Урок биологии в 6-м классе средствами технологии КСО

Разделы: Биология


Тип урока. Изучение нового материала.

Цели урока. Создание условий для осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях; проверка уровня усвоения учебного материала средствами технологии КСО.

Задачи:

- сформировать у учащихся представление о системе органического мира, основных систематических группах царства растений;
- продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, делать выводы;
- стимулировать познавательный интерес, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе КСО.

УМК: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы под редакцией И.Н. Пономаревой. М.: “Вентана-Граф” 2004, гербарии растений, коллекции раковин моллюсков, карточки-задания и листки с описанием алгоритма деятельности, полоски цветной бумаги с надписями различных систематических групп для составления схем-аппликаций, портрет

К. Линнея.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний и умений. Целеполагание.

Учитель.

Сегодня я хочу показать вам материал, который хранится у нас в кабинете, и был собран учащимися гимназии. Это раковины самых разных моллюсков, здесь их очень много. Но вот задача, как их разобрать. Помогите мне.

(Учащиеся предлагают разделить раковины на группы по форме, размеру и другим признакам.)

Учитель.

Благодаря вашей помощи мы можем составить коллекции раковин моллюсков, такие, например, как сделали ребята, изучавшие зоологию в 7 классе (демонстрация коллекций).

А вот эти коллекции выполнены учениками 6 класса (демонстрация гербариев растений по темам: “Простые и сложные листья”, “Дикорастущие и культурные растения”, и др.). Представленные здесь растения также разделены на группы. Назовите признаки, которые легли в основу этих классификаций? Предложите свои признаки деления растений на группы.

Учитель.

Оказывается, на Земле существует более 350 тыс. различных видов растений. И сегодня на уроке вы узнаете, по каким признакам классифицируют растения ученые, что изучает наука систематика, почему растениям дают латинские названия и многое другое.

Запись темы урока на доске.

3. Изучение нового материала.

Урок проводится в знакомой для ребят форме работы, где каждый из них поочередно выступает в роли преподавателя и ученика. С этой целью на парты учащимся выдаются карточки-задания и листки с описанием алгоритма деятельности. Предварительно учитель проводит инструктаж, обращая внимание на время, отведенное для выполнения заданий (см. приложение №1).

4. Самоконтроль.

Во время фронтальной беседы учитель предлагает проверить задание с ошибками, просит поднять руки тех, кто справился без ошибок, хвалит хороших “учителей” и “учеников”.

В качестве дополнительной информации можно предложить ребятам послушать сообщение о

К. Линнее.

5. Закрепление и применение знаний.

Ребята выполняют задание в группах (состав группы 4 человека) (см. приложение 2). Результатом проверки является построение общей схемы-аппликации “Система растительного мира”.

6. Подведение итогов.

Главные выводы по уроку. Учитель организует беседу по обсуждению работы учащихся.

7. Домашнее задание. Творческие задания:

- Найдите в тексте параграфа растения, которые названы именами известных людей. В чем состоит заслуга этих людей?

- Сделайте систематическое описание растения любого вида (т.е. укажите его вид, род, семейство, класс, отдел). Сделайте рисунок этого растения, укажите ареал его обитания. Работу оформите на отдельном листе.

8. Рефлексия.

Учитель.

Обычно на уроке ребятам выставляют оценки. Какая оценка самая лучшая? А самая плохая? Наверное, было интересно, если б вас оценивали по 10-бальной шкале. Я предлагаю вам самим оценить себя, используя эту шкалу, ответьте на мои вопросы:

  1. Уровень моей активной работы на уроке я бы оценил (а) в …. баллов.
  2. Уровень усвоения новых знаний я бы оценил (а) в … баллов.
  3. Степень удовлетворения своей работой на уроке я бы оценил (а) в … баллов.

Подсчитайте общее количество баллов.

- Если вы набрали 25-30 баллов, то заслуживаете похвалы, отлично справились с заданием. - Если 20-24 баллов тоже молодцы, но по ходу работы, возможно, были затруднения.

- Если 15-19 баллов, вам необходимо быть более внимательными и вдумчивыми на уроке. Возможно, требовалось больше времени для выполнения задания.

- Если менее 15 баллов, помимо самостоятельной работы вам требуется помощь учителя.

Приложение