Урок развития речи по русскому языку. Проект. Подготовка к сочинению по картине зимней тематики. В.В. Верещагин "Не замай, дай подойти!"

Разделы: Русский язык


Василий Васильевич Верещагин “Не замай, дай подойти!”

Цели:

учебные:

  • знать особенности текста-описания картины, где изображены пейзаж и человек;
  • знать особенности различных стилей речи и уметь использовать необходимый стиль с учётом создания одного из видов текста;

развивающие:

  • продолжить работу над формированием и развитием умений и навыков создавать текст типа описания;
  • развивать умения соблюдать композицию текста типа описания (общий признак, характеризующий объект в целом; частные признаки, характеризующие его детали);
  • учить всматриваться в произведение живописи и создавать текст на основе увиденного на картине;
  • уметь использовать при необходимости в своём сочинении разные типы и стили речи;

воспитывающие:

  • формировать чувство толерантности (уважения) к другим народам, его обычаям и традициям;
  • воспитывать любовь к родной природе, родной истории;
  • вызвать чувство гордости за талантливый русский народ;
  • вызвать чувство восхищения вечно прекрасной природой, уважения к художнику, создающему на полотне красоту родной природы.

Межпредметные связи: поэзия, живопись, музыка, история.

Оборудование: презентация в компьютерном варианте; набор иллюстративного, познавательного, биографического раздаточного материала (репродукции картин В.В.Верещагина, вопросы “Поразмышляем над картиной”, тест, термины живописи- распечатки из “Краткого словаря художественных терминов”, словари лингвистические, сборники стихов, листы “Рабочие материалы” для каждого учащегося, кантата С.Прокофьева “Вставайте, люди русские!”, распечатки “Словаря эпитетов русского литературного языка” К.С.Горбачевич).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

Слайд 1, Слайд 2, Слайд 3.

III. Работа по теме урока.

1. Звучит мелодия кантаты С.Прокофьева “Вставайте, люди русские!”.

2. Вступительное слово учителя . Начали мы урок с мелодии Сергея Прокофьева, его кантаты “Александр Невский”, которая посвящена победам знаменитого полководца на Ледовом побоище на Чудском озере против немецких завоевателей 5 апреля 1242 года.

Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную.

Во все времена российской истории были моменты, подобные этому сражению. Не исключение и Отечественная война 1812 года, когда не только армия, возглавляемая Кутузовым, боролась с врагом, но и весь народ поднялся “за нашу землю честную”. И сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского художника Василия Васильевича Верещагина, который ярко изобразил борьбу русского народа с наполеоновскими полчищами в серии картин, посвящённой событиям Отечественной войны 1812 года. Над ней художник работал с 1887 по 1904 год. Серия состояла из 20 законченных картин, последовательно рисующих эпизоды вторжения наполеоновской армии в Россию, борьбу с ними русского народа, зверства захватчиков, их разгром и изгнание из пределов нашей родины. Одна из них – картина “Не замай, дай подойти!”, которую художник создавал с 1887 по 1895 год.

3. Помогут нам подготовиться к сочинению по одной из этих картин группы учащихся.

ПОЭТЫ напомнят несколько стихотворений о самом жестоком событии в истории каждого народа, каждой страны – о войне.

БИОГРАФЫ расскажут об очень необычной, интересной жизни художника.

ЭКСКУРСОВОДЫ проведут экскурсию по небольшой картинной галерее полотен В.В.Верещагина.

СПРАВОЧНЫЙ ОТДЕЛ, работая с художественными словарями, поможет нам понять термины живописи.

ЯЗЫКОВЕДЫ, работая с языковедческими словарями, составят словарик синонимов, который поможет нам не допускать в сочинении речевых ошибок.

4. Слушаем друг друга очень внимательно, стараемся запомнить факты жизни и творчества художника. Это поможет вам правильно ответить на вопросы теста. Помним, что наблюдать – значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов.

Учащиеся читают выразительно стихотворения, затем дают краткий историко-литературоведческий комментарий к данному произведению.

Группа ПОЭТОВ: а) С.Есенин, отрывок из поэмы “Анна Снегина”. Слайд 4.

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щек.

Б) Н.Некрасов, стихотворение “Внимая ужасам войны…”. Слайд 5.

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Один я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы наших матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

В) Кондратий Рылеев, отрывок из поэмы “Партизаны”. Слайд 6.

…Ждет снова завтра битва вас
Чрез лес, чрез дол и топкий мох
Летим к враждебному биваку
И, налетев как снег врасплох.
“Вкушает враг беспечный сон;
Но мы не спим, мы надзираем –
И вдруг на стан со всех сторон,
Как снег внезапный, налетаем.
В одно мгновенье враг разбит,
Врасплох застигнут удальцами,
И вслед за ними страх летит
С неутомимыми донцами.
Свершив набег, мы в лес густой
С добычей вражеской уходим
И там за чашей круговой
Минуты отдыха проводим.
С зарей бросаем свой ночлег,
С зарей опять с врагами встреча,
На них нечаянный набег
Иль неожиданная сеча”.

Группа БИОГРАФОВ рассказывает о жизненном пути художника. (Учащиеся, слушая, делают тезисные записи в тетрадях и дополнительно пользуются распечатками по каждой парте “Я всю свою жизнь хотел писать солнце…”. Слайд 7, Слайд 8.

Группа ЭКСКУРСОВОДОВ проводит экскурсию по некоторым картинам В.В.Верещагина, а также по настенной газете с репродукциями картин.

“Отступление французов”

Бегство французов художник-баталист изобразил независимо от романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. По занесённой снегом дороге движется группа отступающих. Впереди император с берёзовой палкой в руках.

По сторонам – брошенные орудия, покрытые снегом. Несколько позади карета императора. Она придаёт шествию вид похоронной процессии.

Стая птиц зловеще поднялась в воздух, ожидая добычи. “Все они побросали друг друга, побросали все свои тяжести, артиллерию, половину народа и убегали…” (“Война и мир”, том 4, часть 3).

“Наполеон в Кремле”

Наполеон смотрит на пожар Москвы. Художник удачно передал ощущение западни, безвыходности положения, которое переживал Наполеон в Москве.

Он зловеще мрачен, его свита сбилась в беспорядочную группу и жмётся к стенке; узкое пространство замкнуто высокими кирпичными стенами.

“Сквозь пожар”

На этой картине художник показал Наполеона и его офицеров, пробирающихся через жаркие языки пламени в горящем городе. Большая часть полотна – это изображение огня, дыма, летящих небольших головешек. Фигура императора и офицеров наполовину скрыта дымом. Руки подняты и закрывают лицо. Кажется, что сам завоеватель ужаснулся тому, что совершил.

На доске – один из эпиграфов:

*Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Д.И.Фонвизин

*Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.

А.Н.Радищев

*О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

В.А.Жуковский

*Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

Н.А.Некрасов

5. Подведём итоги этого этапа урока, тест покажет, кто запомнил материал лучше.

Раздаются листы ТЕСТА каждому учащемуся. Выполнение тестовых заданий (2-3 минуты).

Тест к уроку по теме “Описание картины зимней тематики В.Верещагина “Не замай, дай подойти!”

1. В какой семье родился художник:

А) небогатого помещика
Б) крестьянина
В) офицера
Г) дворянина

2. В каких учебных заведениях учился В.Верещагин:

А) в Московском корпусе
Б) в Академии художеств Петербурга
В) в Московском университете.

3. В какой из этих стран НЕ был художник:

А) в Сирии Д) в Америке
Б) в Палестине Е) в Индии
В) в Крыму Ж) во Франции
Г) на Дунае З) в Японии

4. Чем награждён живописец за личное мужество в боях:

А) Георгиевским крестом
Б) медалью “За храбрость”
В) памятным оружием.

5. В.Верещагин писал свои картины

А) по архивным материалам
Б) по воспоминаниям
В) по зарисовкам с натуры.

6. Верещагин НЕ был автором картины:

А) “Отступление французов” Д) “Победители”
Б) “Сквозь пожар” Е) “Побеждённые”
В) “Наполеон в Кремле” Ж) “Не замай, дай подойти!”
Г) “Переход Суворова через Альпы”

7. Основной темой творчества была тема:

А) красоты родной природы
Б) натюрморт
В) войны и её воздействия на человека.

8. В.Верещагин, обладая большим талантом, писал не только картины, но и литературные произведения:

А) дневники
Б) военные мемуары
В) романы
Г) путевые очерки.

Самопроверка по ключу. Подведение итогов этого этапа урока.

Что же мы узнали, поняли, запомнили о художнике, путешественнике, писателе Василии Васильевиче Верещагине. Проверим себя. Ключ –1а, 2а,б, 3ж, 4а, 5в, 6г, 7в, 8а,б,г.

6. При описании картины необходимо пользоваться терминами живописи.

Сообщение группы СПРАВОЧНОГО ОТДЕЛА по словарю “Краткий словарь терминов живописи” (полотно, палитра, светотень и другие).

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК ПО ИСКУССТВУ

Колорит (от лат. “цвет”, “окраска”) в живописи - система соотношения цветов, служащая для раскрытия художественного образа. В зависимости от преобладания тех или иных красок, колорит может быть спокойным или напряжённым, холодным или тёплым, светлым или тёмным, ярким или сдержанным…Колорит отражает цветовое многообразие мира, индивидуальность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому.

Палитра (от латинского “лопатка” - деревянная дощечка овальной или круглой формы, на которой живописец смешивает краски. В переносном смысле палитрой художника называют характерную для него цветовую гамму, а вместе с тем и гамму чувств, которые пробуждает его живопись. Приближается к понятию “колорит”. Палитра - скупая, щедрая, нежная, мрачная…

Светотень- передача оттенков светлого и темного на поверхности изображаемых предметов, в изображении в целом, соотношение освещенных и находящихся в тени частей изображения. Светотень является одним из мощных средств художественной выразительности в графике и живописи.

7. И вот перед вами картина В.В.Верещагина “Не замай, дай подойти!” Слайд 9. Вдумаемся в название полотна. Как вы его понимаете? (Ответы учащихся).

Слово “замай” не всем понятно. Со словарной статьёй из “Толкового словаря русского языка” С.И.Ожегова нас познакомит ученик из ГРУППЫ ЯЗЫКОВЕДОВ. (Работа со словарём). Другой ученик из этой группы рассказывает о синонимах, выбранных из “Словаря синонимов русского языка” по теме работы.

Художник: живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна…

Картина: репродукция, полотно, произведение живописи, шедевр мастера…

Изобразил: показал, передал, запечатлел, воплотил свой замысел, нарисовал, создал…

8. Работа по слайду 10 и листу “РАЗМЫШЛЯЕМ НАД КАРТИНОЙ”.

  1. Как вы понимаете название картины “Не замай, дай подойти?” Как название произведения помогает осмыслить его основную мысль?
  2. Как вы думаете, чем привлёк художника именно этот уголок зимнего леса? Почему именно так изображены люди?
  3. Опишите деревья, ветки, снег на них и на земле. Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы показать снежную, безветренную зиму?
  4. Каким образом изображение природы участвует в создании общего настроения картины?
  5. Всмотритесь в изображение героев картины, в черты лица мужчин. Опишите фигуры людей, постарайтесь показать их напряжённое ожидание.
  6. Что бы вы могли сказать об их мыслях, характере, рассматривая портреты? Какие выразительные средства помогли живописцу показать уверенное спокойствие и душевную твёрдость героев картины?
  7. О каких чувствах, переживаниях героев сумел рассказать художник?
  8. Поделитесь своими впечатлениями о картине, изложите их в сочинении (по вашему выбору): а) форме письма к другу, б) в форме рассказа участника событий, в) в отзыве о картине с выставки художника.

К какому стилю вы обратитесь? Почему?

Подумайте над вопросами на этом листе, вглядитесь в картину и её детали. Помогут вам, ребята, подобрать нужное слово для описания людей и окружающей природы распечатки из “Словаря эпитетов русского языка” - стр. 496 – о фигуре, стр. 33 – о бороде, стр. 414 - 415 – о снеге, стр. 50 - 51 – о взгляде, стр. 421 - 422 – о сосне. (Ответы учащихся).

9. Наблюдаем по плану, который вы видите на листах “РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ”:

Слайд 11. а) Передний план – снег, следы, ветки.

Б) Задний план – фигуры людей, стволы сосен.

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К СОЧИНЕНИЮ

План

Примерные материалы

Ваши дополнения

1.Земля

Покрыта мягким ковром пушистого снега… Виднеется ряд следов…  

2.Снег

Выпал недавно… Лежит на земле, на ветках деревьев…Пушистые хлопья…

 

3. Фигуры людей

Затаившиеся у сосны… Напряжённо всматривающиеся лица…Окладистая борода… Зоркие глаза…

 

Записи выполняйте на листочках, это ваши черновики.

(Учащиеся самостоятельно работают в черновиках – для учащихся, работающих по базовому уровню, на листах есть начало словосочетаний, предложений; для учащихся творческого уровня этого нет; для учащихся исследовательского уровня предлагается перед работой составить план наблюдений самостоятельно). Те учащиеся, которые выполнят раньше, становятся КОНСУЛЬТАНТАМИ и по рядам помогают индивидуально тем, кто затрудняется выполнить работу.

10. Замечательный художник. Слайд 12. Многое умел этот необыкновенный человек: писал чудесные картины, много путешествовал, геройски участвовал во многих сражениях и погиб как герой; горячо любил свою страну и уважал другие народы и их обычаи. Своим искусством заставлял задуматься: “Зачем я живу? Нужна ли нам война? Война – это смерть, уничтожение, разруха, горе, потери, слёзы”.

11. Слайд 13. Материал для сочинения собран, теперь вам предстоит решить, в какой форме вы будете писать. Это может быть письмо к другу, репортаж с выставки картин художника, описание одной картины, рассказ участника событий или предложите ваш вариант формы сочинения.

Учащиеся предлагают их варианты начала сочинения во всех предложенных формах работы. Учитель и учащиеся творческого и исследовательского уровня развития редактируют варианты, предлагаемые учащимися.

IV. Обобщение по уроку, итоги работы учащихся.

V. Домашнее задание: написать сочинение; по желанию задания дополнительно: *составить свой тест по материалам урока; ** составить кроссворд по материалам урока (или вопросы к игре по образцу одной из телевизионных игр).

Презентация