Внеклассное мероприятие "Лабиринт экономических знаний"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Образовательные:
    • закрепление знаний обучающихся в игровой форме по предметам спеццикла «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет», «Основы экономической теории», «Экономика организации», «Налоги и налогообложение».
  • Воспитательные:
    • воспитание чувства ответственности за свои знания, умения и навыки;
    • формирование чувства коллективизма и ответственности за порученное дело;
    • привитие интереса к получению дополнительных знаний по изучаемой специальности.
  • Развивающие:
    • расширение кругозора обучающихся;
    • развитие логического мышления;
    • укрепление быстроты реакции.

Оборудование:

  • вопросы с ответами;
  • настольные лампы с лампочками цветов: красный, желтый, зеленый;
  • эмблема игры;
  • эмблемы и бейджики трех фирм;
  • песочные часы;
  • схемы «Лабиринт», «Крестики-нолики», «Мишмаш»;
  • маркеры трех цветов;
  • магнитофон;
  • компьютер с проектором;
  • экран.

План:

1. «Вопросы в поэтической строке». Пять вопросов к отрывкам различных стихотворений.

2. «Устами младенца глаголит истина». Театрализовано обучающиеся представляют несколько определений одного понятия, необходимо узнать о чем идет речь

3. «Экономический лабиринт – путь к вершине успеха!». Президенты фирм проходят «Лабиринт», вице-президенты решают «Крестики-нолики», менеджеры вместе с сотрудниками отгадывают «Мишмаш».

4. «Узнай меня!» – конкурс со зрителями.

5. «Нас спрашивают – мы отвечаем». Блиц-опрос по спец предметам.

6. Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и участники игры. Президент Гарвардского университета доктор Лоренс Лоуэли сказал: «Существует лишь одна вещь, которая может развить ум, - это добровольное использование ума самим человеком. Вы можете помогать ему, направлять, советовать и вдохновлять его. Но развить ум может только собственное желание и усилие в этом направлении. Полученный результат будет находиться в прямой зависимости от того, что вы в него заложите».
Сегодняшняя игра потребует от вас определенных экономических знаний, смекалки, сообразительности, наблюдательности и понимания сущности отдельных экономических явлений.
Успешно завершить игру вам помогут полученные знания по таким предметам как «Теория бухгалтерского учета», «Основы экономической теории», «Налоги и налогообложение» и другим, и конечно, ваши жизненные наблюдения за окружающим миром.

Участники игры представляют три фирмы:

  • «Красная гвоздика» в лице президента, вице-президента, менеджера,
  • «Желтый чемоданчик» в лице президента, вице-президента, менеджера,
  • «Зеленый ковер» в лице президента, вице-президента, менеджера.

– Каждая фирма имеет своих сотрудников, которые в нужный момент могут помочь своей администрации.  (Сотрудники имеют бумажные флажки соответствующих цветов).
Итак, участники игры представлены, а кто же будет учитывать результаты? Для этого создан координационный центр в составе: за компьютером ____________, ей помогает ____________ . Они будут фиксировать правильные ответы и подводить итоги.
Мне как ведущей помогает наш секретарь-референт ___________________ .
Готовность к ответу фирма подтверждает зажиганием лампы-сигнала.
Хочется пожелать удачи нашим участникам.
Мудрец сказал: «Дорога в тысячу лье начинается с одного шага».

ПЕРВЫЙ КОНКУРС «Вопросы в поэтической строке»

– Поэты по-разному определяли существо поэзии. Известна формула Колриджа (Колридж Сэмюэл Тейлор (1772-1834) английский поэт и литературный критик): «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». Некоторые знания в области поэзии будут хорошим багажом и для будущих экономистов.

1. В стихотворении Вениамина Бутенко есть такие строки:

Бухгалтеры – народ бумажный,
Сухой, сидячий и чернильный,
Физически не очень сильный,
Но, тем не менее, – двужильный.
Бухгалтеры подков не гнут,
А множат, вычитают, делят,
И линию одну ведут:
Чтоб дебет выше был, чем кредит.

– Прав ли поэт в том, что дебет всегда должен быть больше, чем кредит?

Ответ: Нет, дебет должен быть больше, чем кредит на активных счетах, а на пассивных – кредит должен быть больше дебета.

2. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкина есть такие строки:

Онегины шкафы отворил:
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.

– Правильно ли А.С. Пушкин называет книгой тетрадь расходов?

Ответ: Тетрадь расхода – это учетный регистр. А регистры бухгалтерского учета представлены книгами, ведомостями, журналами, карточками.

3. В поэме Н.А. Некрасова «Современники» Зацепин говорит:

К религии наклонность я питал,
Мечтал носить железные вериги,
А кончил тем, что утверждал
Заведомо подчищенные книги…

– О каких книгах идет речь в этой цитате?

Ответ: О бухгалтерских книгах, в которых фиксировались хозяйственные операции.

4. В стихотворении «Пять быков» Н. Гумилев писал:

Я служил пять лет у богача,
Я стерег в полях его коней,
И за то мне подарил богач
Пять быков, прирученных к ярму.

– Включается ли стоимость этих пяти быков в совокупный налогооблагаемый доход работника?

Ответ: Стоимость этих пяти быков включается в совокупный налогооблагаемый доход работника.

ВТОРОЙ КОНКУРС «Устами младенца глаголит истина»

– Сейчас из уст девочек детского сада «Солнышко» мы услышим несколько определений одного понятия, а вам нужно определить, что это и быстрее нажать сигнал.
Пожалуйста, девочки.

1. (БЮДЖЕТ)

С ним связано понятие профицита.
Его неразумно тратят.
Его недостаточно для каждой страны.
Это бывает в государстве и в каждой семье.
Его основными доходами являются налоги.

2. (БАНКРОТ)

Организация, которая не может платить по своим обязательствам из-за отсутствия финансовых средств.
Этим может быть и физическое и юридическое лицо.
Человек, у которого остались одни обязательства.
В прежние времена данную категорию физических лиц сажали в долговые ямы.

3. (ЦЕНА)

Большая, противная, жадная и кусается.
Хочется, чтобы она была поменьше.
Может быть такая политика
Может упасть и подняться.
Раньше они были, будто прибитые гвоздями, а теперь скачут будто резиновые мячики.

4. (ДЕНЬГИ)

Доставляют массу удовольствия, приводят в отчаяние, ставят на вершину, сбрасывают в пропасть, поднимают настроение, сводят с ума, способствуют рождению и доводят до самоубийства.
То, что в разных странах разное.
То, что приятно держать в руках.
То, чего никогда не хватает.
То, на что можно приобрести товары.

5. (АКЦИЯ)

Это слово женского рода, бывают разные: дорогие и дешевые, большие и маленькие, цветные.
Их выпускают разные организации.
На нее ничего нельзя купить, но она стоит определенную сумму.
Если их много, то это пакет.
Это один из видов ценных бумаг.

6. (БАНК)

Это слово имеет итальянское происхождение.
Раньше это было в одном экземпляре, а сейчас тысячи.
С помощью этого действуют все предприятия и организации.
Может лопнуть как воздушный шар.
Здесь приумножается то, чего людям постоянно не хватает.

Ведущий: Координационный центр подводит итоги двух конкурсов.

«Красная гвоздика»                    баллов;
«Желтый чемоданчик»              баллов;
«Зеленый ковер»                        баллов.

ТРЕТИЙ КОНКУРС «Экономический лабиринт – путь к вершине успеха»

На все задания дается 2 минуты. Кто готов – дает сигнал. Время пошло. (Ставит песочные часы.)

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС «Узнай меня» – игра со зрителями.

– Этим конкурсом мне хотелось бы проверить вашу наблюдательность. Каждой профессии присуще свои особенности: в одежде, в поведении, в характере. И сейчас, вашему вниманию будет предложено несколько персонажей, которые несут в себе характерные черты конкретных профессий. Узнавший поднимает руку и за правильный ответ может получить приз.

Первый портрет   Бухгалтер.
Второй                  Портной-закройщик.
Третий                  Автомеханик.
Четвертый            Повар.

Ведущий: Координационный центр, пожалуйста, результаты за три конкурса.

«Красная гвоздика»                    баллов;
«Желтый чемоданчик»               баллов;
«Зеленый ковер»                         баллов.

ПЯТЫЙ КОНКУРС «Нас спрашивают – мы отвечаем»

– Наши участники уже изучили достаточно много нового, и сейчас мы посмотрим, насколько быстро они смогут ориентироваться в этом море понятий. Условия конкурса таковы: звучит вопрос для всех трех фирм и та, которая знает ответ – дает сигнал. Внимание, вопрос!

  • Личное влияние человека на коллектив. (Авторитет)
  • Левая сторона бухгалтерского баланса. (Актив)
  • Коммерческая деятельность субъекта. (Бизнес)
  • Зарытые в землю ценности. (Клад)
  • Особенность человеческого характера, отличающая одного человека от другого. (Индивидуальность)
  • Левая сторона бухгалтерского счета. (Дебет)
  • Профессионал в управлении фирмой. (Менеджер)
  • Денежная единица страны. (Валюта)
  • Сведения, содержащиеся в документе. (Реквизиты)
  • Человек, пользующийся авторитетом и влиянием в организации. (Лидер)
  • Итоги записей по дебету и кредиту счета. (Обороты)
  • Ввоз товаров из-за границы. (Импорт)
  • Денежное или материальное поощрение за особые успехи в деятельности. (Премия)
  • Название синтетического счета 50. (Касса)
  • Указание двух счетов и суммы хозяйственной операции. (Бухпроводка)
  • Письменное свидетельство или доказательство совершения хозяйственной операции. (Документ)
  • Способ денежного выражения хозяйственных средств, один из элементов метода бухгалтерского учета. (Оценка)
  • Должностное лицо, имеющее право первой подписи в документах. (Руководитель)
  • Задолженность хозяйства. (Кредиторская)
  • Валюта Российской Федерации. (Рубль)
  • Крестный отец» бухгалтерского учета. (Лука Пачоли)
  • Взаимосвязь, возникающая между счетами. (Корреспонденция)
  • Исчисление себестоимости единицы продукции. (Калькуляция)
  • Лицо, отвечающее за организацию учета на предприятии. (Руководитель)

Ведущий: На этом наш конкурс завершен. Дадим время для подсчета итогов.

– Сейчас две загадки для зрителей. Даже не имея специального образования, логически рассуждая, можно найти правильный ответ.

Вопрос: Итальянский ученый Д. Манчини разделял все счета на «живые» и «мертвые». Эта классификация сохранялась до начала XX века под названием счетов персональных и материальных. Какие счета «живые», а какие «мертвые»?

Ответ: «Живые» счета – счета расчетов с физическими лицами, «мертвые» счета – счета материальных и денежных ценностей.

Вопрос: За каждым счетом стоят определенные физические и ли юридические лица: за счетом 70 – рабочие и служащие, за счетом 60 – поставщики и подрядчики, за счетом 50 – кассир. Укажите лицо, которое стоит за счетом 10?

Ответ: За счетом 10 стоит материально-ответственное лицо (например, кладовщик).

Ведущий: Координационный центр подвел итоги, вы можете их видеть на экране. По итогам игры победителем стала фирма «…». С результатом … баллов она оказалась наиболее подготовленной к прохождению Лабиринта экономических знаний. Я думаю, преподаватели спецдисциплин учтут сегодняшний результат. Остальным фирмам хочется пожелать, чтобы в тяжелых условиях конкуренции – они одерживали победы над трудностями.
Спасибо всем участникам и гостям. Пожелание на будущее – повышайте свой интеллектуальный уровень и дальше, штурмуйте высоты знаний и не останавливайтесь на достигнутом. До новых встреч!