О подиум-дискуссии в работе классного руководителя

Разделы: Классное руководство


Я точно помню, когда впервые услышала о новой форме работы классного руководителя – подиум-дискуссии. Это было три года назад в нашей гимназии №5.

Я побывала сначала в качестве гостя на проводимой у нас для классных руководителей дискуссии. Наше общение и знакомство с этой формой работы организовала заведующая школьной библиотекой Л.Ф. Сухова. Меня поразили и не оставили равнодушной цели и условия проведения подиум-дискуссии, возможность непосредственного и быстрого достижения результата, реакция участвующих и как следствие большое желание прийти сюда еще и еще раз, и я решила попробовать сама в учебной и воспитательной работе иначе общаться и ребятами. Я увидела живое, непринужденное общение, желание говорить, слушать, спорить, понимать, брать и отдавать самое ценное – мысль через слово, через диалог.

Итак, для начала я преподаватель истории, философии, права, классный руководитель очень непростого коллектива выпускного класса социально-экономического профиля гимназии №5 г. Сергиева Посада. Среди моих ребят много учащихся, выбравших для себя профессию юриста и экономиста. Всем им будет так необходимо научиться общаться в очень большом и сложном мире, а это так непросто. Поэтому я выбрала для начала наиболее актуальные и вместе с тем понятные темы для проведения подиум-дискуссий.

Вот некоторые из них:

  • «Можно ли избежать конфликт?»
  • «Формируют ли гражданскую позицию СМИ?»
  • «Нужны ли уроки нравственности в школе?»
  • «Понимают ли нас родители?»
  • «Может ли личность реализовать себя?»

На самом первом этапе работы я изучила правила проведения подиум-дискуссии, на мой взгляд, это очень важно, т.к. следование им заранее организовывает работу всех, воспитывает уважительное отношение присутствующих друг к другу и вместе с тем возлагает ответственность на каждого.

Вот эти правила:

  • тему предлагаемой дискуссии за несколько дней знают только оппоненты, ведущий и эксперты;
  • оппоненты (их 2) должны уметь говорить хорошо, т.е. аргументировано, но по теме и коротко излагать мысль;
  • ведущий (им может быть классный руководитель, учитель или даже родитель) следит за соблюдением правил и вовремя останавливает любого, пытающегося непроизвольно нарушить их;
  • независимые эксперты (3-4 человека, можно пригласить и из другого класса) работают с авторучкой и бумагой: им нельзя говорить. Они сделают выводы по окончании дискуссии;
  • все остальные ребята – активные участники обсуждаемой темы;
  • очень важно в ходе подиум-дискуссии соблюдать регламент: после объявления темы ведущими выступают оппоненты. Их рабочее время – 5 минут. Каждый из участников может задать конкретный вопрос оппоненту только один раз и получить ответ, дальше не продолжать спор. Далее в свободном микрофоне уже можно будет всем делающим высказаться более свободно, используя 1 минуту времени.

А теперь о роли классного руководителя при подготовке подиум-дискуссии.

Оппоненты тянут жребий и согласно ему занимают определенную позицию, получают консультации у классного руководителя, т.к. своим выступлением должны убедить присутствующих, вызвать обращенные к ним вопросы и уметь на них ответить. Конечным результатом их подготовки могут быть письменно оформленные «подсказки», что позволит их сообщениям быть строго последовательными, стройными, законченными. Учителю важно убедить оппонента в условленности временной позиции по результатам жеребьевки. Времени на подготовку много не даю: достаточно недели, чтобы не понизить интерес, т.к. эмоциональный, психологический настрой должен находиться к началу подиум-дискуссии на своем пике.

С независимыми экспертами предстоит особая работа. Им нужно объяснить необходимость тщательно вести наблюдения и оформлять тезисы-выводы, с которыми они выступят в конце дискуссии. Они независимы в своих оценках, суждениях по следующим направлениям: анализ работы участников подиум-дискуссии; выполнение целей и задач дискуссии.

Как правило, все проведенные мною подиум-дискуссии заканчивались только одним заданным ко мне вопросом: «Любовь Михайловна, а когда следующая наша встреча?». И тут же: «Давайте обсудим тему!» Это ли не желаемый результат для классного руководителя? Мне и самой очень интересно смотреть на растущее желание ребят общаться (ведь это так важно и необходимо им!), наблюдать, как они раз от разу «растут» в моих и собственных глазах, как искрятся их глаза в споре, как хотят они познавать мир человеческих ценностей через общение, как учатся быть толерантными, востребованными личностями.