Классные классные дела в начальной школе

Разделы: Классное руководство


Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
- неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления коррекции процесса его социализации;
- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
- создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
- координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников. Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого воспитательного процесса.

Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Исходя из этой цели основными задачами классного руководителя необходимо принять следующие:

1.Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей.

2.Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.

3.Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни.

4. Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося.

5.Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

6.Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.

Функциональные обязанности классного руководителя.

1.Деятельность классного руководителя в обеспечении здоровья.
2.Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.
3.Взаимосвязь классного руководителя с учителями – предметниками.
4.Работа с классным коллективом.
5.Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями.
6.Вести необходимую документацию.

Содержание воспитательной работы в классе разрабатывается на основе:

1) комплексного анализа воспитательной работы в предыдущем году;
2) данных мониторинга достигнутого уровня сформированности и творческого развития личности;
3) изучения индивидуальных интересов и потребностей учащихся;
4) коллективного планирования основных дел и мероприятий в системе классного коллектива.

Примерная тематика классных часов и мероприятий для учащихся 1-4-х кл.

I. “Я гражданин России”

Цели:

  • способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.;
  • способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
  • воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой Родине;
  • воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России;
  • формировать у учащихся чувство гордости за свою Отчизну;
  • воспитывать у учащихся активную жизненную позицию;
  • воспитывать у учащихся интернациональные чувства.

Темы:

1-й класс

1. “История моего имени и фамилии”.
2. “Герб, флаг, гимн России”.
3. “Вот она, какая моя Родина большая”.
4. “Я – Россиянин”.

2-й класс

1. “История моей улицы”.
2. “Мои семейные реликвии”.
3. “Славные сыны нашего Отечества”.

3-й класс

1. “История моего города”.
2. “Моя родословная”.
3. “Обычаи и традиции русского народа”.
4. “Правила поведения учащихся”.

4-й класс

1. “Мои предки в труде и в бою”.
2. “Обычаи и традиции народов России”.
3. “Дисциплина и ответственность”.
4. “Красота русской природы”.

II. “Здоровье”.

Цели:

  • сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей;
  • привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей;
  • создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами;
  • создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
  • формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.

Темы:

1-й класс

1. “Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело”.
2. “Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться”.
3. “ Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься”.

2-й класс

1. “Что значит: быть здоровым человеком?”
2. “Шалости и травмы”.
3. “Чем можно отравиться”.

3-й класс

1. “Путешествие в страну Здоровья”.
2. “Полезны везде и всегда солнце, воздух и вода”.
3. “Сам себе я помогу и здоровье сберегу”.
4. “Говорим мы вам без смеха, чистота – залог успеха”.

4-й класс

1. “Вредные привычки”.
2. “Здоровье девочки”.
3. “Здоровье мальчика”.
4. “О пользе зарядки”.

III. “Мир спасется красотой”.

Цели:

  • способствовать получению и расширению знаний о мировой культуре и культуре России как ее части;
  • воспитание у учащихся нравственно-эстетических качеств;
  • способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к мировой культуре и ответственности за будущее российской культуры;
  • формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
  • способствовать получению и расширению экономических, экологических и правовых знаний учащихся;
  • формирование ответственности за состояние природного, социального и культурного окружения.

Темы:

1-й класс

1. “Красота первозданной природы”.
2. “О милосердии и красоте”.
3. “Я сам”.
4. “Эстетический вкус во внешнем виде”.
5. “Азы экологических и экономических знаний”.

2-й класс

1. “Красота живописи”.
2. “Сочувствие, чуткость, отзывчивость”.
3. “Всегда ли я хороший?”
4. “Эстетический вкус в природе”.
5. “Хорошо или плохо быть экономным?”

3-й класс

1. “Красота танца”.
2. “Честность, щедрость, бескорыстие”.
3. “Мое хобби”.
4. “Эстетический вкус в живописи”.
5. “Вечна ли природа?”

4-й класс

1. “Красота декоративно-прикладного творчества”.
2. “Тактичность и вежливость”.
3. “И на солнце есть пятна”.
4. “Эстетический вкус в быту”.
5. “Экологическая борьба”.

IV. “Вместе”

Цели:

сформировать у учащихся коммуникативные навыки;
формировать умение понимать себя и других;
познакомить с основными правилами делового и бытового этикета;
сформировать умение совершенствоваться в коллективе;
знать правовые акты и неукоснительно их соблюдать, являясь при этом добровольными помощниками милиции в охране правопорядка.

Темы:

1-й класс

1. “Я и моя семья”.
2. “Я – ученик, мои права и обязанности”.
3. “Семейные посиделки”.
4. “Что мне нравится и не нравится в школе”.
5. “Учиться – значит трудиться?”
6. “Этикет приветствия”.

2-й класс

1. “Наши открытия – семейные чаепития”.
2. “Правонарушение – это преступление?”
3. “Хочу и надо”.
4. “Что я сделал своими руками”.
5. “Этикет поведения в общественном транспорте”.

3-й класс

1. “Семья и школа – общий дом”.
2. “Что такое свобода”.
3. “Я стараюсь учиться, чтобы…”
4. “Желание трудиться – значит отличиться?”
5. “Телефонный этикет”.

4-й класс

1. “ Семейные игры и забавы ради радости, а не славы”.
2. “Что такое право?”
3. “Тренинги общения”.
4. “Любая ли работа должна быть оплачена?”
5. “Этикет поведения в гостях”.

Классный час в 1-м классе на тему “Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться”.

I.Беседа по теме.

- Вспомните “Сказку о микробах”. Где поселяются микробы?

Микробы есть в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. Слово “микроб” произошло от двух греческих слов: “микрос”, что значит “малый”, “биос” - “жизнь”. Не все микробы вредные. Многие полезны. Например, с помощью молочнокислых бактерий можно приготовить ряженку, кефир. А вредные, болезнетворные микробы, попадая в организм, размножаются, выделяют яды. От них возникают разные болезни.

- Как попадают микробы в организм? (при чихании, кашле не прикрывает рот и нос – микробы разлетаются на 10 метров; не моет руки перед едой; пользуется чужими вещами; не моет овощи и фрукты; не закаляется и т.д.)

- Почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие редко?

- Почему одни все время жалуются то на головную боль, то на усталость, а другим – все нипочем? (они закаляются)

- Как они это делают? Какой доктор помогает? (доктор Вода)

II. Если хочешь быть здоров – закаляйся!

1. Утром, после того как помоете руки, лицо, шею, уши теплой водой с мылом, ополаскивайте их водой комнатной температуры.

2. Утром обтирайте тело влажным полотенцем или принимайте душ.

3. Мойте ноги каждый день прохладной водой, постепенно делая ее холоднее.

III. Оздоровительная минутка.

- Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Почему так думаете?

- Можете ли вы себя назвать закаленным?

- Что нужно делать, чтобы попасть в страну Здоровячкой?

Вспомним волшебные слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу!

IV. Сделайте рисунок для классной выставки “Мы дружим с физкультурой и спортом”.

V. Шесть признаков здорового и закаленного человека.

1. Очень редко болеет.

2. Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.

3. Имеет хороший сон.

4. Живет не менее 80 лет.

5. Может без одышки пробежать пять километров.

6. Если заболел, то быстро поправляется.

- Какие признаки выбираются главными и почему?

- Какими способами можно достигнуть этих качеств? Нарисуйте.

VI. Это интересно!

- Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек, чтобы получить почетное звание долгожитель?

В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет – правильное питание и режим дня. Четвертый секрет – ежедневный физический труд.

- Как вы думаете, трудно ли выполнять все это долгожителям?

Задание.

- Выберите слова для характеристики здорового человека:

красивый ловкий Статный крепкий
сутулый бледный Стройный неуклюжий
сильный румяный Толстый подтянутый

Вывод. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Ведь никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам.

Классное собрание детей и родителей во 2-м классе на тему: “Береги родную природу”.

Цель:

приобщить родителей и детей к осознанию ценности родной природы;
активизация личного опыта для понимания;
развитие речи, кругозора, мышления учащихся;
формирование эстетического восприятия природы и любовного, бережного отношения к ней.

Подготовительная работа.

1.Заседание родительского комитета, где следует обсудить вопросы предстоящего собрания.

2. Проведение конкурса рисунков среди детей на уроках изобразительного искусства на темы: “Мой край”, “Береги природу”.

3. Конкурс стихов о природе, а победители становятся участниками родительского собрания.

4.На уроках технологии дети красочно оформили трудовые паспорта в виде книжечек. В них вложили листочки с обращением:

“Надеемся на активное участие Вашей семьи в полезных делах летом: сборе лекарственных трав, природного материала для поделок и заготовке корма для птиц”.

5. Дети сделали приглашение каждой семье в виде двусторонней аппликации елочки. Вместо ствола в нее вложили листочек, свернутый трубочкой, с такими словами:

“Уважаемые (имя и отчество)! Будем рады видеть Вашу семью на родительском собрании “Пока не поздно” (число, месяц, время). Предлагаем вам стать участниками дискуссии на тему: “О воспитании у детей любви к природе”. Вы встретитесь с учителем литературы (Ф.И.О.). Она расскажет, как развивать речь детей через общение с природой. Вместе с детьми Вы примете участие в играх и конкурсах”.

6. Анкета для родителей, которую они должны заполнить дома и возвратить учителю за неделю, для обработки информации:

- Любит ли Ваш ребенок природу?
- В чем это проявляется?
- Часто ли Вы с ребенком бываете на природе?
- Как проходят такие прогулки?
- Приходилось ли Вам с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
- В чем испытали трудности?
- Что бы Вы хотели узнать на собрании?

7. Родительский комитет и библиотекарь оформляют выставку книг и журналов по собрания, фотостенд с классными и домашними фотографиями, рассказывающими о поездках за город.

8. Плакаты с изречениями великих людей:

“Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной”. (И.И.Левитан)

“Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства”. (П.И.Чайковский)

Ход родительского собрания.

I. Организационный момент.

Тихо звучит запись песни Ю.Антонова “Не рвите цветы”, присутствующие рассматривают выставки, принимают участие в определении лучшего детского рисунка.

Занимают места за “круглым столом”, где стоят вазочки с незатейливыми композициями из сухих цветов, лежит бумага для ответов, карандаши, а также все необходимое для “урока труда”, который состоится в конце встречи.

II. Основная часть собрания.

1) На фоне песни “Малиновый звон” учитель читает слова В.А.Сухомлинского:

“Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни”.

2) Анализ анкеты для родителей и дискуссия по предложенным в ней вопросам.

3) Практическая работа с родителями по ситуации:

- Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и ветрено. “Опять погода испортилась”, - подумаете вы. А что скажите ребенку? О чем вы будете с ним говорить? (Обсуждение)

4) Конкурс на лучшую “зеленую тетрадь” - альбом или папку – раскладушку, в которую войдут стихи, загадки, пословицы, приметы, интересные наблюдения из жизни растений и животных, занимательные вопросы, стихи, загадки, сказки, сочиненные детьми.

Учитель определяет срок изготовления “зеленой тетради” и напоминает, что участие в ее оформлении ребенка – обязательное условие конкурса.

5) Звучат записи на магнитофоне ответов детей на вопросы, касающиеся наблюдений за природой.

Родители внимательно слушают ответы своих детей, а затем проводится беседа, где выясняется мнение родителей о выразительности, образности речи детей.

После этого слово берет учитель русского языка и литературы, где она объясняет, как надо работать над стихами, загадками о природе, дает советы, как обогащать речь детей эпитетами, сравнениями.

6) Участие детей в собрании (Дети входят в класс под музыку, рассаживаются, головы украшены шапочками с аппликациями цветов и растений):

А)Раздается стук в дверь. Это пришла Красная Шапочка. Она благодарит всех детей за участие в конкурсе стихов о природе и внимательно выслушивает победителей. Сказочная героиня вручает им призы – небольшие фигурки зверей на цветных лентах;

Б) Незаметно входит Незнайка. В руках у него корзинка. Оказывается, Незнайка собрался в лес, но забыл, как определить, какая погода его ожидает;

В) Объявляется конкурс “Знатоки народных примет”. Приз вручается семье, назвавшей больше примет, помогающим определить, какая будет погода – дождливая или солнечная;

Г) Проведение “урока труда” для детей и родителей. Изготовление поделок из природного материала. За лучшую поделку – приз.

III. Итог родительского собрания.

1) Решение собрания:

“В наставницу себе я взял природу – великую из всех учителей”. Следуя примеру великого итальянского художника Леонардо да Винчи, пусть в каждой семье главным учителем и воспитателем станет природа. Раскроем тайны и красоту родной природы через наблюдения, разучивая стихи, пословицы, запоминая загадки и приметы.

Пусть началом большой работы по воспитанию у детей любви к природе будет участие каждой семьи в конкурсе “Зеленая тетрадь”. При подведении итогов будет учитываться не только богатство материалов, но и участие детей в составлении альбомов.

2) С помощью родителей предлагаем оформить для класса книжки – раскладушки под названиями: “Загадки о природе”, “Приметы в природе”, “Стихи о природе”, “Гербарий листьев деревьев и кустарников”.

3)Создать в классе библиотечку книг о природе.

Используемая литература:

1.Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Этикет для малышей, или “Что такое хорошо и что такое плохо” - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

2.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 кл. – М.:ВАКО, 2004.

3.Кочергина А.В., Гайдина Л.И., Жиренко О.Е. Дневник классного руководителя – М.:5 за знание, 2007.

4. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя 1-4 кл. Волгоград: Учитель, 2008.

Приложение. Организация проектной деятельности младших школьников