Родительско-педагогическая конференция "Как подготовить ребенка к жизни в информационном обществе. Ориентация в информационном потоке"

Разделы: Работа с родителями


МОУ “СОШ №25” не первый год работает над проблемой “Современная семья и формы работы с ней”. Одно из направлений деятельности – просвещение родителей по актуальным вопросам воспитания детей, живущих в технократическом мире, поэтому в 2007 году и была проведена конференция по заявленной теме. Программа конференции и анкета для подготовки к конференции – (Приложение 1).

Информация становится стратегическим преимуществом личности, социума, государства. Она открывает дорогу в новое общество, в новое образование. (Из выступления заместителя директора по УВР Работновой Ольги Васильевны). Выступление сопровождается презентацией (Приложение 2).

Войти в XXI век образованным человеком можно только хорошо владея ПК и информационными технологиями; ориентироваться в лавинообразном потоке информации ему помогает глобальная сеть Интернет. Большую помощь в овладении информационными технологиями окажут уроки информатики и ИКТ, полезные сайты в сети Интернет для детей и родителей (Приложение 3). Инновационный проект школы “Ресурсные возможности БММЦ в методической и учебно-воспитательной работе школы” в связи с открытием структурного подразделения школы открывает широкие возможности для образования детей и их интеллектуального и творческого потенциала.

(Методисты БММЦ Грибунова Ольга Анатольевна и Панина Наталья Михайловна).

(Приложение 6).

Как использовать компьютер, сделать его помощником и другом деятельности ребенка и родителей, как общение сделать приятным, как познакомить со своей профессиональной деятельностью и получить первые результаты совместного труда,- об этом рассказали и поделились опытом родители С.С. Толкачев и С.В. Титова, профессиональные художники. (Приложение 2.)

Но общение с компьютером таит опасности, может негативно сказаться на психике и здоровье неокрепшего растущего организма, поэтому необходимо не только прислушаться к советам школьного психолога Салимовой Ольги Юрьевны (презентация к выступлению психолога – Приложение 4) и школьного врача Овсянниковой Любови Леонидовны, но и требовать неукоснительного выполнения их детьми. Контроль должны осуществлять родители (временной режим, гимнастика для глаз и тела, световой режим, выбор игр и программ, заключение соглашения с ребенком на право пользования Интернет).

Делегатам от родительской общественности был выдан пакет рекомендаций, практических советов по сохранению здоровья детей при работе с ПК (Приложение 5), перечень и расписание работы кружков на базе БММЦ, информация о дистанционном обучении учащихся (Приложение 7), анкеты для оценивания работы конференции

(см. в Приложении 1).

Задачи Федеральной программы “Электронная Россия”, национального проекта “Образование” (“Информатизация образовательных учреждений”) и внедрение их в МОУ “СОШ №25”.

Долгое время единственным и основным источником знания оставалась книга.

Мы приникали к ней, как к роднику, наполняя душу живительной влагой. Она остается для нас бесценной жемчужиной, которой мы часто любуемся и даем изысканное обрамление, но, увы, порой не обращаемся к ее целительным свойствам, о чем мы с вами говорили на прошлогодней конференции.

Совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства, не всегда, к сожалению, развивая свои собственные возможности. Однако информационные потоки усиливаются с каждым днем, электронные средства ускоряют движение информации, она устремляется в космическое пространство. Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело с все большим объемом информации, которая в 2007 году составила 161 миллиард гигабайт (161 экзабайт) новых и 185 экзабайт архивных цифровых данных, а к 2010 году достигнет более 11,5 зеттабайт.

Естественно, что в этих условиях остро возникает проблема хранения, доступа и использования информации, формирования инфраструктуры информационного общества, создания соответствующего инструментария и языка общения. Без последнего, следуя словам основателя славянской азбуки Кирилла, не будет просвещения, ибо оно уподобится писанию на воде.

Чтобы осознать происходящее в мире, обустроить его, способствовать вхождению в глобализационные информационные процессы, необходимо совместно вырабатывать решения, выбирать лучшие из них на базе единого информационного обеспечения.

Расширяются границы нашей действительности, в которой главной задачей остается эффективный обмен информацией и знаниями. Так формируется новая культура на новых языковых средствах, технологиях, программах. Для свободной ориентации в столь изменяющемся мире, где одна технология сменяет другую, где совершенствуется доставка и хранение информации, где происходит глобализация бизнеса, каждый народ стремится создать более благоприятные условия для информационного обеспечения граждан и страны.

Информация становится стратегическим преимуществом личности, социума, государства. Она открывает дорогу в новое общество, в новое образование, информация и знания являются фундаментом жизни человека, основой его благополучия, где информационные технологии выступают средством получения знания и инструментом “диалога” между народами.

В 2000 году Челябинская область одной из первых приняла программу информатизации системы образования, в том числе и наш город. Первоначально это было создание компьютерных классов в каждой школе, сегодня по национальному проекту “Информатизация” (Федеральная целевая программа “Электронная Россия”)- создание устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости электронных учебных материалов, отвечающих нуждам учащихся, педагогов и работников учреждений образования, готовящихся вступить в современную экономику знаний.

Хочется отметить, что конкурс среди педагогов г.Озерска “Информика-2007” назвал лучшего автора электронного пособия по ОБЖ “Как подготовиться и пойти в поход”. Им стал Худяков О.Б., учитель школы №25.

Следующая задача: интенсифицировать процессы подготовки и повышения квалификации педагогов в области внедрения ИКТ в практику образования;

- создать в регионах, участвующих в проекте, системы межшкольных методических центров (ММЦ) для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания.

С 2006-2007 уч.г. обучение информатике в нашей школе началось с 3 класса и с 9 в старшей школе по новому учебному плану, утвержденному Министерством образования Челябинской области.

Возможно, благодаря этому, победителями традиционного городского конкурса “Информационная независимость” и стипендиатами мэра города стали учащиеся 9-х классов: Коробова Ирина, Наждарьян Елизавета, Куликов Виктор, Мельник Константин, Личманов Александр.

Наставники команды – Алексашкина Светлана Анатольевна, школьный библиотекарь, Самуйлова Марина Львовна, учитель информатики и ИКТ.

Что может сегодня сделать школа и семья, чтобы ребенок был успешным в новом, изменившемся и изменяющемся мире, об этом и пойдет наш дальнейший разговор.

Проведенное социологическое исследование заставляет нас сегодня и сейчас не только задуматься, но и решать возникшие проблемы (анализ анкет, см. приложение).

Переход к информационному обществу – дорога к будущему.

В середине XX века стало особенно заметно возрастание объема информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1800 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. - уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становится все труднее.

Как результат - наступает информационный кризис, который имеет следующие проявления:

  • появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации;
  • существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
  • возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств.

Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному.

В период перехода к информационному обществу человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин “информационная культура”. Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • в овладении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;
  • в конкретных навыках по использованию технических устройств.
  • В связи с этим, в современном обществе понятие “грамотного человека”, компетентного специалиста расширено по сравнению с аналогичным понятием, используемым в последней четверти XX-века. Грамотный человек сегодня:
  • владеет навыками функционального чтения (т.е. умение читать текст с определенной целью);
  • владеет одним-двумя иностранными языками;
  • обладает компетентностью в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-технологий), имеет определенный уровень культуры в обращении с информацией.

Действительно, войти в XXI век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. И поэтому главной задачей педагогов и родителей является поддерживание интереса детей к изучению компьютерных технологий. Желание ребенка иметь дома компьютер, подключенный к Интернет, и уметь им пользоваться - это не прихоть, а веяние времени. Через коммуникационные технологии современный человек выстраивает свой день, совершенствует мировоззрение, формирует отношения с людьми. Ориентироваться в лавинообразном потоке информации ему помогает глобальная сеть Интернет.

Интернет – это сеть сетей, это возможность общения и передачи информации между людьми и компьютерами по всему миру.

Что за информация передается по сети? Информация передается любая! Кто-то заказывает билет на самолет и бронирует место в гостинице, кто-то посещает виртуальный музей или выставку, кто-то покупает автомобиль или пиццу, кто-то ищет научную статью в библиотеках по всему миру или виртуальную версию журнала мод “Бурда”, кто-то получает и посылает электронную почту. В Интернете множество полезной информации – прогноз погоды, сводки новостей, электронные версии газет, журналов, литература, музыка, спорт. Но…! В Интернете есть и множество бесполезной, поверхностной информации – навязчивая реклама, вздорные измышления и т.д.

Здесь перед детьми встает проблема выбора. Роль школы и родителей помочь правильно сделать этот выбор. Главное, что есть из чего выбрать!

Перед тем как дети начнут осваивать интернет, неплохо убедиться, что все понимают, что следует и что не следует делать в Сети. Можно написать кодекс поведения, которому все согласны следовать.

Мы приводим образец. Его можно скопировать, пересмотреть для нужд именно вашей семьи и напечатать для личного использования.

В Интернете имеется множество сайтов очень полезных и для родителей, и для учащихся: образовательные сайты для дистанционного обучения, информационно-справочные сайты для абитуриентов, информационные сайты по основным предметам программы основного общего и среднего полного образования, энциклопедии, словари, справочники, каталоги.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Все адреса представленных сегодня сайтов передаем вам в классы.

Информации в Интернете действительно очень много, информации и для учащихся, и для родителей. Роль родителей в ориентации учащихся в этом огромном информационном потоке очень значима. Ваша задача - контролировать и направлять своих детей в этом огромном, бурном море информации.

Влияние компьютера на психику ребёнка.

Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: “Компьютерами” - и не менее гордо: “Он/она за ним круглые сутки сидит!”. Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, “огонь”) совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга. “Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял”.

Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо?

Болезненное пристрастие. Психиатры отмечают: к ним все чаще обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием своих детей к компьютеру. У них даже появился специальный термин — "компьютерный синдром". Многие медики однозначно считают, что это болезнь, и она тяжело лечится. По словам практикующих врачей, вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или занимается веб-серфингом, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени.

Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увидели компьютер гораздо позже, чем все остальные в классе. Родители склонны гордиться достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с мышкой их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или два, когда ребенок подрастает, родители неожиданно замечают, что за это время он так и не научился ничему новому — он просто продолжает играть и кликать по одним и тем же ссылкам. В раннем возрасте умственные способности развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром, а вовсе не потому, что ребенком управляет электронная машина, отвлекающая его от других видов деятельности, которые более полезны для развития.

При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей.

Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры - приключения, стратегические игры, на последнем месте - логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии.

Наименьшее зло, как считает общество, представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления.

Отметим основные положительные аспекты компьютерных игр другой тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления.

Спортивные и конвейерные (“Тетрис”) игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания.

Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие от того, что “стал умнее”, испытывает, прежде всего, сам ребенок.

Было бы нелепо утверждать: прилип ваш ребенок к компьютеру, целыми днями одни игры — и это замечательно. Конечно, нет. Все хорошо в меру. А как раз с мерой у наших детей плохо. Тут уж должен прийти на помощь педагогический опыт. Кому-то годятся жесткие запретительные меры: при ухудшении зрения компьютер будет продан, занимайся, голубчик, гимнастикой для глаз, сутулишься — вот тебе комплекс упражнений, выполняй три раза в день. Другим подходит не кнут, а пряник — поощрения за правильное поведение с компьютером. Но одно бесспорно — родителям нельзя делать из компьютера врага, который "дурно влияет" на ребенка.

Как реагирует ваш сын на уговоры перестать дружить с плохим мальчиком Петей? Обиженно замыкается (“Ничего они не понимают, Петька отличный друг”) и отдаляется от родителей. Здесь произойдет то же самое. Бороться с компьютером так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами. А вот сделать из него помощника в воспитании — весьма реально. Конечно, лучший вариант, когда родители что-то смыслят в компьютерах. Тогда они смогут запрограммировать машину так, что она будет в нужное время напоминать о завершении “сеанса”, отправлять на прогулку, проверять меру утомления (по количеству ошибок), шутить: “Выплюни жвачку, возьми вместо нее морковку", подсказывать: “Позвони бабушке, она без тебя соскучилась”.

Так компьютер станет оболочкой для нашего заочного общения. Но не каждому это под силу — нет возможности, да и желания осваивать мудреную технику. А вот направлять компьютерное общение ребенка реально и нужно.

Мы все покупаем детям книжки, от простых к сложным, от тех, что читаем им вслух, до тех, которые они, по нашим представлениям, должны обязательно осилить.

Конечно, ничто не заменит маленькому человечку теплого общения, когда он “тычет в книжку пальчик" на коленях у отца или деда. Но у одного могут быть дела, другому нужно отдохнуть, а ребенку хочется именно сейчас задать кучу вопросов. Вот и приходит на помощь умная игрушка. Умная в том смысле, что она умеет запоминать, отвечать и подсказывать. Здесь и ответ на вопрос, почему дети так любят общаться с компьютером. Потому что он позволяет выбирать нужный интеллектуальный уровень разговора, потому что он бесконечно терпелив к ошибкам, потому что он не устает от глупостей и несуразных вопросов, а при умелом обращении и эмоции может проявлять в соответствии с действиями человека.

Мы останавливались на некоторых позитивных моментах увлеченности компьютерными играми. Теперь рассмотрим вопросы негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр.

К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах.

О неблагоприятном воздействии на растущий организм ребенка расскажет врач-педиатр ОвсянниковаЛ.Л.

И основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка (а в него изначально природой заложено гармоничное сознание) в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти.

Заметим, что природой ребенку даны любовь и гармония, ему по его сути не присущи злоба и агрессия, и если он увлечен подобными играми, это говорит, прежде всего, о том, что он ушел от своей сути.

У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения с взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей даже от детей самоотдачи, целеустремленности.

То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир.

Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.

Что же может спасти наших детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами – ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей.

Для сохранения психического и физического здоровья необходимо: соблюдать определенные правила (см. слайды). Практические советы родителям выданы в классы для ознакомления на родительских собраниях (см. приложения).

Итак, компьютер поможет ребенку самоутвердиться во многих планах: от хороших оценок в школе до удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, от общения (на чужом языке!) со сверстниками на другом конце Земли до осознанного выбора будущей профессии. Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, конечно же, лучше вместе.

Как сделать компьютер другом. Из опыта семейного воспитания

Тезисы выступления Толкачева Станислава Сергеевича.

1. Дочь Инна – творчески развивающийся ребенок: любит рисовать, занимается в музыкальной школе по классу “Скрипка”.

В свободное время, как все дети, играет на компьютере, любит читать.

2. Приглашение к участию в выпуске книжки для детей в нашем небольшом городе приняла с удовольствием. Наблюдения дочери за моей работой увлекли её, и я решил дать возможность Инне заняться полезным и интересным делом. С моей помощью она занималась набором и форматированием текста. Эта работа еще больше сблизила нас, несмотря на то, что Инна живет с мамой.

3. Не бойтесь доверять детям какую-то необходимую для вас работу, если она связана с работой на компьютере, и не только. Постоянно общайтесь со своими детьми, если даже они живут в другой семье.

Находите общие интересы и увлечения, чтобы быть ближе к своим детям.

Помогайте им развиваться и получать первые профессиональные навыки. Именно тогда компьютер превратится в помощника.

P.S. В неделю гуманитарных наук, проходившей в нашей школе, Инна Толкачева рассказала ребятам начальной школы, побывав в девяти классах, о выпуске своей первой книжки совместно с профессиональными художниками и поэтами города, почитала детям полюбившиеся стихи

Тезисы выступления Титовой Светланы Владимировны.

  1. Наша семья профессиональных художников. Я возглавляю фирму по изготовлению батика (художественная роспись по шелку). В моей работе без компьютера сегодня не обойтись: составление композиций, эскизов, подбор цветов, формы размера изделий, чтобы они были привлекательными, доставляли эстетическое наслаждение, были востребованными, продвигались на рынке; реклама красивых товаров, составление каталогов, участие в выставках разного уровня (областного, российского, международного).
    Первыми зрителями, оценщиками, конечно, становятся члены семьи, мои дочери.
    Какой-то участок своей работы я сегодня могу доверить и девочкам. Может, это поможет им в выборе будущей профессии.
  2. Вращаясь в творческой атмосфере, проникаясь духом сотворчества и красоты, избирательности, ценя и развивая эстетический вкус, дочки принимают активное участие во всех творческих конкурсах, проводимы в школе и городе (конкурс поделок “Осенние фантазии”, “Дары осени”, праздник новогодних игрушек, конкурсы рисунков). На первых порах поделки делали всей семьей, сейчас девочки творят самостоятельно, лишь советуясь с нами. Становились неоднократными победительницами конкурсов разного уровня. Продолжением самовыражения и творческой инициативы Яны стали занятия в театре моды при Дворце творчества детей и молодежи. Здесь тоже на помощь приходит компьютер, она с удовольствием “рисует” эскизы одежды, что затем воплощает на ткани.
  3. У нас дружная семья. Живое общение, конечно, ничто не заменит. Любим природу, совместные походы и поездки по родному краю всей семьей. На помощь приходит цифровая техника, которая запечатлевает самые яркие впечатления, наше совместное времяпрепровождение, красоту окружающего мира.
    Сегодня цифровая фотография стала любимым увлечением, занятием дочерей. Они создают своеобразные семейные фотоальбомы, их накопилось достаточно много. В свободное время мы любим их просматривать (либо электронную версию, либо в альбоме).
  4. Хочу подчеркнуть, что ничто не может заменить человеческого общения, а компьютер в семейном воспитании может стать помощником, тем средством, которое вас, товарищи родители, может сблизить с детьми. Не теряйте времени!
    Не владеете компьютером – пусть дети вас научат, разбираетесь хорошо – помогите своим детям!