Классный час "Что пили на Руси"

Разделы: Классное руководство


Форма проведения: Беседа-диспут с элементами игры

Цели проведения:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о напитках, их употреблении, пользе и вреде;

2. Развить у учащихся интерес к истории, литературе, химии, биологии, культуре;

3. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей, эстетического восприятия окружающего мира, умения ясно и логично выражать мысли;

4. Воспитать чувство дисциплины и коллективизма;

5. Привить практические навыки.

Оборудование:

1. Стенд с фотографиями сосудов для напитков.

2. Чайные столы.

3. Древнерусские напитки.

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА :

Беседа-диспут с определением того, что пили и пьют на Руси.

2. Современные напитки и их историческое происхождение.

3. Крепкие напитки. История их появления в России.

4. Исконно русские напитки (дегустация)

5. Чай как средство общения, культура народа.

6. Конкурсы “Угадай, что за чай”, “Угадай, что за варенье”, “чайные” частушки и другие.

7. Заключительное слово.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель предлагает учащимся назвать напитки, которые они или их знакомые и родственники употребляют в пищу. Затем предлагается рассказать историю этих напитков. Вот некоторые из них:

ВОДКА.

Это присказка к повествованию о том, что и как приготовляли и пили на Руси.

“Руси есть веселье питье, не можем без этого быти”, - так аргументировал свой отказ мусульманам (относительно принятия их веры, накладывающей запрет на вино) наш великий предок князь Владимир. Слова эти, конечно, не должно разуметь как-то, что русский мир не мог существовать без “питья”. Иное дело пьянство - порок, разрушающий не только человеческое в людях, но и само представление о вине, как знаке радости и достатка в доме. В отечестве нашем всегда четко разделяли два эти понятия: “вино” и “пьянство”. Никакой почвы не имеет под собой миф о том, что со стародавних времен причастны и предрасположены к пьянству русские.

До христианства на Руси выпивали только по трем поводам: при рождении ребенка, одержания победы над врагом и похоронах. О традиционности пьянства речи не может быть. Однако очень долгое время на Руси преобладала “престижная” форма потребления алкоголя: пиры, стоившие дорого, доступны были князьям лишь и являлись не одним развлечением, но и закреплением дипломатических контактов, торгово-хозяйственных договоров, данью уважения к соседу. Да и пили-то пьяные напитки не в нынешнем понимании слова, а вина медовые, брагу и пиво, куда как уступающие по крепости и превосходящие по качеству теперешние зелья.

Однако и такое употребление алкоголя осуждалось. Один из первых писателей Древней Руси Феодосии Печерский (семидесятые годы XI столетия) сравнивал пьяного с бесноватым, от неразумных действий которого страдают окружающие: “Бесноватый страдает поневоле и может удостоиться жизни вечной, а пьяный страдает по собственной воле и предан на вечную муку”.

В “Поучении” Владимира Мономаха, относящемся к 1096 году, и известном “Домострое” содержались предупреждения против злоупотребления пагубным зельем. В “Наказаниях от отца к сыну” Сильвестра есть такое обращение: “Господи ради, отверзни от себя пьянство. Ибо недуги и все зло рождаются от него!”.

Водку Россия впервые получила от генуэзцев в конце XIV столетия (1398 год), торговавших с нашими предками. Она завозится сначала в Южную Русь, и в первой половине XVI века начинается распространение ее на северо-восток нашего государства.

Продажа ее находилась в ведении “вольной корчмы”, функционирующей сезонно: осенью, после окончания сельскохозяйственных работ, и зимой. Примечательно, что корчмарь избирался народом на строго определенный срок и из людей уважаемых. Кроме того, общинное самоуправление осуществляло меры социального контроля: следило за качеством напитков - преобладали не очень крепкие. Злоупотребление осуждалось, пресекалось и высмеивалось характером и стилем общения в застолье - корчма была разновидностью мужского клуба, подросткам и женщинам пить водку запрещалось.

Массовое потребление крепких напитков начинается на Руси к концу XVI века, когда производство и продажа алкоголя всецело переходит в руки государства. Вернувшись после похода на Казань, Иван Грозный в 1552 году запретил торговать водкой в Москве, позволив пить ее одним опричникам. По высочайшему его повелению “на Балчуге” (на топи) был выстроен особый дом, названный на татарский манер кабаком. Кабак “на Балчуге” стал местом увеселений государя московского и его приближенных, и очень полюбился царю. Очень скоро, однако, правительство приметило в продаже водки неистощимый источник обогащения казны. Из Москвы пошли предписания наместникам прекращать повсюду торговлю питьями, закрывать корчмы и заводить “царевы кабаки”, ставшие практически учреждениями казенной или же откупной продажи спиртных напитков.

В московских царевых кабаках позволялось, однако, пить только крестьянам и посадским. Люди других сословий обязаны были пить напитки у себя дома. Но не все. Мало кто знает, что еще в 1551 году Стоглавый собор представителей высшей церковной иерархии в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы (его решения составили 100 глав) - постановил: людям, занимающимся творческим трудом, не пить ни под каким видом.

В 1555 году боярам и князьям дано было право иметь частный кабак, и это стало для многих желанной целью. Но в 1598 году Борис Годунов категорически запретил частным лицам производить и продавать водку - в городах были вновь открыты “царские кабаки”.

Кабаки стали истинной бедой народной. Нравственное чутье простого люда Московии сразу же увидело в кабаке “невыносимое зло”, само слово “кабак” стало нарицательным и нашло отражение в народном творчестве. Вот спрашивает молодец у коня своего: “отчего не весел? тяжело ли ему седельце? или наездник тяжел?”. Конь отвечает:

“Не тяжело-то седельце черкесское на мне лежит.

И не тяжел ты сам на мне сидишь, А тяжел-то мне твой “царев кабак”.

И жениха-то отныне подбирают с опаской - девушка просит отца своего:

Исходи, родный ты мой, К моему другу названному:

Про житье-бытье разузнай-ка все, как есть оно.

Про житье-бытье, домашество, Он не пьет ли зелена вина?”

Часто упоминаются в народных произведениях “брань кабацкая”, “голь кабацкая”: “Приходил Муромец к погребам питейным, Ходят тут голи кабацкие. Нагольны “горькие пьяницы”.

И пришел русский человек к заключению, что вино - дело нечистое, дело злой силы. И вот в народной фантазии первым винокуром является черт со всеми лукавыми задатками. Народная фантазия пошла дальше - она ему приписала и все чертовские проделки по питейному делу. В легендах он и соблазняет к своему пойлу, и смеется над пьяницами, тащит в кабак и спаивает, и сам же на опойках возит дрова и воду на том свете. Пьяный человек - безвольный человек (Легенда “Пустынник и дьявол”).

Слово “кабак” становится ненавистным народу. Именно поэтому в 1651 году их стали официально именовать кружечными дворами. Но и тут наши предки - бородачи в долгу не остались, переименовав их метко и не без сарказма в “кружала”.

Увеличивающаяся тяга к питию вынуждала правительство принимать ограничительные меры. До царей нет-нет да и доходили просьбы о закрытии кабаков и жалобы на их содержателей. Против пьянства выступало духовенство. В 1652 году проходил собор, в котором участвовал патриарх Никон, и одним из главных был вопрос о кабаках. Утверждена была грамота, вводившая некоторые ограничения на широкую продажу спиртного.

Но недолго несла убытки государева казна, в 1659 году Алексей Михайлович вновь предписывает стараться, чтобы великого государя казне учинить прибыль, и “питухов с кружечных дворов не отгонять”.

Питье водки, вызывавшее “омерзение” и в высших кругах, заставляло и их тоже бороться с народным злом. Но, конечно, по-своему. В 1746 году бесчестную роль кабака попробовали переделать на более благозвучное “питейное заведение”. А еще за год до того Императорская Академия наук выпустила ранее составленные по указанию Петра I знаменитые “Показания к житейскому обхождению”, содержащие обширный свод серьезных и забавных наставлений о поведении молодого человека за столом, где, в частности, велась речь и об употреблении вина: “Первый не пей, будь воздержан, избегай пьянства. Когда тебе предложат, то бери, сколько тебе потребно: пьют зелье крепкое из чарки маленькой, а слабее из той, что поболе. Не перепутай! Помни - алкоголь развязывает язык и связывает разум...”

И если сама Русь уже била тревогу, а Екатерина II так прямо и признавалась, что “пьяным государством и править легче”, то иностранцы писали, что еще к девятнадцатому веку в России, наряду с Норвегией, Швецией, Данией и Пруссией, “народ все еще оставался трезвым”.

В основе спаивания русского народа лежала алчность правительства, получающего от этого немалые в свою казну доходы: в середине девятнадцатого столетия у нас уже было более полумиллиона питейных заведений. И это изменило ситуацию радикально: потребление алкоголя становилось массовым и плохо контролируемым процессом. С этих пор и всеобщее приготовление алкогольных напитков пошло быстрыми шагами вперед, причем, изготовители “водочных изделий” не стеснялись их сдабривать ядовитыми маслами и составами, лишь бы достичь желанного вкуса и цвета.

Общественная активность в борьбе с социальным злом достигла своего апогея в конце девятнадцатого столетия, когда лучшие люди России из самых разных слоев поднялись на битву. Прокатилась волна “трезвенных бунтов”, создавались общества по борьбе с алкоголем, только на русском языке выходило 27 периодических изданий, специально посвященных этой теме. В 1914 году в России был принят сухой закон.

Затем произошли революции, в которых за распечатывание винных погребов полагался расстрел. В. И. Ленин подчеркивал: “...в отличие от капиталистических стран, которые пускают в ход такие вещи, как водку и прочий дурман, мы этого не допустим, потому что, как бы они ни были выгодны для торговли, но они поведут нас назад”.

Позднее Сталин писал другое: “...если нам ради победы пролетариата и крестьянства предстоит чуточку выпачкаться в грязи, мы пойдем и на это крайнее средство ради интересов нашего дела”. Правда, есть у него и иное суждение: “...без водки было бы лучше, ибо водка - есть зло”.

Чуточку ли мы выпачкались в грязи? Отмена сухого закона в 1924 году, отмена последнего закона 1985 года, и...- растет количество вытрезвителей: мужских, женских, появился даже правительственный... А растление через пьянство будущих поколений - значит гибель государства как центра цивилизации, ибо общество пьяное, лишенное нравственного примера, какую бы военную и техническую силу оно ни имело, не может быть центром цивилизации. Уродство никогда никому не удавалось оправдать даже перед самыми темными и забитыми массами. Так зачем же нам пьянство?

О пьянстве, пожалуй, русский народ сложил пословиц и поговорок более, чем о чем другом, что указывало на глубокую язву в народном организме, ведь: “что не болит, то и не плачет”.

Учитель предлагает учащимся назвать несколько пословиц и поговорок о пьянстве.

МЕД

Мед - когда-то составлял любимый напиток наших предков, и крайне жаль, что он вышел из употребления. Сожалели об этом уже в прошлом веке, потому что: “В старину живали деды веселей своих внучат. Тогдашние пиры были весельем, теперь же народ пьет водку, которая его одуряет, и он грустит и безобразничает”. Вот так писали в том столетии, а что говорить нам...

И немудрено, что мед пользовался популярностью - алкоголь меда обладает иным увеселительным свойством, чем картофельная водка. Мед есть то же вино, но его можно сделать любой крепости в сладости. Чем более будет сахару, тем крепче будет мед, но и в этом случае не будет он так дурманить голову. А если не всему сахару перебродить в вино, то брожение станет продолжаться, и в бутылке разовьется углекислый газ, как в шампанском, и будет шипучий мед. От долгого хранения в меде разовьется и особый аромат.

В давние времена, когда сахар известен не был, вино, пиво и водки подслащались только медом, и поэтому медом назывались на Руси всякие напитки.

Напиток из меда с водою, хмелем и пряностями мог быть - вареный бутылочный, питейный, броженый, кислый. Если его парили, глухо замазав, в вольном духу или переваривали на ягодах, то получали ставленый я ягодный меда: мед малиновый, вишневый. Помните: “Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало!”.

Мед был не только для увеселения, но и полезен от болезней желудка, кишечника, при нервных, легочных и сердечных заболеваниях. И во времена, когда не было медикаментов, готовили всевозможные медовые напитки - приятные и лечебные одновременно.

Дегустация одного из медовых напитков - сбитень, изготовленный по старинному русскому рецепту. Дается рецепт и говорится о его пользе и способе применения.

КВАС И МОРС

После воды в России прошлой наиболее распространено было питье кваса, даже более пили его, чем воду, по крайней мере, на севере. Там он вместе с кислою капустой служил единственным средством спасения от цинги в течение долгой зимы, когда не было никакой зелени. В народе даже ласковое название дано было квасу, хорошему, конечно, не просто квас, а квасок. Лучшие квасы славились по всей Руси. В начале девятнадцатого века знаменит был приготовленный на Надеждинской улице в Петербурге, продавали который под именем Костромской.

Нередко квас предпочитали и пиву, в приготовлении которых разница невелика. Квас делался из ржаной муки и ржаного солода и подвергался кислому брожению, тогда как пиво готовилось обычно из ячменя и не допускалось до брожения. В квасе редко бывало более двух процентов алкоголя, тогда как в пиве три-четыре, а в крепких доходило и до восьми. Кроме того, его портили часто прибавками чего-нибудь одуряющего, не только хмеля. Да и утолял жажду квас куда, как лучше пива. Пили его и женщины, и дети. И никакая работа в поле, например не обходилась без кваска.

Квас не только пили, но это был самый простой и притом самый необходимый продукт в домашнем хозяйстве для закваски борща, щей, для жаренья говядины. Особенно хорош для этого был домашний белый, как называли eго, квас. И недаром исконно русский напиток нашел добрый отклик в народном творчестве, особенно в пословицах и поговорках. Например (учащиеся приводят примеры).

Кроме кваса на Руси широко использовали другой напиток - МОРС - это отвар различных ягод соединенный с их соком. Дегустация - Морс из черной смородины.

ЧАЙ

Напиток под названием “чай” известен в мире уже более пяти тысяч лет. Совершенно невозможно представить себе жизнь без чая. Сейчас, наверное, нет такого человека, который бы не знал, что это за напиток. Но было время, когда чай употребляли только в Китае, который и считается его родиной. И даже тогда, когда этот напиток стали с удовольствием пить в других странах, его так и называли “китайская травка”.

Родина чая - субтропические леса Юго-Восточной Азии, южные районы Китая, Бирма, Северный Вьетнам и штат Ассам на северо-востоке Индии у подножия Гималаев. Здешний дикорастущий чай - деревья до 10 м в высоту, со стволами диаметром более полуметра. Чайное дерево любит тепло, листья у него тонкие, как перепонка, а не кожистые, как листья большинства деревьев.

На Шри-Ланке (бывший Цейлон), острове в Индийском океане, производство чая – ведущая

отрасль хозяйства. Здесь подбирают сорта чая для каждой из плантаций в зависимости от местных условий, с учетом особенностей почвы, климата, влажности воздуха.

Если дикорастущий чай - дерево, то культурный чай - кустарник, хотя бы потому, что у него постоянно срезают верхушки молодых побегов и листья - флеши. Только кусты дают тот чай, который мы любим.

Тщательно собранные и разобранные по сортам листья высушивают и подвергают специальной обработке. Для сохранения аромата и придания листьям прочности их окрашивают и ароматизируют, пропитывая различными запахами. Так и получаются различные сорта чая.

Из всего многообразия представленных сейчас в магазинах сортов лучше выбрать цейлонский. Хороший чай должен быть расфасован только в стране произрастания.

Как известно, чай бывает зеленый, желтый, красный и черный. Черный чай, на котором мы пока остановим свой выбор, также подразделяется на разные категории и сорта в зависимости от способа переработки и состава. Особенно ценится чай крупно листовой. Девушки нежными мягкими пальчиками осторожно срывают с кустов первые раскрывшиеся листочки. Знаменитые цейлонские чаи “Юни-та” и “Маброк” по праву соперничают на мировом рынке с чаями старейших английских фирм “Принц Уэльский” (плантация принадлежит королевской семье), “Эль грэй”, “Ахмад ти” (два последних производят с ароматическими добавками). Запахи киви, ананаса, дыни нам приятны и знакомы, а вот аромат бергамота не все сразу могут оценить. Его, кстати, часто добавляют в “Ахмад ти” и “Дилмах”. У нас многие ошибочно считают бергамот дикой грушей. Это не так. Цейлон - единственное место в мире, где произрастает это вечнозеленое растение с плодами, похожими на грушу, и с неповторимым изящным, тонким и в то же время терпким запахом.

Чай, который мы употребляем, разделяется по районам производства и по сорту. Иногда к сорту добавляется номер - чем он выше, тем лучше чай. Наиболее богат экстрактивными веществами, таннинами и кофеином индийский чай, дающий густой терпкий настой с вяжущим вкусом. Чай цейлонский терпкий, с тонким ароматом, китайский более других мягок и ароматен. Чаи грузинский и азербайджанский близки по качествам к китайскому, а краснодарский - к индийскому.

В зеленом чае содержится больше таннинов и витаминов, хорошо выражен вкус, аромат и цвет. В чае имеется почти весь комплекс витаминов, содержатся также белковые соединения (около 17 аминокислот), углеводы. Кофеин чая, кстати, не определяет его крепости. Так, китайский чай содержит очень много кофеина, но по крепости относится к слабым сортам. Показатель крепости - терпкость настоя, появление “сливок”, когда на поверхности виден легкий пушок: смесь кофеина с катехинами. В нежных, ароматных чаях с высоким содержанием эфирных масел “сливок” нет.

Аромат чая определяют эфирные масла, которых содержится до 20 наименований, 15-20% чая составляют дубильные вещества. Таннины придают чаю терпкость, темно-коричневую окраску, вяжущий вкус.

Крепкий сладкий чай - противоядие от наркотиков и алкоголя, чай с лимоном хорош при простуде, крепким холодным чаем промывают глаза. Степень концентрации чая может влиять на сон, действуя как снотворное или, наоборот, вызывая бессонницу. Крепкий чай, по мнению ряда ученых, не опасен для организма, опаснее большое количество воды, которое вводится в организм с чаем, перегружая сердце. Как пример приводятся шотландцы, которые пьют очень крепкий чай и отличаются отменным здоровьем, долгожители - китайцы, употребляющие много чая, выносливы, а японцы сильны и выдержаны.

Крепкого чая выпивается гораздо меньше, а пользы - больше. Японцы, корейцы и китайцы используют для чая чашки по 30 - 50 грамм, пьют его часто и понемногу.

В Европе и США предпочитают пить черные сорта чая. В Средней Азии любят зеленый чай, а также плиточный чай - спрессованный низкосортный чай и зеленый лист.

“Цветочный чай” изготавливают не из цветков чая. Это самые нежные верхушки листьев. Для аромата туда добавляют высушенные цветки жасмина и душистые травы.

В Европе чай появился гораздо позже, только в начале XVI века. Сюда его привезли купцы, которые закупали в Азии и распространяли по миру многие диковинные в ту пору продукты. Привезти-то они его привезли, а вот как употреблять, не научили.

По этому поводу рассказывают забавный случай, который произошел на званом обеде у одного из английских герцогов, когда на стол был подан салат из чайных листьев. Он, конечно, был очень горьким. Все приглашенные, пробуя салат, морщились, но отказываться от угощения было неудобно, не позволял этикет, и все ели это горькое и несъедобное блюдо. После такого угощения у одного из гостей участилось сердцебиение, а другие и вовсе почувствовали себя плохо. Чай перестали покупать и даже требовали, чтобы его запретили ввозить в страну. Прошло еще много лет, пока европейцы узнали, что чай надо не есть, а пить разбавленный настой из чайных листьев и что чай не только утоляет жажду, но и очень полезен для здоровья.

Чай - это богатейшая аптека. Чайный лист содержит стимулирующие вещества, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае - в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Чай стал идеальным напитком для путешественников, моряков и лиц других профессий, которые в силу особенностей работы были вынуждены выдерживать большие физические и эмоциональные нагрузки, среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.

А когда же чай стал известен в России? В 1638 г. царский стольник Василий Тюменец, будучи послом в Монголии, впервые попробовал на пиру питье, которое ему понравилось, и Алтын-хан послал русскому царю Михаилу Федоровичу несколько пудов чая. В России чай получил широкое распространение особенно в северных и восточных областях, в Сибири и Средней Азии. Правда, долгое время этот напиток считался редким, пили его представители знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. По этому поводу Василием Андреевичем Жуковским были написаны такие шуточные стихи:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.

А я отроду не знаю, как же этот чай варить

Взял тогда, налил водички, всыпал чай я весь в горшок.

И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,

Остудил его немножко. На господский стол подал.

Гости с барином плевались. Сам он ажио озверел

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся: “Чем же мог не угодить?”

А потом-то догадался, что забыл я посолить.

В настоящее время чай прочно вошел в нашу жизнь, и мы не представляем себе существование без этого напитка. Чаепитие на Руси - это целый обряд, который, к сожалению, в последнее время забыт. Для чаепития было определено строго определенное время и вокруг стола, как правило, круглого или овального, собиралась вся семья или просто близкие люди. За чашкой чая шли неспешные разговоры, решались (мирно!) все проблемы. Это отразили в своем творчестве великие русские художники, писатели, композиторы. Но и сам, русский народ не остался в стороне: огромное количество пословиц и поговорок связано с чаепитием (учащиеся приводят примеры), а сколько придумано частушек! Давайте некоторые из них споем, каждый стол поет свою частушку (приложение 1).

Далее проводятся конкурсы, для участия в которых приглашаются по представителю от каждого стола.

1 конкурс: “Что за чай?”

Нужно определить, что входит в состав заварки. Предложено пять видов чаев (приложение 2).

2 конкурс: “Из чего варенье?”

Нужно определить, что входит в состав варенья. Предложено пять видов варенья (приложение 3).

Затем учащиеся приглашаются к чаепитию, подводятся итоги конкурсов, отмечается участие в классном часе и награждаются победители и самые активные.

Заключение.

Мне очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда могли принять гостей, чтобы ваш дом всегда был радостным и уютным и на сердце у каждого вошедшего в него было тепло от этого.