Такая музыка звучит у нас в судьбе

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель (по Лозинской; г. Москва): формирование представления учащихся о собственной причастности к событиям настоящего и будущего.

Задачи:

  • Образовательные – продолжать формирование специальных знаний и умений: выражать отношение эмоционального настроя музыки, живописи через свое видение.
  • Воспитательные – воспитывать чувство любви и патриотизма к своей «малой» Родине, ответственность за ее настоящее и будущее.
  • Развивающиеся – побуждать школьников к творческому отражению окружающей жизни с помощью средств изобразительного и музыкального искусства.

Сверхзадача: воспитание человека, его поиски идеала, его размышление о вечных проблемах бытия.

Содержание урока: настрой на эмоциональное восприятие и поиск истины в творчестве.

Музыкальный ряд: А. Пахмутова «Главное, ребята, сердцем не стареть!»; А. Дементьев «Если сердцем молод!»; А. Петров «Песня о голубых городах»; Барыбина «Тюмень-Сургут!», фрагмент песни «Область надежды».

Изобразительный ряд:

  • репродукции тюменских художников: «Старый город» Ю.Д. Юдина; «Пустырь» Г. Токарева; «Нефтяники», С.А. Струнникова; репродукции А. Рыбьякова, Овчарова; документальное фото; альбом «Газ Западной Сибири» (Москва, издательство «Недра», 1987);
  • портреты Ю. Гуляева, В. А. Нечволоды, Д.И. Менделеева.

Литературный ряд: учебник «Лукоморье. 5–8», стихотворение «Моя Россия» А.Г. Гольденберга; стихотворения «Нефтяной фонтан», «Нефть» В. Нечволоды; газета «Тюменские известия», рубрика «Наследие». Статья «Новое открытие Менделеева», Виктора Горохова, г. Тобольск; «Но новый стих рождается…», Владимира Нечволоды (стихотворение внука поэта В. Нечволоды); «Ода» Скаредновой Анастасии, ученицы 8-го класса, школы №25; изречения школьников по теме урока.

Методические приемы: слушание, «вживание в образ», сравнение, интерпретации какого-либо окружающего мира через образное рисование «звуковыми пятнами», объемное видение развития музыкального образа; «экранизация» песен.

Тип: конструирование знаний в новых условиях.

Форма: интеграция языкового и образовательного пространства (радуга творчества).

Психотерапевтические эффекты: из концепции основателя шведской музыкальной школы Понтвика (образные движения по содержанию песен).

Ключевые слова:

  • «Язык» музыкального искусства» -музыкальный образ, цветовые ритмы.
  • «Язык» изобразительного искусства: картинность, музыкальность, интонация, «язык чувств».
  • Родина, история, народ, судьба, поколение.

Оборудование: видео-, аудио-, мультимедийный центр; мольберты.

Предварительная работа: практикум «Музыкальный язык в живописи», как часть урока –«Музыкальность в литературе»; урок-путешествие «Музыкальная» Тюмень»; «…Остаться людьми, достойными последующих свершений..» (тема «Вечные сюжеты: война и мир»).

Предваряющая домашняя творческая работа: «Истина и красота»; стихи детей по теме урока.

Результат: слышат «картинность» в музыке и чувствуют «музыкальность» в изобразительном искусстве; передают видение окружающей жизни через собственное созидательное творчество; выражают переживания собственного внутреннего мира (психическое состояние души) через музыку изобразительного языка.

Сверхрезультат:

  • на основе приобщения к искусству, сказывается осмысление роли музыки в жизни человека;
  • воспитание потребности учащихся в музыке, отношения к ней, как к необходимому условию познания окружающего мира и самого себя;
  • через музыкальную живопись можно скорректировать негативы в поведении ребенка; направить его на путь истины

Примечание: урок проводится в 8-м классе в III четверти; приобщен к теме «Вечные сюжеты»; по времени рассчитан на 40 минут.

Приложение: презентация «Такая музыка звучит у нас в судьбе».

Слайд № 1. «60-летиюТюменской области посвящается…»

Звучат позывные урока.

Слайд № 2. «Фото Ю. Гуляева на фоне школы».

Группа детей входит в зал, исполняя припев песни «Воспоминание о полковом оркестре», муз. Ю. Гуляева, сл. Роберта Рождественского.

Припев.
Прости, красавица, что жизнь походная,
Вновь расставания тебе сулит.
Не зря начищена труба походная
Такая музыка звучит у нас в судьбе… (Проходят на места.)

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Учитель. На нашем уроке мы сопоставим художественное слово и музыку изобразительного языка, передадим свое видение музыки через цветовую гамму, собственное отношение к произведениям искусства, определим лад через цветовые ощущения.

Интонация мелодии передаст эмоциональное состояние природы и человека в произведениях композиторов второй половины XX века.

Максимальное использование вами ритмических и мелодических средств выразительности помогут передать личностное отношение школьников к уроку и воссоздать музыкальный образ фрагмента жанрового спектакля.

Философское осмысление содержания звуковой палитры песен композиторов второй половины XX века – есть залог вашего успеха.

ХОД УРОКА

Слайд № 3. Фотографии тюменских художников; тюменского поэта-самородка В. Нечволода; тюменского композитора, певца Ю.Гуляева

Учитель. Искусство есть своего рода эмоциональная память; позволяет многократно пережить добро и зло, преподать урок человечности. И наш урок, в преддверии празднования 60-летия образования Тюменской области (14 августа 2004 года) мы посвящаем творческому наследию наших земляков, которые через слово, живопись, музыку делятся с соотечественниками самым дорогим, самым заветным, тем, что было выстрадано, что переживалось и обдумывалось многие годы.

Слайд № 4. Фото школы № 25 и портрет Ю. Гуляева.

Учитель. «Всему свой срок: думать о себе, о судьбе своей Родины. У каждого человека звучит своя музыка судьбы», – этими заветными словами Р. Рождественского из песни нашего земляка Ю. Гуляева мы вносим лепту в историю родного края.

Замечательный певец и композитор Юрий Гуляев родился в 1930 году в городе Тюмени, в 1954 году окончил Уральскую консерваторию в Свердловске. Затем пел в Свердловском, Донецком оперных театрах. Был солистом Украинского театра оперы и балета в Киеве. А с 1975 года пел в Большом театре. Юрий Александрович – народный артист СССР с 1968 года. В репертуаре Юрия Гуляева было более 200 песен. Являлся первым исполнителем многих известных песен советских композиторов, в том числе Александры Пахмутовой.

Кроме того, Юрий Гуляев успел сняться в фильме "Украинская рапсодия".

Имя Юрия Гуляева присвоено Тюменской филармонии, где с 1993 года в память о нем проходят Всероссийские конкурсы певцов.

Носит имя известного земляка областная филармония и средняя общеобразовательная школа N 25 г. Тюмени, где ежегодно проходят выставки, концерты, посвященные этому замечательному человеку.

Так каждый человек, каждый гражданин, каждое поколение, оставляет свою страницу в биографии родного города, малой Родины, страны, наполняет ее историю биением жизни, красотой чувств, пульсированием мысли.

Слайд № 5 (эпиграф урока).

Учитель. А эти слова, частицу своей души, вам, о, юное поколение XXI века, завещает буровой мастер Георгий Леонидзе, для которого Сибирь стала вторым домом.

Все помыслы и всю свою любовь
Я, не жалея, отдал строчке каждой
Прославить песней Родину свою,
Обуреваю неизбывной жаждой.
Я корневищами прирос к земле родной,

Учитель. Значимые события в истории нашего края, страны запечатлел наш земляк Альфред Генрихович Гольденберг, который родился накануне Великой Отечественной войны.

События военных лет так надолго остались в памяти будущего поэта, что факт исторического события стал предметом написания стихотворения «Моя Россия», и определил дальнейшую судьбу этого человека: он стал журналистом, писателем, публицистом.

Слайды № 6–12.

Стихотворение «Моя Россия» из рубрики «Улицы детства»

Моя Россия –(показ репродукции Ю. Юдина «Старый город»)
угол Первомайской,
Дом на углу (показ репродукции «Дом Буркова»)
Кусты сирени райской. (показ репродукции «Куст сирени»)
Колонка. Пыль. ( документальное фото. «г. Тюмень, . 40 - е годы)
Дорога. Лебеда.
В тележке на подшипниках – беда…
Дорога. Пыль. Грохочущие танки
И медный марш «Прощание славянки»,
И батальоны в пыльных облаках,
Парящие в дожди на плащ-палатках,
Плывущие в пыли на серых скатках,
Как будто на спасательных кругах...
Моя Россия – двор с кривым забором
Победный май. Лапта и городки.
И вечера с негромким разговором,
Когда сойдутся в круг фронтовики...

Слайд №13. Фрагмент художественного видеофильма «Звезда».

Учитель. «Ушли солдаты в Вечность, но каждой весной, в мае души солдат возвращаются в родной край, чтобы посмотреть на новое поколение…

Во имя чего ушли солдаты в вечность?

Дети. Ради нашего счастливого будущего, во имя мира на Земле, ради процветания края.

Интеграция «языка» изо и музыкального искусств

Учитель. А в каких видах искусства воплощены мир на Земле, родной край, наше настоящее?

Дети. В литературе, киноискусстве, изобразительном искусстве, музыке, скульптуре...

Учитель. А как вы можете выразить будущее через собственное творчество?

Дети. Сочинить песню, передать в звуковой палитре образ человека или значимое событие в жизни конкретного человека или всей страны, написать стихотворение.

Учитель. Каждый из вас в душе художник, музыкант, поэт видит мир по-своему и отражает его «языком» своего искусства.

Скареднова Анастасия (13 лет).А мне настолько близка тема «Родной край», что мои чувства я хочу излить в стихотворении.

Слайд № 14. Репродукции тюменских художников; документальное фото: Герой социалистического труда, буровой мастер Тюменского края Р. Аллояров.

Скареднова Анастасия (8 класс «А», класс коррекции). В живописи я слышу музыку судьбы моего народа, который прошел нелегкий путь в освоении полезных ископаемых Сибири, поэтому я воссоздала живописный портрет музыкальности стиха.

Проба пера. «Ода»

Наш Север не богат «тонами»,
Карьеры даль сюда не манит,
Что завтра: снег иль дождь – не знаешь,
И знаменитым здесь не станешь.
Но здесь, в суровом нашем крае,
Где главный человек-нефтяник,
Дары природы трудно видеть,
В те тайники турист не «внидет»…
Как жизнь сама, идет в исканьях,
Открытий жажде и страданьях,
Так, скважину буря, нефтяник
Всегда томясь гипнозом тайны,
Пройдя болота омут к ней,
Он видит, как струится черноты фонтан…
Кто в жизни хоть единый раз,
Всем телом, тяжестью томясь,
Финал трудов столь ярко видел-
Красу Югов возненавидел.
За – «без труда кричащий вид»
И край свой он благословит»!

Скареднова Анастасия. В моем стихотворении я воплотила образ сибиряка, как человека мужественного, волевого, настойчивого, и передала его музыкальный портрет в тонах бирюзовых, розовых, солнечных. В моей работе вырисовываются образы (указывает, перечисляет на цветовую графику музыки своей творческой работы) тайги, Лешего, первопроходцев…

Учитель. Вот так (указываю на «звуковые пятна», детские художественные работы на мольбертах) наши школьники – музыкальные живописцы через творческое самовыражение в колорите звуков передают картины прошлого и настоящего.

Блок «Музыкальный язык в живописи»

Учитель. Какие средства художественной выразительности вы знаете?

Дети. Линия, пятно, колорит, цветовая гамма.

Учитель. А что общего в изобразительном искусстве и музыке?

Дети. Тема, образ. В изобразительном искусстве присутствует «музыкальность», а в музыке – «картинность».

Учитель. Испокон веков в искусстве во всем разнообразии сюжетов, форм, средств выразительности в художественной культуре человечества господствует сверхсюжет, сверхзадача, сверхобраз. Это...?

Дети. Человек!

Учитель. Назовите звуковые палитры, в которых воплощены значимые события нашего края, нашей страны.

Дети. Война, мирное время, время новостроек.

Учитель. Как мир прекрасен! (Показываю на «звуковые пятна».) Слышим, видим, ощущаем звуки. Что же это? – Упрекнете вы. (На доску выкладываю новое слово «Синестезия», читаю):
«Синестезия» – явление восприятия; способность воспринимать звуки при восприятии цвета; «Цветовой слух».

И Римский-Корсаков, (показывает портрет)
И Скрябин, (показывает портрет)
И Дебюсси (показывает портрет)
Свои шедевры до потомков донесли:
Красочный аккорд
И колорит,
Насыщенный звук
И музыкальный стих.

Учитель. Как говорил русский композитор Н.А. Римский-Корсаков: «Не имеешь фантазии, не имеешь творчества!»

На фоне фрагмента Г. Свиридова «Время, вперед!» дети поочередно демонстрируют творческие работы «Образы Сибири».

Дети. Сибирь! Мощь и красота! Нетронутые запасы богатств! Чистый морозный воздух бодрят человека, не дают ему состариться сердцем. А это самое главное в жизни!

Вокальная группа детей исполняет фрагменты песен второй половины XX века, а другая часть учащихся инсценирует сюжет куплетов.

Слайд № 16. На мониторе «высвечивается» карта Тюменской области, репродукции тюменских художников.

Главное ребята, сердцем не стареть!
сл. С. Гребенникова, муз. А. Пахмутовой и Н. Добронравова

Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы, (встали, маршируют на месте…)
А в этот край таежный
Только самолетом можно долететь. (Имитируют руками крен самолета.)

Припев.
А ты улетающий вдаль самолет
В сердце своем сбереги...
Под крылом самолета о чем-то поет
Зеленое море тайги…

Слайд № 17. На мониторе «высвечивается» карта Тюменской области; «выплывают» репродукция Токарева «Трактористы». Учащиеся надевает на голову оранжевые каски, имитируя образ строителей, исполняют фрагмент песни.


Если сердцем молод
музыка Е. Мартынова, слова А. Дементьева и Д. Усманова

А на карте города нет пока.
Вместо крыши – белые облака.
Если сердцем молод, –
Значит, новый город
Будет наверняка.

Припев.
Я сегодня там, где метет пурга, (образное движение «ветер»)
Я сегодня там, где поет тайга, (образное движение «покачивание елки»)
Я сегодня там, где друзья близки, (хлопают в ладоши)
Нет причины для тоски.

Слайд № 18. На мониторе карта России. «Выплывают» фотографии из юбилейного альбома «Города мира»: здание Газпрома; Собор Василия Блаженного; Эйфелева башня. Ансамбль вокалистов в сопровождении (1-й вариант: детского музыкального оркестра; 2-й вариант: в сопровождение электронной группы музыкальных инструментов) исполняют фрагмент песни.

Песня о голубых городах
из кинофильма «Два воскресения»
слова Л. Куклина, муз. А. Петрова

Города, где я бывал,
По которым тосковал,
Мне знакомы от стен и до крыш. (Cоло блок-флейты, металлофона.)
Снятся людям иногда
Их родные города – (виды Тюмени, Москвы, Парижа)
Кому – Москва, а кому – Париж.
Ну, а если нет следов на асфальте городов,
Нам и это подходит вполне.
Мы на край земли придем, (образное движение по тексту)
Мы заложим новый дом,
И табличку прибьем на сосне.

Слайд № 19.

Песня «Тюмень–Сургут»
слова Ю. Погорельского, муз. Е. Барыбина

(Карта России. Красной мигающей линией выделяется трасса «Тюмень–Сургут». Документальное фото «На вахту. Строительство железной дороги: Тюмень-Сургут».)

Там, где вовсю цвела вода
Проложена дорога.
– Нас догоняйте поезда! –
Сказать ребята могут.
Здесь для больших свершений ширь.
Лишь сильных духом ждет Сибирь,
И нет здесь места мелочным и скользким.
С душой открытий здесь живут,
И трассе быть Тюмень–Сургут,
Ведь речь идет о стройке комсомольской.

Учитель. Природа Тюменского Севера настолько вдохновила поколение второй половины 20 века, что «полились» рекой стихи, песни, кинохроника.
(Звучит видеофрагмент песни «Наш друг-Ямал», неизвестного тюменского барда.)

Друг ты мой, Ямал, Ямал!
Я, как сказку, тебя согревал:
Ты огонь добывал,
Ты страну согревал –
Я с тобой стал счастливым, Ямал!

Учитель. Пройдя все неудачи, потери, невзгоды судьбы, человек, не потеряв себя, все-таки выстоял в невыносимых, тяжелых условиях труда, жизни на Крайнем Севере.

О судьбах людей, о событиях второй половины прошлого столетия мы знакомимся через музыкальное искусство, живопись, поэтическое творчество.

Слайд № 20. «Посвящается геологам…»

Ученик. Аркадий Семенович Кушманов, – наш земляк; механик буровых скважин. За трудовые достижения в 1971 г. Президиумом Верховного Совета СССР был удостоен Орденом «Знак Почета». О таких людях слагают стихи…

Ребенок. Стихотворение неизвестного автора.

Нефтяной фонтан

Хоть на миг замолчи, буран, чтобы каждый услышать мог,
Как трубит нефтяной фонтан в медно горлый огромный рог.
Расступись ты, кондовый лес, чтобы мне увидеть хоть раз:
Как геологи плачут здесь, слез счастливейших не стыдясь!
Они пробуют нефть на вкус и в тяжелых ладонях мнут,
Горячо утверждать берусь: нет прекрасней таких минут!
Кто в болоте тонул и мерз, углубляясь в тайгу-океан,
Тот услышит за сотню верст, как трубит нефтяной фонтан!

Учитель. О чем это стихотворение?

Ребенок. Посвящено геологам, первопроходцам Земли Тюменской.

Династии

Учитель. Очень приятно осознавать, что в нашей школе учатся дети, которые, возможно, в будущем станут продолжателями профессиональных семейных династий.

Дети кратко рассказывают о своей семейной династии:

– Я из династии геологов. Моя семья: дед, папа, мама работают в Тюменском Государственном Нефтегазовом Университете. Возможно, я свою дальнейшую судьбу свяжу с профессией первопроходцев земли Тюменской, а пока мне надо учиться…

Слайд № 21. На экране портрет поэта Владимира Нечволоды, обложка сборника стихов «На земле моей».

Учитель. Слово предоставляется Владимиру Нечволоде, внуку поэта-самородка Земли Сибирской Владимир Нечволода, внук поэта В. Нечволода, ученик 8-го класса.
– А я из династии потомственных нефтяников. Мой прадед Алексей Нечволода писал стихи. По его стопам пошел и мой дед, Владимир Алексеевич Нечволода.

С первого класса он начал писать стихи, и они публиковались в маленьких местных газетах.

В 13 лет он в своем дневнике пишет: «Я хочу стать поэтом!... В 16 лет он поступил в «Училище речного пароходства». Его определили работать на теплоходе, и он стал одним из опытных рулевых.

В дальнейшем его судьба «закинула» на Тюменский Север, до конца своей жизни работал нефтяником. У моего деда Владимира Алексеевича Нечволода была мечта: найти Атлантиду, и он ее нашел, нашел в своей поэзии…Я прочту стихотворения из рубрики

Жемчужина моей России

Нефть…Не катается слово во рту.
Но,
Будто выдох, летит в высоту.
В путь отправляясь,
над грустью не смейся,
Выйди
к болотистым сосенкам тощим,
Карту раскинь,
Пусть прощупает сейсмик
Профиль подземный,
Шаимскую площадь.
Пусть буровая – железное горло –
Выплеснет нефти
Тяжелую прорву,
Рыжую, красную, черную пробу…
Расшевелив подземную утробу…
Сизою дымкою подернут затон.
Нефть.
Слава давних и юных времен.

Логачев Игнат. А я из династии музыкантов. Мой дед, Леонид Беззубов, организовал в Тюмени первый струнный оркестр. Под его именем в 2003 году в Тюмени проходил фестиваль. Мама работает в музыкальной школе № 1, ведет вокал. Конечно, трудно получать два образования одновременно, но мне кажется, что это в дальнейшем определит мою судьбу.

Учитель. Игнат, кем ты себя представляешь в будущем?

Логачев Игнат. Я после окончания школы буду поступать в Уральскую Консерваторию. Сегодня я вам представлю мою авторскую композицию «Прощальный звонок!».

(Примечание: нотный текст не печатается по требованию автора.)

Обобщение и систематизация знаний

Учитель. Какой образ ассоциируется с данными произведениями?

Дети. С образом человека, покоряющего Сибирь!

Учитель. Какие черты характера человека выражены в стихах и музыке?

Дети. Воля, решимость, настойчивость, мужество...

Учитель. Какие события воплощает в «звуковых пятнах» поколение XXI века?

Учитель. А какие идеи, мысли воплощены в изобразительном и музыкальном искусстве, посвященные Тюменскому краю?

Дети (примерные варианты ответов школьников): Песня есть история прошлого. Она может рассказать о жизни людей; …народ хотел увековечить свои мысли, передать различную информацию.
…Человек, его искание идеала, его размышления о вечных проблемах бытия.

Учитель: На ваш взгляд, какая основная тема в песнях о Тюменском крае?

Дети: Любовь к Родине.

Учитель. В своих творческих работах дети так излагают свои мысли о малой Родине (обращаю внимание на экран-доску): Драцкий Константин, ученик 8-го «А» (коррекционного) класса, школа № 25, дипломант I степени интеллектуальной игры 2003 года «Философия поэзии музыки» делится с нами сокровенными мыслями о самом дорогом для него понятии…

Константин Драцкий. Это вечные темы: Родина, любовь к миру, состояние души.

Картина, словно ностальгия души, передается звучанием мелодии, напевами музыки своего народа и возбуждает память о ней.

Тема любви к Родине в искусстве очень важна в наши дни. Она позволяет воспитывать в современной молодежи такие качества, как патриотизм, уважение к народным обычаям и порядкам».

Учитель. На ваш взгляд, какой характерной особенностью обладали соотечественники второй половины прошлого столетия?

Дети. Стремлением к знанию, обучаться наукам, живописному искусству, механике, инженерству, деловитостью, ими обуяла неистовая любознательность, романтическая нетерпеливость.

Учитель. А каковы характерные особенности будущей деятельности юного поколения XXI столетия?

Дети. Поскорее узнать новое, освоить программу школы, создать что-то свое…

Заключение

Учитель: У людей всегда присутствовал «дар жить» и «дар писать, создавать».

Учитель. Как призыв, как завет, как наставление, обращены к вам, юное поколение XXI века, изречения мудрецов Сибири и России. «Благодарная память потомков навсегда сохранит в летописи тех, кто составляет славу и гордость Земли Сибирской!» – такими словами Петра Проскурина, писателя Земли Тюменской, мы подводим итог нашего урока. Слова обращенные к новому поколению, убеждают нас в том, что только стремления к знаниям, сила разума обогащают нашу жизнь интересными впечатлениями. Впереди вас ожидают яркие и впечатления, и открытия, которые запомнятся на всю жизнь. Каждый из нас выберет свою дорогу в жизни! Ибо оттого, какую дорогу вы изберете в жизни, зависит судьба и будущее России.

Все учащиеся. Пройдем ее с достоинством!

Слайд № 16. На карте обозначены крупные города Тюменской области. Красной мигающей точкой выделяются названия сибирских городов. Звучит песня «Область надежды...», музыка неизвестного автора…

Выпало вам быть творцами великих событий,
Счастье растить города и детей, и цветы.
В мире великих людей и великих открытий,
В мире, где просто сбываются наши мечты.
В мире, где помнят еще и про честь, и про совесть.
Где еще песни о главном поют за столом,
Где с уваженьем говорят: «Тюменская область,
Область Надежды, которую Домом зовем…»
(Образными движениями «воссоздают» живописный портрет припева.)

Припев.
Бьет фонтаном Югорская нефть
И отроги седого Урала,
А на юге Тюмени хлеба
Колосятся и лето бушует,
Край родной мой, душа и судьба,
И другой уже, точно, не будет!