Статья "Формирование навыков грамотного письма через разнообразие форм и методов преподавания русского языка"

Разделы: Начальная школа


План:

I. Общие задачи преподавания русского языка в начальной школе

II. Формирование орфографических навыков письма:

  • три составные части при выработке орфографического навыка;
  • упражнения на развитие орфографической зоркости;
  • упражнения на развитие памяти;
  • работа со словарными словами.

III. Методы преподавания русского языка.

IV. Литература.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками…
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием:
в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!”
И.С. Тургенев

В реализации задачи общего развития младших школьников предмету “Русский язык” принадлежит очень важная роль.

Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи:

  • развитие учащихся средствами языка;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие познавательных способностей;
  • формирование грамматических понятий и орфографических навыков;
  • системное изучение материала;
  • развитие умения наблюдать, осмысливать и анализировать.

А так же быть ступенью в преподавании этого учебного предмета на дальнейших этапах школы.

Каждого учителя волнует вопрос: “Как работать над формированием грамотного письма?”. Я хочу предложить некоторые конкретные учебные материалы и рекомендации для работы над этой проблемой. Итак, с чего же следует начать? [5]

Прежде всего нужно научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные звуки, ударные и безударные.

Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.

И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю.

Выработка орфографической зоркости начинается с периода обучения грамоте. Сначала детей учим слуховому вниманию, а, затем зрительной зоркости (ученик должен на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами).

Когда заканчивается период обучения грамоте, формы работы над орфографией значительно пополняются. Это такие традиционные задания, предложенные учебниками: списать, вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова; найти в упражнении слова на данное правило, подчеркнуть орфограмму, и др. Используя задания из учебника, стараюсь дополнить материал каждого урока упражнениями на развитие орфографической зоркости: [6]

1. На доске записаны слова:

зубки поляна касса
тапки трава масса

Задание: выписать слова с проверяемой безударной гласной.

2. При изучении темы “Непроизносимые согласные”:

  • написать по памяти 5 слов с непроизносимыми согласными, подчеркнуть орфограмму;
  • списать с доски слова, которые были пропущены, подчёркивая орфограммы.

3. Игра “Фонарики”:

  • зажги фонарик под изученными орфограммами.

4. Письмо с проговариванием:

  • ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически.

5. Комментированное письмо: [3]

Ученик диктует предложение, объясняя орфограммы.

6. Предупредительный диктант:

Перед диктантом, изложением, сочинением работаем над трудными словами на предыдущих диктанту уроках. Это - словарная работа, творческая работа, чтение слов хором и индивидуально, объяснение, запоминание прочитанного, составление предложений с трудными словами, запись этих предложений.

7. Анализ диктанта:

После проведения диктанта работаем над словами, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день выписываю их на доску, дети объясняют орфограммы, проговаривают их хором и индивидуально, а затем провожу составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут.

На следующий день вновь выписываю те слова, в которых были допущены ошибки, дети их анализируют устно, затем даётся новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.

8. Диктант “Проверяю себя”:

Ученики пишут предложение под диктовку, те слова, в написании которых сомневаются, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно написать слова, в которых они сомневались. Учитель напоминает правило, задаёт наводящий вопрос или объясняет правописание слова.

9. Диктант с обоснованием:

Я диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Ученик должен записать проверочное слово, затем то слово, которое диктует учитель, т.е. обосновывает орфограмму.

10. Диктант с постукиванием:

Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

11. Диктант “Найди слова”:

Диктую несколько предложений и даю задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с непроизносимой согласной, со звонкими или глухими согласными, с безударной гласной, проверяемой ударением.

Все диктанты небольшие по объёму, состоящие из 2–3 предложений.

12. Повторение ранее изученного:

Проводится ежедневно в течение 5 минут. При этом повторяется только одна изученная ранее тема. Например, повторяем правописание разделительных ь и ъ знаков.

В понедельник: ученики пишут 10 слов на данную тему с объяснением.

Во вторник: эти же слова, но под диктовку, без объяснения, проверяю и выписываю слова, где были допущены ошибки.

В среду: пишем слова, где были допущены ошибки и новые слова.

В четверг: небольшой диктант, насыщенный словами с разделительными ь и ъ знаками. Проверяю, снова выписываю ошибки.

В пятницу: из этих слов составляю новый диктант, который пишем.

Если ученики допускают ошибки, значит всю следующую неделю занимаемся повторением этой темы.

Упражнения на развитие орфографической зоркости лучше проводить, постепенно увеличивая степень сложности, например, тема “безударные гласные”: [7]

  1. Подчеркни безударную гласную в корне (окончании) в указанных словах. Докажи её написание.
  2. Выпиши из словосочетания слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность выполнения задания.
  3. Выпиши из предложения слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность.
  4. Выпиши из текста слова с безударной гласной в корне в один столбик, в окончании – во второй столбик. Обоснуй правильность выполненного задания.
  5. Придумай и запиши три слова с безударной гласной в корне и три слова с безударной гласной в окончании. Докажи правильность выполнения задания.

“При формировании орфографических умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной (кратковременной) памяти”. [1] Следовательно, необходимо стремиться развивать у детей этот вид памяти.

Упражнения для развития памяти: [1]

1. В классе провожу словарный диктант “Кто больше запомнит”. Данный диктант провожу по методике И.П.Федоренко. Произношу один раз и больше не повторяю цепочку, например, из трёх слов, затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читаю новую цепочку из трёх слов, и опять пауза. Так происходит, пока не запишем весь диктант. После чего дети подсчитывают количество слов, проверяют друг у друга их написание.

Диктант целесообразно начинать с цепочки, состоящей из 3-х слов. Далее цепочка увеличивается.

Такая работа повышает орфографическую грамотность, увеличивает скорость письма, развивает самоконтроль, положительно влияет на дисциплину.

2. Распространение предложений.

Предлагаю детям предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывает своё предложение. Затем зачитываем их, выбираем лучшее.

3. Восстановление деформированного текста.

Белый, живёт, севере, медведь, на

4. Зарядка с предложением.

  • прочитываю предложение с доски, чтобы дети поняли смысл;
  • дети читают вслух, проговаривая орфограммы;
  • читают орфографически про себя;
  • просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные, коллективно объясняют все орфограммы;
  • закрывают глаза и, мысленно, крупно и разборчиво, яркими буквами “пишут” каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова орфографически (если не уверены в написании какого-то слова, откройте глаза, посмотрите на слово);
  • запись предложения в тетрадь, доска с предложением закрывается;
  • предложение открывается, проверяется от последнего слова к первому.

5. Зрительные картинные диктанты.

Показываю лист с девятью картинками, считаю до 10, убираю. Дети пишут то, что запомнили.

6. Рифмовки на доске по темам.

Например, “непроизносимые согласные в корне”:

Солнце, чувство, праздник,
Сердце и проказник,
Лестница и звёздный,
Здравствуйте и поздний.

Сложные слова

Ледокол, дроворуб,
Землемер, книголюб,
Водопад, сенокос,
Снегопад, паровоз.

Дети читают, запоминают, пишут по памяти, выделяя орфограммы.

В русском языке встречается очень много слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Работе над этой орфограммой нужно уделить особое внимание. Освоение “словарных” слов трудно даётся младшим школьникам. Работу по их освоению рекомендуется строить в несколько этапов: [4]

1) предъявление слова:

  • чтение загадки, её отгадывание;
  • прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идёт речь;
  • рассмотрение предметной картинки;
  • описание признаков предмета или предъявление слова – синонима.

Дети определяют, какое слово будут изучать.

2) “слуховой” образ слова:

учащиеся проговаривают его хором, по-одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют его “трудное” место (ставится орфографическая задача). Если дети умеют определять “трудное” место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3) запись слова с “окошком”:

записывают слово, пропустив орфограмму, ставя ударение. На месте пропущенной буквы ставится сигнал опасности, например, точка: б.рёза. Затем, после обдумывания, вставляют пропущенную букву, пишут слово ещё раз, теперь уже без пропуска.

Специфическая форма записи слова с пропуском “трудного” места – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились, прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость.

4) “зрительный” образ слова:

Обращение к орфографическому словарю или словарю учебника. Это способствует накоплению опыта работы со словарём, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно.

Ключом к грамотности написания словарных слов является многоразовое использование одной и той же группы слов в разных видах работы, например: [2]

  1. Спишите слова, подчеркните выделенные орфограммы (можно не выделять).
  2. В этой же группе слов: спиши, вставь пропущенные орфограммы.
  3. Допиши слова, добавляя слог или сочетание букв.
  4. Запись этих слов под диктовку.
  5. Письмо их по памяти.

Формирование навыков грамотного письма необходимо. Но, трудность в том, что орфография своим содержанием малопривлекательна для детей и в то же время усваивается она нелегко, приносит многим детям одни лишь неприятности. Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя, орфография вызывает отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет “Русский язык”, а иногда и на всю школу. Чтобы избежать этого, я убеждаю ребёнка, что в овладении грамотным письмом нет никакой исключительности, все люди овладевают письмом, в орфографии нет ничего непреодолимого. При обучении опираюсь на чувственное восприятие языка – зрительную и слуховую наглядность: плакаты, картины, записи цветным мелом; образцовое художественное чтение, прослушивание записей, проговаривание слов, звуков, и пр.

Использую интересный по содержанию дидактический материал, подбираю его с постепенным нарастанием трудности, умеренно насыщенный орфограммами.

Стараюсь на уроке создать свободную атмосферу: дети обращаются с вопросами, высказывают своё мнение, соглашаются или спорят друг с другом или со мной.

Оценивая умения и навыки учащихся, стараюсь не выставлять отрицательных оценок за правописание, т.к. они подавляют психику детей, лишают их веры в себя.

Все эти методические приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль, интерес к предмету. Такая система работы над исправлением ошибок и повторением изученного материала позволяет уменьшить число ошибок в несколько раз. А всё вместе это называется формированием грамотного письма.

Литература

  1. Баргамен Н.И. Развитие памяти на уроках русского языка. Начальная школа, 1996, № 1, с.32.
  2. Захарова Н.А. Работа со словами с непроверяемыми написаниями. Начальная школа, 1993, № 11, с. 53–57.
  3. Китаева Т.А. Кратковременный диктант, или кратковременное комментирование. Начальная школа, 1992, № 4, с 21–26.
  4. Репина Л.И. разнообразить задания при работе над словами из “Словаря”. Начальная школа, 1988, № 3, с. 29.
  5. Савельева Н.А., Зинченко И.В. Работа над формированием навыков грамотного письма. Начальная школа, 1992, № 4, с. 26–28.
  6. Савинова А.З. Виды работ по формированию орфографической зоркости. Начальная школа, 1996, № 1, с. 22–27.
  7. Цветкова И.Г. Развитие оперативной памяти и орфографической зоркости у учащихся. Начальная школа, 1996, № 1, с.31–32.