготовить учащихся к основной деятельности: восстановить способ выбора и оценки слов приветствия; повторить правила приветствия; составить этикетную лесенку Определить правила, составить модель способа знакомства и представления разных людей друг другу Установить уровень понимания способа Применение способа на заданных ситуациях Провести рефлексию усвоенности способа и учебной деятельности Закрепить на материале заданной ситуации способ знакомства (на вербальном уровне) Проверить уровень усвонности способа
Содержание образования Способ выбора и оценки слов приветствия Способ знакомства и представления (на вербальном и невербальном уровне) Способ знакомства и представления
Формы работы Фронтальная Фронтальная, индивидуальная, групповая Фронтальная Коллективная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная работа
Методы Репродуктивные частично-поисковые (лесенка, логическая задача) Частично-поисковые (сравнение заданных ситуаций, построение моделей), преобразование формы изученного: перевод его с вербального языка на невербальный (знаковый) Репродуктивные и частично-поисковые, преобразование формы изученного Частично-поисковая Репродуктивные Репродуктивные Частично-поисковые
Межэтапные связи Внутренняя логика:

Внешняя логика:

Связь содержания (через предметный способ).

Связь материала (ситуации бытового общения; ситуации по сказкам Г. Х. Андерсена)