Урок-обобщение по русскому языку по теме: "НЕ с разными частями речи"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  • систематизировать правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи,
  • совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки,
  • проверить умения и навыки в правописании не и с разными частями речи;

Форма урока: урок-обобщение.

Обоснование использования ИКТ:

  • расширение объёма предъявляемой учебной информации;
  • улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке;
  • повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом;
  • включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества.

Ход урока

I. Разминка “Кто быстрее и правильнее”.

Каждому ряду дается лист с 10 одинаковыми словосочетаниями с “не”.

Не) говоря, (не) умевший лгать, (не) приближался, (не)весёлый, вовсе (не) глуп,

(не) чего, (не)правда, а ложь, (не) замеченный другом, (не) домолвка.

Задание: раскрыть скобки в словах. Тот, кто увидел ошибку у соседа, может исправить. Побеждает ряд, безошибочно и быстро выполнивший задание.

II. Работа с таблицами

- Чем может быть не в словах? (ответы учащихся)

Слайд 1 (см. приложение)

Задание: Определить, какое слово в каждом ряду “лишнее”. Объяснить. Заменить его таким, которое подходит к данному ряду.

1. (Не)удача, (не)покорный, (не)чего, (не) знает.

2. (Не)приблизившись, (не)слышишь, (не)дотрога, (не)(у)кого.

3. Никем (не)тронутым, (не)глубокий, но очень бурный, (не)по-товарищески, (не)убраны.

- Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи

(Ответы учащихся)

Слайд 2

Слитное и раздельное написание не

Не пишется слитно

не пишется раздельно

1) Со словами любой части речи, если слово без не не употребляется.

2) С существ., прилагат. и наречиями на –о-,-е-, если их можно заменить словами, близкими по значению.

3) С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.

4) С отрицат. и неопред. местоимениями (при отсутствии предлога) и наречиями.

1) Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

2) С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.

3) С полными причастиями, имеющими зависимые слова.

4) С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога.

5) В составе частиц вовсе не, далеко не, отнюдь не

III. Упражнения

- С чего начинаем объяснение данной орфограммы? (с определения части речи)

- Что делаем после того, как определим часть речи? (Объясняем условия выбора слитного или раздельного написания)

Задание 1. Работа с текстом. После прослушивания текста выпишите слова с “НЕ”. Определите часть речи. Объясните написание.

Среди известных, но малознакомых птиц вальдшнеп занимает едва ли не первое место. Немного знаем мы о его сумеречной и таинственной жизни в лесных дебрях. И немудрено - лесной кулик ведёт скрытую от постороннего взгляда жизнь отшельника. Мало кому удаётся проникнуть в его загадки - не даёт он рассмотреть себя или приоткрыть завесу неведомого. Эта птица умеет отлично скрываться в чаще леса. Недругов у лесных пернатых много, и самая главная их задача - выжить в нелёгкой борьбе. Лесной кулик-вальдшнеп только для непосвящённых кажется слабым и беззащитным. Его оружие - оперение и умение прятаться. Затаившись, птица сохраняет полностью неподвижность. Любой враг может пройти мимо, не обратив внимания на ворох “живых листьев”. Сам же вальдшнеп замечает всё: его необыкновенно красивые глаза расположены необычно - отнесены далеко назад, к затылку. Это позволяет ему видеть пространство впереди и за спиной. Немногих обитателей леса природа наградила такими задатками и способностями, (Из журнала).

Слайд 3

Задание 2. Зрительный выборочный диктант (выписать словосочетания, объяснить написание)

* (Не) знаю большего удовольствия, чем идти по (не)знакомым дорогам к какому-нибудь лесному озеру.

* Вот откуда-то доносится тревожный крик (не)уснувшей птицы или раздается звук, похожий на чей-то голос.

* Хорошо по жизни пронести счастье, (не) затронутое пулей, верность, (не) забытую в пути.

* Книга - это могучее оружие. Умная и вдохновенная книга (не)редко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).

* (Не)вежду лекарствами не вылечишь.

* Куплен (не)дорогой, но красивый материал.

* Повесть написана вовсе (не)известным молодым писателем.

- Объясните значение слов вдохновенный, невежда.

Слайд 4

Вдохновенный - возвышенный, выражающий подъем творческих сил.

Невежда- человек, который мало знает, необразованный.

Невежа – грубый, невоспитанный человек

Слайд 5

Задание 3. Диагностирующая контрольная проверка. Оцените свои знания по теме и выберите вариант для контроля. (дифференцированный подход: 1 вариант - для сильных учащихся, 2 - для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.)

1 вариант

Выписать словосочетания. Определить часть речи, объяснить написание.

  (Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.

(По А. Чехову.)

2 вариант

Определить часть речи, объяснить написание.

  Не..порученное никому дело, не.. тронется с места, не.. вспахано, не.. прекращающийся всю ночь, не..засеянное поле н.. зеленеет, не..забываемое впечатление, не..сказанное слово, не.. хвали не.. испытанного в деле, не..хоженые тропы, ни.. в.. чем не.. замешан, ни..кто не.. знает, ни..чего не.. помня, не..сжатая рожь.

3 вариант

 Далеко не умен, не засохшие цветы, а живой, невеселый, неразумность, недомогать, некошеный, никем не замеченный, незамерзающий, не обращаясь, не знаю, не закончен, не с кем.

Образец: “далеко не умен” - есть слово “далеко” (конструкция “далеко не”) - пишется раздельно; “невеселый” - прилагательное, пишется слитно.

IV. Домашнее задание.

Составить небольшое связное высказывание, основной мыслью которого была бы пословица “Неправдой весь свет пройдёшь, да назад не воротишься”. По возможности использовать слова с “не”.