Оптимизация двигательной активности девочек 5–9-х классов посредством раздельного обучения на уроках физической культуры в условиях Кольского Севера

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Актуальность темы: двигательная активность как профилактический фактор, способный непосредственно влиять на уровень функциональных возможностей растущего организма девушек в условиях Кольского Севера.

Объект исследования: Учащиеся с 5-го по 9-й классы Мурмашинской СОШ № 3 2001/2002 учебного года.

Предмет исследования: Динамика количества болевших девушек и юношей по учебным четвертям, разность показаний и влияние данного фактора на качество обученности.

Цель исследования:

Выявить факторы, которые в наибольшей степени оказывают дезадаптирующее воздействие на растущий организм девушек:

  1. Социальный фактор
  2. Экологический фактор

Задачи исследования: Ставятся, исходя из цели исследования:

  1. Определить границы повышения резистентности организма девушек посредством занятий физической культурой в условиях Кольского Севера.
  2. Определить формы стимулирования, способные качественно влиять на двигательную активность девушек в условиях Кольского Севера.

Методика исследования:

  1. Введение раздельного обучения на уроках физической культуры с 5-го по 9-й классы.
  2. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом сезонной динамики СДА.
  3. Составление расписания занятий по физической культуре с учетом акрофаз оптимальной работоспособности.
  4. Сравнительный анализ данных.

Этапы исследования:

Этап I - анализ классных журналов (2000/2001 – 2003/2004 гг.), разработка программы раздельного обучения на уроках физической культуры с акцентом на сезонную динамику СДА – апрель–июнь 2001г.

Этап II - проведение экспериментальных исследований:

2001/2002 – 1 учебный год

2002/2003 – 2 учебный год

2003/2004 – 3 учебный год

Результаты исследования:

При введении раздельного обучения на уроках физической культуры в среднем звене значительно выросла двигательная активность девочек, что позволило повысить резистентность организма к неблагоприятным факторам окружающей среды Кольского Севера по сравнению с аналогичными периодами времени (приложение 1).

Исходя из сопоставительного анализа – четко прослеживается параболическая зависимость между сезонными колебаниями СДА, количеством “болевших” по учебным четвертям и качеством обученности по всем предметам.

Девушки экспериментального класса при введении раздельного обучения оказались лучше адаптированными к условиям Кольского Севера, чем девушки контрольного класса.

Но при этом, сопоставляя количество болевших мальчиков и девочек в экспериментальных классах, процентный показатель у девочек выше, чем у мальчиков (приложение 2), (приложение 3).

Выводы и рекомендации:

Понятие “двигательная активность” включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности. В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на составные части:

  • активность в процессе физического воспитания;
  • физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно- полезной и трудовой деятельности;
  • спонтанная физическая активность в свободное время.

Эти составляющие тесно связаны между собой. Дополняя друг друга, они обеспечивают определенный уровень СДА.

Причины, определяющие тот или иной уровень СДА детей и подростков, могут быть биологическими и социальными. Ведущими биологическими факторами, формирующими потребность организма в движениях, являются возраст и пол.

Как девочки, так и мальчики имеют определенную возрастную потребность в движении (кинезофилия).

У девочек в возрасте 8-9-и лет двигательная активность практически не отличается от аналогичной величины у мальчиков. Однако, с увеличением возраста, различие в двигательной активности, в зависимости от пола, становятся существенными.

Исходя из данных исследований в МСОШ № 3 , был определён ряд социальных факторов, которые влияют на резистентность организма учащихся в течение учебного года:

  1. Учебная перегрузка в школе и дома,
  2. Нарушение режима дня,
  3. Пренебрежение двигательной активностью и физической культурой,
  4. Наличие вредных привычек.

Интенсификация учебного процесса в урочное и внеурочное время приводит к снижению СДА. Количественные показатели СДА с возрастом увеличиваются, что обусловлено наличием определенного генетического кода и является биологической особенностью растущего организма.

Опираясь на данные исследования – основной предпосылкой высокого уровня заболеваемости детей школьного возраста, является гипокинезия (ограничение СДА). В школьном возрасте выделяется три вида гипокинезии.

"Привычно–бытовая": привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативы, бытовой комфорт, пренебрежение к физической культуре.

Школьная: неправильная организация УВП, перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического и трудового воспитания, отсутствие свободного времени.

Климатогеографическая: проживание в неблагоприятных климатических и географических условиях, которые ограничивают двигательную активность

Исследуя перекрестную резистентность учащихся МСОШ № 3 ретроспективно и лонгэтюдно, мы выделили что наибольшая напряженность физиологических систем организма отмечается в III учебной четверти (январь- февраль- март), где основными стрессорными факторами являются – гиподинамия в условиях полярной ночи, организация занятий по физическому воспитанию, гиповитаминоз, ультрафиолетовое голодание.

Традиционная схема организации, планирования и проведения уроков по физической подготовке на Кольском Севере выглядит следующим образом (имеется в виду III четверть).

I вариант: Сдвоенный урок по лыжной подготовке 1 раз в неделю (при 2 уроках физической культуры),

II вариант: Сдвоенный урок по лыжной подготовке 1 раз в неделю + 1 урок в спортивном зале (при 3 уроках физической культуры).

Если при трех обязательных уроках в неделю мальчики и девочки находятся в одинаковых условиях (равный двигательный режим), то посещение спортивной секции у девочек ниже по количеству человек, чем у мальчиков.

В таком случае двигательный режим у мальчиков составляет в среднем 6 академических часов в неделю, а у девочек 3,5 часа, при физической норме от 1/6 до 1/3 от учебного времени в неделю.

Исходя из ретроспективного и лонгэтюдного анализа, количество “болевших” мальчиков и девочек составляет разницу в среднем 10 % за год, а успеваемость у девочек по всем предметам выше на 9 % в среднем за год.

Далее, исходя из анализа динамики количества болевших и успеваемости по всем предметам с 5-го класса до 9-го, четко прослеживается разность данных показателей у мальчиков и у девочек. Девочки при переходе из класса в класс имеют высокий коэффициент успеваемости, который поддерживается практически на одном уровне с незначительной вариативностью, но при высоком уровне количества “болевших”. Девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы, и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.

Основным стимулом при обучении для девочек является оценка, и на наш взгляд, спортивные секции, которые проводятся во внеурочное время, для девочек, в большей массе, интереса не представляют. Исследуя данную проблему, мы выбрали несколько вариантов ее решения:

  • привлечение специалистов ПДО для работы с девочками во внеурочное время с целью повышения СДА, равного оптимальному значению.
  • введение дополнительно двух обязательных часов физической культуры в основное расписание учебных занятий, что составляет 5 обязательных уроков физической культуры в неделю.
  • учесть доступность разнообразных форм и средств физического воспитания, наличие материально – технической базы и ее соответствие гигиеническим требованиям.
  • при работе с девочками учитывать фактор оценивания как основной стимул здоровье сберегающей технологии.

Литература.

  1. Голиков А.П.; Максимов В.А. Жить в движении. – М.: “Знание”, 1985. Подписная научно-популярная серия Медицина. – 50 с.
  2. Жданова Л.А.; Руссова Т.В.; Сорокина А.В.; Селезнёва Е.В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. – Ивановская государственная медицинская академия, 2000.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.; “Просвещение”, 1989. – 69 с.
  4. Лапицкая Е.М. Диагностика физического развития и двигательной подготовленности учащихся Кольского Заполярья. – Мурманск, НИЦ “Пазори”, 2001. – 36 с.
  5. Лапицкая Е.М. Ребёнок и север: проблемы формирования здоровья и адаптации детей и молодёжи в среде обитания. - Тезисы докладов на XXXIX Международной научно-практической конференции; Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ “Пазори”, 2001.
  6. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра спорт, 2000. – 16 с.
  7. Лях В.И.; Богданов Г.П.; Лапицкая Е.М. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI образовательных учреждений Мурманской области. - Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ “Пазори”, 1998. – 57 с.
  8. Лях В.И.; Богданов Г.П.; Лапицкая Е.М. Совершенствование физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях Мурманской области. - Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования,, НИЦ “Пазори”, 1999. – 26 с.
  9. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.; “Медицина”, 1991. – 62 с.