Концепция воспитательной работы "Создание пространства совместности"

Разделы: Работа с родителями


Основная идея:

Человек – сам творец своей судьбы, источник собственного развития. Формой развития личности с этой точки зрения выступает самоактуализация (важнейшим критерием развития человека является степень его активности и возможности изменять социум в своих интересах, реализация творческого потенциала). Источником развития при этом выступает собственная активность личности.

Цель:

Создание условий для:

а) формирования коллектива единомышленников;

б) освоения культурных ценностей;

в) общего развития личности.

Задачи:

  1. Мотивация на личностные изменения.
  2. Повышение компетентности в решении трудных ситуаций межличностного общения.
  3. Развитие рефлексии.

Принципы (пространство со = вместности):

  1. Индивидуально-личностный подход.
  2. Коллективизм.
  3. Творчество.
  4. Активность.
  5. Сотрудничество.
  6. Целостность.

К личностным составляющим относятся:

  1. Ответственность.
  2. Активная жизненная позиция.
  3. Адекватное понимание самого себя.
  4. Стремление к самопознанию, самореализации.
  5. Способность совершать свободный выбор и умение строить зрелые межличностные отношения.

Роль преподавателя в со = вместной деятельности:

  • Определение со = вместной деятельности;
  • Пробуждение активности родителей и детей;
  • Организация рефлексивного пространства.

Основные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания – 2 раза в четверть.
  • Индивидуальные беседы – по необходимости.
  • Консультации – 1 раз в неделю.
  • Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в месяц:
  1. привлечение родителей к проведению праздников;
  2. привлечение к организации экскурсий;
  3. привлечение к общественно-полезному труду в кабинете;
  4. привлечение к занятиям в физкультурно-оздоровительном клубе “Спорт – это здоровая семья” - 2 раза в неделю;
  5. привлечение к ведению кружков, секций.
  • Проведение тренингов – 2 раза в месяц.
  • Организация работы классного родительского комитета.
  • Поощрение родителей за сотрудничество.

Выработаны родительские заповеди:

  1. Знайте, что доверие – основное правило в общении с ребенком.
  2. Всегда говорите своим детям правду.
  3. Старайтесь быть примером для ребенка.
  4. Учите правильно оценивать свои поступки и поступки других детей.
  5. Не ставьте целью добиться полного послушания с первого слова, дайте возможность ребенку убедиться, в чем он прав или не прав.
  6. Постоянно читайте вслух книги своему ребенку.
  7. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка и приглашайте их в дом.
  8. Вечером всей семьей обсуждайте, как прошел день.
  9. Проводите активный отдых всей семьей.

Темы родительских собраний:

1 класс

  1. Здравствуй, школа.
  2. Быть родителем – это ответственно.
  3. Особенности адаптации первоклассников к школе.
  4. Развитие внимания у детей и пути его повышения.
  5. Деловая игра с целью выявления отношения к школьной жизни.

2 класс

  1. Первые отметки.
  2. Все мы родом из детства.
  3. Умеете ли вы любить своего ребенка.
  4. Проблемы в отношениях мужчины и женщины.
  5. Общественная деятельность, как процесс формирования зрелой личности.

3 класс

  1. Моя семья – моя радость.
  2. Проблемы насилия среди учащихся.
  3. “Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью” (семейное чтение).
  4. Капризы и упрямство.
  5. Психологические особенности третьеклассников.

4 класс

  1. Психологические особенности четвероклассников.
  2. Половое воспитание детей, каким путем идти.
  3. Отцы и дети.
  4. Учимся сотрудничать.
  5. Мы – выпускники начальной школы.

Для подготовки и проведения родительских собраний используются диагностические методики разных авторов [1-10].

Собрания проводятся в разных формах и разными методами. Очень удачно проходят в форме деловой игры, тренингов, семинаров, дискуссий, где выступают психологи, врачи, педагоги.

Темы собраний могут меняться, это зависит от родителей и их заинтересованности.

После знакомства с родителями, выяснения семейного статуса, родители делятся на группы:

  1. Проводят и готовят праздники;
  2. Кружки по интересам (кукольный театр, вязание, яркие краски, умелые ручки);
  3. Организация выставок, экскурсий;
  4. Спортивные мероприятия, работа в клубе “Спорт – здоровая семья”

Стараемся вовлечь всех родителей.

Другой важной функцией классного руководителя является стимулирование здорового образа жизни. Идея здорового образа жизни должны:

  1. Быть идеями самого классного руководителя и родителей.
  2. Пронизывать всю организуемую ими жизнедеятельность.
  3. Реализовываться не через фронтальный подход, а как стимулирование у каждого воспитанники создание личной программы оздоровления.

Деятельность учащихся – основа воспитания, ибо в ней возникают, реализуются и усваиваются всесторонние отношения к окружающему миру. Во внеурочной деятельности учащихся под руководством классного руководителя и родителей наиболее выигрышной является методика КТД.

Эта методика применяется с 3-го класса. На первом этапе класс делится на инициативные группы, которые осуществляют сбор материала по данной тематике. На втором этапе разрабатываем общий сценарий, который будет осуществляться всеми группами ребят и отдельными родителями. На третьем этапе идет выступление по разработанной программе, выполняется пять условий педагогического успеха КТД:

  1. Равноправное сотрудничество между классным руководителем и родителями, быть со-товарищами и со-партнерами;
  2. Личностно-гуманное отношение к родителям;
  3. Индивидуальный подход к каждому родителю, т.е. решение задач от слушателя к предмету, с опорой на его способности, опыт и профессионализм;
  4. Деятельность должна быть социально ценной, значимой и интересной для родителей и детей;
  5. Социальная роль родителей и детей в процессе со=вместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего на роль подчиненного на со=управление, и наоборот).

КТД дает предполагаемый результат: СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕНИК, РОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ
Реализация и развитие своих способностей;

Расширение знаний об окружающем мире;

Приобретение навыков проектирования;

Проявление организаторских умений;

Закрепление коммуникативных навыков;

Формирование способности к анализу.

Развитие творческого потенциала;

Совершенствование организаторских способностей;

Изучение классного коллектива;

Объединение учащихся, педагогов, родителей;

Управление процессом развития личности школьников;

Развитие способности к анализу.

Формирование коллектива единомышленников;

Освоение культурного пространства;

Формирование личности.

Много положительных моментов дарит эта методика, я назову те, которые открыла в своей работе в процессе ее использования:

  1. В КТД есть дело каждому, даже самому тихому и неспособному.
  2. В процессе участия в КТД выясняется, что неспособных нет вообще.
  3. У детей открываются таланты, о которых они не подозревали.
  4. Учащиеся теряют свои комплексы.
  5. Все становятся артистами, налаживаются отношения.
  6. Приобретаются обширные знания.
  7. Вырабатывается сплоченность коллектива (коллектив единомышленников).

В ходе организации, взаимодействия мы стараемся обучить родителей доступным им методикам, формам работы с детьми в семье.

Роль преподавателя со=вместной деятельности я вижу в помощи – определить цель, отыскать оптимальный путь к ней и пробудить активность родителей и детей, как выражение его субъектности в поиске креативного решения проблемы, что в сущности есть преодоление стереотипности своего мышления.
Результатом деятельности преподавателя является развитие творческих способностей, приобретение жизненного опыта, познавательная активность, вводящие родителей на новый виток саморазвития.

Литература:

  1. Личностно-ориентированная гуманистическая парадигма развития личности (Берулава Г.А.);
  2. Концепция реориентации (Е.В. Сидоренко);
  3. Развитие навыков общения у родителей (Ю.Б. Гипенрейтер, И.М. Марковский);
  4. Родительская любовь как проявление родительских чувств (Спиваковская А.С.);
  5. Упражнения А.С. Прутченкова;
  6. Анкета “Успех ребенка”, “Можете ли вы добиться успеха”;
  7. Анкета “Насилие среди учащихся”;
  8. Тестирование учащихся “Жизнь в школе”, “Подготовка к проведению массового мероприятия”, “Анализ проведенного мероприятия”, “Характер отношений между учащимися”, “Характер проведения свободного времени”, “Подведение итогов работы за год”;
  9. Программа изучения личности учащегося;
  10. Размышление о жизненном опыте (Щуркова Н.Е.).

Список приложений:

  1. Приложение 1. (Презентация “Педагогическая концепция классного руководителя”).
  2. Приложение 2. (Конспект родительского собрания “Ох уж эти уроки!”)