Сотрудничество семьи и школы — важное условие успешности ученика

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


Актуальность:

“Школа и семья-два важнейших

образовательных института, которые

изначально призваны дополнять

друг друга и взаимодействовать

между собой”

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19. 52 закона Российской Федерации “ Об образовании”.

Успешное решение задач воспитания возможно при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.

Сегодня ко мне пришло понимание того, что роль семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребёнка огромна.

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных имеющих одного ребёнка семей – всё это приводит к отдалению детей от родителей. К тому же у родителей, которые имеют время и желание заниматься детьми, налицо психолого-педагогическая безграмотность. Особенно ярко это можно наблюдать в нашем посёлке.

Доказано временем, я в этом глубоко убеждена, что воспитание будет иметь успех, если просвещение семьи опережает просвещение ребёнка. Поэтому необходимо создать в классе такую систему воспитательной работы, которая позволила бы развиваться каждой семье, каждому родителю и каждому ребёнку.

Только взаимодействуя между собой, мы сможем добиться положительных результатов в развитии личности детей.

Основная проектная идея: создание семейного клуба “Родничок”.

Цель: создать систему воспитательной работы в классе, через совместную

полезную деятельность родителей и детей.

Задачи:

    • изучать воспитательные возможности семей, повышать их воспитательный потенциал, выработав единые требования семьи и школы;
    • обеспечивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями;
    • разработать вместе с родителями модель их совместной полезной деятельности с детьми;
    • сформировать годовой круг традиционных дел в классе, позволяющих оптимально вовлечь учеников и их родителей по способностям.

Сроки реализации: 2007-2010гг (2007 - 2008 – 2 класс;

2008 – 2009 – 3 класс;

2009 – 2010 – 4 класс)

Ожидаемые результаты:

дружный коллектив “социально – активные ученики и их родители”, способные общаться во благо друг другу и окружающим, способных добывать знания и учить других, организовать себя и коллектив, умеющих оценивать, прежде всего, себя, свою деятельность, а затем работу других. Выпуск фотоальбома “Наша дружная семья”.

Критерии оценки уровня развития классного коллектива и активности родителей(Приложение №1)

Участники проекта: родители, дети, классный руководитель, члены

педагогического коллектива, жители посёлка.

Необходимые ресурсы: кабинет начальных классов, спортзал, библиотека,

компьютер, магнитофон, видеокамера,

методическая литература, классный руководитель 1

категории, социальный педагог школы, интернет,

ФСК, объединения дополнительного образования.

Механизм реализации: внеклассная работа, утренники, праздники,

дополнительное образование, клуб “Родничок”, работа Родительского комитета, планирование, проектирование системы работы с классом, ОДИ- образные разработческие мероприятия (Приложение 5).

План – карта действий по реализации проекта:

(одновременно действующие модули)

Организационный

этап

Модуль 1

(Приложение 2)

изучение необходимой литературы, работа с родителями на понимание их ответственности в воспитании детей, планирование работы на весь период действия проекта

совместно с родителями и детьми;

подготовка материалов для диагностической работы;

изучение семей учащихся класса.

Практический

этап

Модуль 2

(Приложение 3)

регулярное проведение родительского всеобуча (родительские собрания, правовое просвещение, индивидуальные и групповые консультации, родительские вечера).
Модуль 3.

(Приложение 4).

сотрудничество по всем направлениям деятельности класса (помощь в организации классных часов по интересам; помощь в проведении: творческих дел, классных вечеров, праздников, спортивных мероприятий, экскурсий, турпоходов).

Отслеживание результатов

Модуль 4. Анкетирование, опрос родителей, педагогов.

Обобщение и распространение опыта семейного воспитания (через печать, рекламные буклеты, круглый стол)

Ежегодный конкурс “Семья года”.

Анализ эффективности работы с последующей ее коррекцией.