Урок русского языка в 4-м классе "Школа России". Тема: "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • совершенствовать умения определять тип склонения у существительных в начальной форме и косвенных падежах;
  • обобщить знания о склонении имен существительных; на основе практического материала показать значение воды в жизни человека и экономике страны;
  • развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы;
  • расширять словарный запас;
  • воспитывать бережное отношение к воде, уважение к труду людей.

Оборудование: Дидактический материал 4-й класс Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, карточки – помощницы, карточки – склонения, тесты, каллиграфический показ Б, б, репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”, перфокарта, дидактические карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Солнышко льёт на вас тёплые лучики. Под ними вы становитесь умнее, внимательнее, добрее. Пошлите мысленно свои тёплые лучики маме, папе, бабушке, всем родным и близким, растениям и животным и пожелайте всем любви и добра.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над определением типов склонения имен существительных и, закрепляя наши умения, поговорим о значении воды в жизни человека и экономике страны, о том, как нужно относиться к воде.

І. Проверка домашнего задания.

1) (Карточки 1 ск., 2 скл., 3 скл.)

(Дидактический материал . с.37 № 18, Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова)

Ребята, я хочу проверить самостоятельность выполнения домашнего задания. Я буду читать существительные, а вы покажите карточками, к какому склонению относится данное слово.

Тишина, утро, дрозд, кадушка, шалаш, сад, яблоко.

- Слов, какого типа склонения вы не встретили в тексте? (3 скл.). Молодцы!

А кто выполнил дополнительное задание?

- Прочитайте слова, которые вы дополнили сами.

Закрыли тетради и положили на край стола.

- Как определить тип склонения имени существительного?

2) Работа с тестами.

- А как вы усвоили теорию?

Проверим вашу теорию с помощью теста.

У вас у всех тесты. Приступили к работе.

Тест. (Приложение № 1)

3) Проверьте тесты по ключам.

- Кто выполнил тесты, проверьте по ключам самостоятельно.

  • 1 вариант 1В, 2А, 3А, 4Б, 5А,В,Е
  • 2 вариант 1А, 2Б, 3Б, 4Б, 5А,Д.

II. Чистописание

У. Продолжил нашу работу в тетрадях.

1) Массаж для рук

Бельевой прищепкой поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги

Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш.
А будешь кусаться – скажу тебе “Кыш!”

2) Оргмомент

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я друзья от вас не скрою-
Ручку, я, вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

3) На доске.

Внимательно посмотрите на данный ряд букв: а, о, б, и, у,

- Скажите, какую букву будем писать на минутке чистописания?

- Объясните, почему?

Напишите эту букву 3 раза.

- Поставьте точку над самой лучшей буквой.

Прочитайте слова. Как они связаны с темой воды?

Дети. Берег болото быстрина

- Запишите эти слова. Определите склонение имён существительных.

- Проверим карточками.

(Учитель показывает указкой на слово, а дети карточками – склонения)

- Запишите слово бережливость. К какому склонению относится это слово?

Д. Это 3-е склонение. Обозначьте его

У. Что обозначает это слово?

Д. Бережное отношение к чему-нибудь, например, к имуществу.

- Словарь Ожегова нам трактует это слово так: “

У. Запишите еще одно слово на букву б - богатство.

- К какому склонению относится это слово? Обозначьте его.

Как вы понимаете значение этого слова?

Д. Обилие материальных ценностей.

-Словарь Ожегова

- Прочитайте предложение. Как вы понимаете значение этого предложения?

- Спишите. Укажите тип склонения имен существительных.

Вода - богатство нашей планеты.

- Самопроверка. Проверьте, так вы сделали? (На доске учитель, поставит склонение, а дети проверят)

III. Словарная работа

- Переходим к следующему этапу урока (Сл.р.)

- У вас на столах карточки. - Выпишите словарные слова и определите тип склонения имён существительных.

У детей на столах карточки с текстом.

1 гр. - Текла река через деревню. Учитель с учениками приходили любоваться её красотой. Решил народ приучить речку к работе. Она может и помочь коров доить, и огород поливать, и пшеницу молоть.

2 гр. Текла река через деревню. Учитель с учениками приходили любоваться её красотой. Решил народ приучить речку к работе. Она может и помочь коров доить, и огород поливать, и пшеницу молоть.

Д. Деревню, учитель, учениками, народ, работе, коров, огород, пшеницу.

У. Определите их склонение.

(1 гр работает с карточками –помощниками) (Приложение №2)

Дети выполняют задание.

Самопроверка. ( на обратной стороне доски выписаны слова и определено склонение)

Деревню – 1 скл, учитель- 2 скл, учениками – 2 скл, народ – 2 скл, работе – 1 скл, коров – 1 скл, огород – 2 скл, пшеницу – 1 скл.

- Как определить тип склонения имён существительных?

IV. Физкультминутка

(Указка с бабочкой на кончике и тренажёр )

Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками

V. Проверка знаний

Бабочка оставила нам небольшое задание и улетела. Просила обязательно выполнить.

1) Работа по карточкам. (2 человека у доски) (Приложение №3)

2) 1 учащийся на месте с перфокартой (Приложение № 4)

3) Комментированное письмо

Пока ребята выполняют задания, мы запишем предложение с комментированием.

Учитель диктует.

Вода течет по каналам, поит хлеба на полях. Добыча и очистка воды требуют больших затрат труда, металла, денег.

- Каково значение воды в жизни человека и в экономике страны?

Запишем только 1 предложение.

Бабочка и нам предложила на выбор два задания: Кто помнит все члены предложения, то мо гут разобрать это предложение полностью, а кто ещё затрудняется, то может подчеркнуть только грамматическую основу.

4). Проверка и оценивание.

VІ. Работа по учебнику

1) Дидактический материал

с. 36 № 17. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова)

17. Прочитайте текст.

Маленькая серовато-бурая птичка ловко пере бегает с камня на камень. Вот она уже на сере дине речки.

Вдруг она прыгнула в воду и погрузилась на дно. Прошло несколько секунд, и птичка выскочила на берег. В клювике у неё добыча — какое-то водяное насекомое. Это — оляпка, или водяной воробей.

(Из энциклопедии “Что такое? Кто такой?”)

Найдите существительные, запишите их в три столбика по типам склонения.

Дополнительное задание. Имена существительные какого склонения, отсутствую в тексте. Допишите 2-3 существительных данного склонения по теме.

2) Проверка

Прочитайте имена существительные 1 скл. 2 скл.

( 1 скл: птичка, речки, в воду, секунд, птичка, добыча, оляпка)

( 2 скл: с камня, на камень, на дно, на берег, в клювике, насекомое, воробей)

- А какие имена существительные подобрали? Какого склонения эти имена существительные?

- Как определить тип склонения?

Физминутка музыкальная

Ой, водичка кипит
Из носочка сочится
А мы в школу все спешим
Нам учиться хочется

Тут вода и там вода
Без воды нам никуда.
И обед сварить, попить,
Грядки – овощи полить.

VІІ. Творческая работа

1) Работа по картине И. Левитана “Золотая осень”

Теперь мы подошли к творческому заданию. Перед вами репродукция картины, с которой мы немного знакомы, вспомните и назовите имя художника и название картины.

Учитель показывает репродукцию картины.

Д. Исаак Левитан "Золотая осень".

У. Задание, которое вы будете выполнять, покажет ваше умение применять знания на практике. Ваша задача составить небольшой связный рассказ по картине, используя опорные слова, которые надо употребить в том падеже, который указан в скобках. Здесь вам понадобятся все ваши знания о словосочетаниях, связи слов в предложении и склонении существительных. Изменяя слова, помните, что они могут употребляться с предлогами, которые помогут вам связать слова в предложении. Вы можете использовать сразу несколько слов опорных в одном предложении или по одному. А может быть и так, что некоторые слова не войдут в ваш текст.

Работаете вы самостоятельно, в конце урока мы послушаем, что у вас получится.

1 – гр.

На (чём?) И. Левитана изображена (что?). Стоит ясный (что?), светит ( что?). Мы видим синеву (чего?), в которой отражаются прибрежные ( что?), и голубизну (чего?). (что?) покрыта ковром из разноцветных (чего?). На опушке (чего?) стоят (что?) и (что?). Они надели жёлтый и оранжевый (что?).

2 - гр.

Картина (П.п,), осень (И.п.), день (И.п.), синева (В.п.), река (Р.п.), голубизна (В.п.), небо (Р.п.), земля (И.п.), ковер (Т.п.), опушка (П.п.), осинки (И.п.), березки (И.п.), наряд (В.п.), пригорок (П.п.), зелень (И.п.), поле (Р.п.), художник (И.п.), красота (В.п.), природа (Р.п.).

Примерный текст учащихся (Приложение № 5)

2) Проверка

Послушаем, что у вас получилось.

VІІI. Самостоятельная работа

(Дополнительный материал)

1) Работа на карточках

Дети работают на карточках.

1 – гр. В тексте (буквы вставлены) найдите имена существительные и определить тип склонения.

Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай полей и садов. Всё доброе на Земле от солнца, от воды, от человека.

2 – гр. Вставьте пропущенные буквы, найдите существительные и определите тип склонения.

В...да поб...ждает засуху, ож...вляет пустыни, повышает ур...жай п...лей и с...дов. Все доброе на З...мле - от солнца, от в...ды, от человека.

2) Проверка

- Назовите имена существительные 1 склонения (вода, засуха, пустыня, Земля).

- Назовите имена существительные 2 склонения (урожай, поле, сад, солнце, человек).

- Назовите имена существительные 3 склонения (нет).

- Какое же значение имеет вода в жизни человека? Как нужно относиться к воде?

Ответы детей.

IX. Итог урока

- Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?

- Кто пополнил свои знания новым багажом?

- Что было трудным?

-Что было интересным?

- Сегодняшний урок заканчивается. За время нашего урока выросло удивительное дерево. Благодаря ему, каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

  • Если урок для вас прошёл плодотворно и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды – яблоки.
  • Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите цветы.
  • Если урок не отличается от прежних и ничего нового он вам не принёс – зелёные листики.
  • А если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то - жёлтый, чахлый лист.

X. Домашнее задание

- Составьте 2-4 предложения о значении воды в жизни людей, определите склонение имен существительных.