Мастерская "Моя оболочка"

Разделы: Внеклассная работа


Цель мастерской: Помочь ученику найти ответы на вопросы “Кто я?”, “Что во мне истинно, а что ложно?”, “Нужны ли маски человеку и для чего нужны?”.

Этапы мастерской:

  1. Все участники мастерской рассаживаются за круглый стол. Перед каждым участником лежат узкие полоски бумаги. Первая задача – одним словом (существительное, прилагательное, глагол, наречие и т. д.) охарактеризовать каждого из присутствующих, записав своё мнение на отдельную полоску бумаги. Мастер в это время готовит небольшие коробочки и, подойдя к каждому, называя его имя, собирает у присутствующих слова, характеризующие именно этого человека. В результате получается, что каждый кратко охарактеризовал каждого (возможно и Мастера) по первому впечатлению. Эти материалы будут использованы только в конце мастерской и пока убираются в сторону.
  2. Мастер обращается к присутствующим: “Вспомните себя в возрасте 10-12 лет. Хотелось ли вам переделать свою внешность? Чем вы были недовольны? Почему?”. Вначале каждый работает индивидуально, затем высказываются все желающие. На это задание отводится 10-15 минут.
  3. Предлагается просмотр нескольких небольших фрагментов видеофильмов: “Бедная Саша”, “Адвокат дьявола”, “Из жизни марионеток”, “Yesterday”. В каждом из этих фрагментов в той или иной мере анализируется внешность человека. Свои ощущения, возникающие при просмотре этих фрагментов, участники фиксируют письменно. Можно предложить охарактеризовать каждого из основных героев одним словом. Затем следует десятиминутное обсуждение, в котором выявляется сходство и различие мнений.
  4. Каждому школьнику выдаётся альбомный лист, цветная бумага, фломастеры, карандаши. Необходимо вырезать из бумаги любую геометрическую фигуру, разбить её на части (по форме, размеру, цвету), и эти части должны соответствовать тем компонентам, которые, по мнению каждого участника, составляют его “оболочку”.
  5. Афиширование. Мастер предлагает прокомментировать фигуры авторов работ. После короткого обсуждения звучит вопрос-предложение: “Подумайте, какая из частей “вашей оболочки” наиболее проблематична для вас, и поставьте знак вопроса именно в этой части рисунка”. После того как это будет проделано, следует ещё небольшое обсуждение того, почему знаки вопроса были поставлены именно в этих областях.
  6. Все участники подходят к столу, на котором разложены различные маскировочные предметы: парик, шляпа, очки, перчатки, чулки, бинт, тональный крем, плащ, шаль, шарф, маска и др. Проводится индивидуальный выбор предмета. Участники по желанию могут надеть на себя этот предмет, после чего все садятся на места и записывают такое предложение: “Я надеваю… и отправляюсь…”. После выполнения этого задания следует социализация с аргументацией того, почему именно этот предмет и именно это место были выбраны.
  7. Слова Мастера: “Многие слышали о реинкарнации. Представим себе, что это возможно. Как вам кажется, кем вы были в предыдущих жизнях? Почему вы так думаете? А кем бы вы хотели стать в последующих жизнях и почему?”. Все обдумывают ответы на эти вопросы, записывают свои предположения, а затем обсуждают их. Желательно на листе бумаги написать слова “прошлое” и “будущее” и под ними поставить по одному или несколько вариантов. Следует краткое обсуждение.
  8. Мастер читает фрагмент стихотворения Н. Заболоцкого: “Иные холодные, мертвые лица закрыты решётками, словно темницы. Другие как башни, в которых давно никто не живёт и не смотрит в окно. А третьи - …”. Задание – продолжить стихотворение. После выполненной работы желающие могут прочитать свои творения. Вот несколько примеров:
  • Открыты всем людям на свете, в них радости встреч и горечи ветер
  • Как будто сияют весельем, четвёртые маятся долгим похмельем, ещё есть такие, кто смотрит на мир, как будто всё это убийственный тир. Ещё есть влюблённые души на свете, они смотрят вверх и купаются в свете. Не знаю, куда отношусь я и вы, так радуйтесь люди приходу весны!
  • Как звери в клетках сидят, и страшные рожи корчат, сопят
  • Как церковь, открыты всегда, туда всех людей залетает душа
  • Сорвав все замки и оковы, из окон той башни прыгнуть готовы
  • Глупцы, им не ведомы тайны, они всё живут, умирают случайно
  • Открыты душою и телом, амбиции в них, они славны и смелы
  • В зависимости от количества участников мастерской все присутствующие разбиваются случайным жребием на 3 или 4 группы: “Авангард”, “Классика”, “Фольклор”, “Спорт”. Это будут названия модельных агентств, которые должны представить на суд зрителей коллекции одежды своего направления. Каждая группа обдумывает название своей коллекции и записывает его на отдельном листе бумаги. После этого Мастер меняет задания для групп, то есть группе “Спорт”, например, попадает название авангардной коллекции ит.д. Даётся 5-10 минут на подготовку показа коллекции и комментариев к ней. Принять участие в демонстрации должны все члены группы, из них же один человек прокомментирует показ коллекции.
  • Продолжение работы в группах. Каждая группа случайным жребием выбирает одно из трёх слов: “ДУША”, “ЛИЦО” или “ЯЗЫК”. Каждой группе в соответствии с выбранным словом, выдаётся напечатанные на отдельных листах бумаги 8 поговорок, причём в текстах напечатана только первая часть поговорки. Дело группы – придумать и записать окончание этих поговорок. Было предложено:
  •  

    “ДУША” -

  • Глаза - бирюза, а ...
  • Глазами кос, да…
  • Голова и умна, да…
  • Голова седая, да…
  • Душа глядит из глаз, и…
  • Как нет души, так…
  • Лицом хорош, да…
  • Шуба енотова, да…
  • “ЛИЦО” -

  • Знать по лицу, …
  • Лицом детина, да…
  • Личико беленько, да…
  • Не заглядывай человеку в лицо, а…
  • Не пригож лицом, да…
  • С личика яичко, а…
  • Что в сердце варится,…
  • Хранимое в сердце…
  • “ЯЗЫК” -

  • Больше умирают от языка,…
  • Время разрушает то, что сделано, а…
  • К старости зубы тупее, а…
  • Кто с языком,…
  • Мал язык, а…
  • Язык голубит,…
  • Язык есть, да…
  • От языка не уйдёшь-…
  • Участники мастерских в разные годы придумали следующие варианты:

    “ДУША” -

  • Глаза - бирюза, а душа как гроза, а душа егоза.
  • Глазами кос, да душою прост, да душою прям.
  • Голова и умна, да душа не дана, да душа то дурна.
  • Голова седая, да душа молодая, да душа то слепая.
  • Душа глядит из глаз, и не видит нас, и в них же отражается.
  • Как нет души, так и не будет, и нет человека, так хоть свет туши.
  • Лицом хорош, да душою сер, да душою непригож.
  • Шуба енотова, да душа с наворотами, да душа обормотова.
  • “ЛИЦО” -

  • Знать по лицу, да не знать по сердцу, да не знать души.
  • Лицом детина, да умом ребёнок, да внутри образина, да умом дубина.
  • Личико беленько, да душа чёрненька, да в душе темненько.
  • Не заглядывай человеку в лицо, а гляди в душу, а то получишь горячо.
  • Непригож лицом, да душою светел, да хорош умом.
  • С личика яичко, а в душе горчичка, да внутри мутная водичка.
  • Что в сердце варится, то делами исправится, то на лице отразится.
  • Хранимое в сердце никому не показывай, в глазах светится.
  • “ЯЗЫК” -

  • Больше умирают от языка, чем от всего остального, чем от кипятка.
  • Время разрушает то, что сделано, а язык что запланировано.
  • К старости зубы тупее, а язык длиннее, а язык острее.
  • Кто с языком, тот с победой, от языка и погибнет, тот с оружием.
  • Мал язык, а дела творит, да нужный, да порой вредит.
  • Язык голубит, а слово губит, да человека губит, а рука погубит.
  • Язык есть, да не в честь, да ума нет, да нечего есть.
  • От языка не уйдёшь как от пули, везде достанет, слово не вернёшь.
  • На самом деле окончания этих поговорок таковы:

    “ДУША” -

  • Глаза - бирюза, а душа сажа.
  • Глазами кос, да душою прост.
  • Голова и умна, да душа-то дурна.
  • Голова седая, да душа молодая.
  • Душа глядит из глаз, и редко обманывает нас.
  • Как нет души, так что хочешь пиши.
  • Лицом хорош, да душою непригож.
  • Шуба енотова, да душа промотана.
  • “ЛИЦО” -

  • Знать по лицу, сколько лет молодцу.
  • Лицом детина, да разумом скотина.
  • Личико беленько, да разума маленько.
  • Не заглядывай человеку в лицо, а заглядывай в сердце.
  • Непригож лицом, да хорош умом.
  • С личика яичко, а внутри болтун.
  • Что в сердце варится, на лице не утаится.
  • Хранимое в сердце - отражается на лице.
  • “ЯЗЫК” -

  • Больше умирают от языка, нежели от меча.
  • Время разрушает то, что сделано, а язык то, что надо сделать.
  • К старости зубы тупее, а язык острее.
  • Кто с языком, тот с пирогом.
  • Мал язык, а всем телом владеет, а горами ворочает.
  • Язык голубит, язык и губит.
  • Язык есть, да ума нет.
  • От языка не уйдёшь, язык везде достанет.
  • Группы зачитывают свои варианты, участники мастерской из других групп дополнительно могут предлагать свои варианты окончания этих поговорок. В завершение приводится народный вариант.

    1. Каждому участнику выдаётся лист бумаги, на котором в столбик напечатаны варианты для продолжения фразы “ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ…”
  • пятном
  • механизмом
  • цветом
  • человеком
  • химическим веществом
  • рекой
  • космическим телом
  • игрушкой
  • человеческим органом
  • природным явлением
  • наукой
  • посудой
  • растением
  • книгой
  • животным
  • чем-то ещё
  • Нужно дописать по одному слову к каждому компоненту из списка. Это индивидуальная работа.

    1. Заключительный этап работы. Из полученных словосочетаний из предыдущего задания выбирается одно, наиболее значимое для каждого. Это и будет название сочинения. На новом чистом листе бумаги каждый школьник пишет вверху название своего сочинения, а также дети получают листочки из первоначального задания (смотри этап 1). Предлагается все эти слова, характеризующие каждого каждым, включить в своё сочинение, можно в тексте эти слова выделить подчёркиванием или цветом. На такую творческую работу отводится 10 минут. Логическим завершением является прочтение своих сочинений всеми желающими. И последний момент – рефлексия.