На современном этапе уровень образования каждого человека и интеллектуально-профессиональный потенциал общества в целом рассматриваются как стратегический ресурс. Именно поэтому учителю необходимо отойти от прежней системы трансляции знаний и строить образовательный процесс таким образом, чтобы раскрыть творческий потенциал, развить исследовательский тип мышления, обучить учащихся исследовательским навыкам, приобщить к традициям науки. Переход к профильному обучению обеспечивает создание условий для дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ.
МОУ СОШ № 68 города Белореченска Краснодарского края – это школа развития и внедрения новых инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. В режиме инновационной деятельности школа работает с 2001 года.
Система инновационной деятельности школы включает следующие основные направления (см. приложение 1):
- разработка и реализация общественно значимых инновационных проектов и программ развития школы в области здоровьесбережения;
- реализация профильного обучения на старшей ступени общего образования;
- осуществление научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов.
Ведущим направлением в системе инновационной работы является реализация профильного обучения. В 2005 году в школе на старшей ступени общего образования введено профильное обучение (химико-биологический профиль).
На профильном уровне изучаются следующие предметы (см. приложение 2):
- алгебра и начала анализа – 4 часа;
- геометрия – 2 часа;
- биология – 3 часа;
- химия – 3 часа (в объеме за один год обучения).
Компонент образовательного учреждения в объеме 9 часов за 2 года обучения используется для изучения элективных курсов:
- клетки и ткани;
- основы исследовательской деятельности;
- основы биологической химии;
- основы микробиологии;
- решение генетических задач;
- закономерности эволюционного процесса;
- химические основы экологии;
- химические процессы;
- систематика растений и животных.
Элективные курсы углубляют и расширяют знания учащихся по профильным предметам. Программы элективных курсов являются авторскими (кроме программы курса “Клетки и ткани”) и составлены учителями профильных дисциплин МОУ СОШ № 68.
Система реализации профильного обучения в школе включает следующие компоненты:
- подготовка к осознанному выбору профиля обучения;
- сетевое взаимодействие с учреждениями высшего профессионального образования;
- повышение качества обучения через совершенствование форм и методов внеклассной работы.
Подготовка к осознанному выбору профиля обучения начинается на ступени начального общего образования (пропедевтический этап), когда учащиеся знакомятся с проведением учебных исследований окружающего мира через систему экологического образования. С данной целью проводятся экскурсии, используются исследовательские задания экологического и природоведческого содержания.
На подготовительном этапе на ступени основного общего образования система эколого-биологического образования получает дальнейшее развитие через деятельность клуба “Эколог” для учащихся 5 – 9 классов. В рамках работы клуба ученики развивают навыки проведения учебных исследований, формируя познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла. Формами работы на данном этапе являются практикумы, массовые мероприятия и театрализации экологического содержания. В рамках предпрофильной подготовки учащиеся 9 классов изучают курсы по выбору (“Генетика и медицина”, “Биосфера и человек” и другие), посещают занятия информационной работы и профильной ориентации, что создает непосредственную основу для выбора профиля обучения. Для поступления в профильные классы в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников учащиеся сдают экзамены по выбору алгебру и биологию. Профильное обучение на старшей ступени общего образования является непосредственной формой реализации познавательных интересов учащихся, сформированных на ступенях начального и основного общего образования.
С целью повышения качества профильного обучения в школе разработан и реализуется проект “Сетевое взаимодействие как условие комплексного подхода к реализации профильного обучения”. Проектом предусматривается взаимодействие МОУ СОШ № 68 и факультета естествознания Адыгейского государственного университета.
Направлениями реализации проекта сетевого взаимодействия являются:
- организация научно-методического сопровождения реализации профильного обучения;
- проведение экскурсий и лекций преподавателями факультета естествознания Адыгейского университета;
- образовательные практики на базе университета.
Традиционным стало проведение экскурсий и учебных практик на базе зоологического музея и дендропарка университета.
Ведущим направлением в системе профильного обучения является развитие исследовательской компетенции учащихся. В педагогической теории понятие “компетентность” интерпретируется как центральное понятие, которое включает результаты обучения (знания и умения), а также систему ценностных ориентаций. Исследователи отмечают деятельностную, актуальную сущность компетентности, подчеркивая, что в отличие от знаниевой характеристики, то есть характеристики “что”, здесь акцентируется способ и характер “как”; выделяют личностную характеристику компетентности. А.В. Хуторской понимает “под компетенцией наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере” [6]. Основываясь на различных подходах к содержанию, характеристике видов и компонентного состава компетентности, необходимо выделить понятие “исследовательская компетенция”. Исследовательскую компетенцию можно определить как знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельностных, актуальных проявлениях. Владение исследовательской компетенцией включает личностное отношение к ней и предмету деятельности.
В условиях профильного обучения существует противоречие между потребностью в организации исследовательской деятельности и низкой степенью готовности учащихся к осуществлению данной деятельности в силу недостаточно сформированной исследовательской компетенции. Сущность решения данной проблемы состоит в системном подходе к процессу целенаправленного обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимых учащимся профильных классов для овладения основами исследовательской деятельности.
С данной целью в школе разработана и реализуется модель системы развития исследовательской компетенции учащихся. Предлагаемая модель включает следующие компоненты: мотивационно-целевой, процессуально-технологический, критериально-оценочный, содержательный.
Мотивационно-целевой компонент (для чего необходимо формирование исследовательской компетенции? как сформировать мотивационную готовность к учебно-исследовательской деятельности?) предполагает определение целей, связанных с формированием исследовательской компетенции учащихся в условиях профильного обучения; формирование мотивационной готовности учащихся профильных классов к освоению и осознанию учебно-исследовательской деятельности, создание условий, положительно влияющих на процесс развития исследовательской компетенции.
Содержательный компонент (чему необходимо научить?) является ведущим в системе развития исследовательской компетенции, и заключается во введении в вариативную часть учебного плана профильного обучения исследовательского компонента (элективный курс “Основы исследовательской деятельности”).
Процессуально-технологический компонент (как сформировать исследовательскую компетенцию?) определяет организационные формы и методы работы с учащимися профильных классов; учитывает научно-методическое сопровождение формирующего процесса.
Критериально-оценочный компонент (как оценить уровень сформированности исследовательской компетенции?) включает разработку критериев сформированности исследовательской компетенции, а также выявление степени удовлетворенности участников эксперимента процессом учебно-исследовательской деятельности.
Организационными формами, методами, образовательными технологиями, направленными на формирование познавательных и личностных качеств ученика-исследователя профильных классов, являются: проблемные и исследовательские методы обучения, учебный эксперимент, практические работы исследовательского характера, домашнее задание, направленное на поисковую деятельность. Формами исследовательской деятельности во внеурочное время являются: практики и учебно-исследовательские экспедиции, работа над учебными проектами, олимпиады и конкурсы, научное общество учащихся, научно-практические конференции и Дни науки в школе.
В качестве исследовательской составляющей учебного плана нами разработана авторская программа элективного курса “Основы исследовательской деятельности” с целью обучения теоретическим знаниям и практическим умениям, необходимым для осуществления исследовательской деятельности (см. приложение 3). Предлагаемый курс в объеме 35 часов учебного времени предназначен для учащихся профильных классов (10 – 11 кл.) естественно-научного (химико-биологического) профиля обучения. Ведущие понятия, умения и навыки в ходе изучения курса формируются на примере биологии как науки.
В содержании курса можно выделить следующие направления:
- теоретические знания, включающие следующие основные вопросы, необходимые для овладения основами исследовательской деятельности: роль науки в развитии общества, возникновение и развитие науки, научное знание как система и его особенности, эмпирический и теоретический уровни научного познания, методы научного познания;
- формирование умений работать с различными источниками информации;
- формирование практических умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности, технология подготовки исследовательских работ, проведение исследовательской практики.
Методика курса предусматривает использование деятельностных технологий в форме обзорных лекций, интерактивных занятий, семинаров и практикумов. Курс завершается исследовательской практикой (написание учебно-исследовательской работы и ее защита на научно-практической конференции).
Таблица 1. Тематический план изучения элективного курса
“Основы исследовательской деятельности”
№ |
название темы |
всего часов | теория |
практика |
Введение | 1 |
1 |
- |
|
1. | Наука: понятие и феномен | 2 |
2 |
- |
2. | Эмпирический и теоретический уровни научного познания |
4 |
4 |
- |
3. | Метод и его роль в научном познании | 7 |
4 |
3 |
4. | Работа с различными источниками информации |
6 |
4 |
2 |
5. | Технология подготовки исследовательских работ |
6 |
4 |
2 |
Исследовательская практика | 9 |
- |
9 |
|
Всего часов | 35 |
19 |
16 |
В условиях профильного обучения нами используется рейтинговая система оценивания, которая основывается на оценке всех видов учебной деятельности учащегося:
- рейтинг академической успеваемости (по итогам полугодия);
- “портфолио” (является накопительной системой учета самых разнообразных достижений: успешное участие в семинарских занятиях, исследовательских и практических работах, научно-практических конференциях и других видах деятельности).
Основными перспективными направлениями экспериментальной работы по совершенствованию системы профильного обучения являются:
- научно-методическое сопровождение;
- совершенствование форм и методов реализации профильного обучения;
- разработка и осуществление учебных проектов;
- совершенствование исследовательской деятельности учащихся и педагогов.
Профильное обучение – шанс для жизненного самоопределения. Сегодняшний ученик профильного класса, успешно овладевший необходимыми умениями и навыками, системой ценностей и отношений, в будущем – профессиональный исследователь, обеспечивающий воспроизводство культурного потенциала и ускорение научно-технического прогресса. Это означает, что одна из важнейших задач школы выполнена.
Список литературы
1. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. – 2002. - № 6. – С.11 - 40.
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования//Официальные документы в образовании. – 2002. - № 27.– С. 13 – 33.
4. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении // Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.
5. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М.: ООО “Мир книги”, 2001.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. - № 2. – С. 58 – 64.
7. Шамова Т.И., Подчалимова Г.Н. Методологические подходы к организации профильного обучения//Завуч. – 2006. - № 3. – С.105 – 110.