Мастерская по истории (окружающему миру), 3-й класс (1–3), 4 класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

-формировать представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах;

Задачи:

1) Развивающие

- развивать воображение учащихся, устную речь;
- развивать умение обобщать и делать выводы;

2) Воспитательные

- воспитывать патриотизм;
- воспитывать любовь к родному городу;
- воспитывать любовь к истории;

3) Образовательные

- формировать представления у учащихся о жизни и личности Петра I;

Оборудование:

А) для учителя

Видеофильм о Петербурге, портрет Петра I, карточки на доску (Петр I Великий, Санкт-Петербург, лента времени, иллюстрации Адмиралтейства, Летнего сада, Домика Петра I, Петропавловской крепости, Медного всадника, карточки на столы с названиями этих архитектурных памятников).

Б) для учеников

Бумага для записей, альбомные листы, карточки с текстом о Петре I, учебник, карточки со стихами, конверты с заданиями и иллюстрациями, карта «Невское устье в 1703 году».

Ход урока

1) Орг. момент.

(приветствие).

2) Индуктор (включение в действие).

- Сегодня у нас мастерская по истории. Надеюсь, вам будет интересно и весело, каждый узнает для себя что-то новое, полезное.

- Что такое мастерская?

- Кто в ней работает?

(ответы детей)

- Будем мастерами, будем сами добывать знания. А начнём мы сегодняшнюю работу с просмотра видеофрагмента.

(просмотр фрагмента видеофильма о Петербурге)

3) Деконструкция.

- Вы, конечно, узнали город, о котором был фрагмент. Как он называется?

(ответы детей), (учитель вывешивает на доску карточку «Санкт-Петербург»).

- Возьмите маленькие листочки и запишите слова- ассоциации, которые пришли вам на ум при слове Санкт-Петербург (дети записывают свои ассоциации).

- Расскажите ребятам своей группы, какие ассоциации вы записали и обсудите в группе наиболее удачные, их можно подчеркнуть. (Обсуждение в группах).

- Запишите лучшие ассоциации своей группы на большом листе фломастерами, когда будете готовы, подойдите с листом ко мне.

(Дети выполняют задание и отдают лист с ассоциациями учителю. Учитель прикрепляет листы на доску. После того, как все группы справились с заданием, учитель читает слова ассоциации каждой группы, обводит одинаковые) - Посмотрите, что получилось: у всех из вас имя нашего города связано с ... (учитель называет объекты, которые записали дети).

4) Сообщение темы.

а) - Ребята, выстраивая ассоциативные ряды, вы все включили в них имя Петра I.

Вот о личности этого царя я и хочу с вами поговорить. (Портрет Петра I вывешивается на доску. Работа с портретом) (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>)

- Тема нашего урока – Пётр I Великий. (Тема на доске).

- Русский народ любил давать прозвища своим правителям. Приведите примеры таких прозвищ. (Ответы детей)

- Как вы думаете, почему Петра I люди назвали Великим?

(ответы детей)

- Послушайте, как сказал о Петре I А.С. Пушкин в своей поэме « Медный всадник»:

« ... О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?.. »

- Как Пушкин называет Петра I?

- Кто такой властелин?

- Почему он говорит, что Пётр I « Россию поднял

на дыбы »? (ответы детей)

- Вот сегодня мы об этом и поговорим.

б) Рассказ учителя.

- Пётр I стал царём в 1682 году, когда ему было 10 лет.

- Посмотрите на ленту времени и скажите, в каком веке началось правление Петра I? (в 17 веке).

- у Петра I был брат Иван, которому было 16 лет. Иван был очень болезненным, а Пётр слишком юным для того, чтобы править страной. Поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но, по законам того времени, женщина не могла наследовать престол. Когда же Пётр повзрослел, он взял власть в свои руки. Каким человеком был Пётр I, что он сделал для России? На эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить.

5) Реконструкция.

- А начнём мы с того, что попробуем узнать что-нибудь о детстве и юности Петра I.

- Перед вами на столах лежат карточки с текстом. У каждой группы они разные. Прочитайте каждый свой текст. (Дети читают текст) (Приложение 1)

- Прочитайте ещё раз и подчеркните главное в тексте.

(дети читают, выделяя опорные слова)

- Обменяйтесь мнениями в группе. Расскажите ребятам своей группы, что нового вы узнали о Петре I из текста. (Обмен мнениями в группе)

- Попробуйте озаглавить свой текст и запишите заголовок на листе.

(дети обсуждают варианты заголовков и выбирают лучший)

- Приготовьтесь рассказать всему классу то, о чём узнали из текста.

(Дети готовятся к пересказу. Когда группа готова, один человек от группы выходит, вывешивает на доске заголовок к тексту, и пересказывает текст. Учитель спрашивает у детей: - Что узнали о Петре I? Можно ли его за это назвать великим? Все варианты, предложенные детьми, записываются на доске.)

- Посмотрите, сколько всего мы уже узнали о Петре I. Он любил заниматься военным делом, был и плотником, и токарем, сам работал, и в то же время был русским царём. Можно ли назвать великим такого человека?

(ответы детей)

- Петра I называют царём-реформатором, царём-преобразователем. Как вы думаете, почему?

(ответы детей)

- Об этом вы сможете узнать из учебника на странице 95-96. Откройте учебники, прочитайте текст про себя и подчеркните, какие новшества ввёл Пётр I.

(чтение текста детьми)

- Что нового узнали?

- Какую реформу провёл Пётр I? Прочитай об этом в тексте.

- Какие ещё преобразования произошли при Петре I? Прочитай в тексте.

(всё, что дети называют дети, учитель записывает на доску).

6) Социализация.

- Посмотрите, сколько всего сделал для России Пётр I. Можно ли такого человека назвать великим? Докажи.

- Какое достижение было главным по вашему мнению?

(создание империи)

- В каком году это произошло? Посмотрите по ленте времени, в каком году это случилось?

- Мы уже узнали о Петре I достаточно много, и сейчас я попрошу вас взять маленькие листочки и записать на них ответы на 2 вопроса:

  1. Каким человеком был Пётр I по характеру?
  2. Почему его назвали великим?

(дети записывают)

- Кто хочет прочитать вслух то, что он записал. (2-3 человека читают, остальные вывешивают листочки на доску).

7) Динамическая пауза.

- Мы продолжим разговор о Петре I и его славных делах после небольшой паузы. Вы можете выйти из класса. (Дети выходят)

8) Реконструкция и социализация (2 часть).

- Итак, мы продолжаем. У каждой группы на столах лежат карточки со стихами. (Приложение 2)

Возьмите каждый одну карточку и прочитайте стихотворение.

(дети читают)

- Подумайте и озаглавьте свое стихотворение. Приготовьтесь прочитать его выразительно.

(дети читают отрывки ещё раз и озаглавливают)

- Прочитайте каждый свое стихотворение ребятам в группе и подумайте, что общего у всех этих стихов? Группа, которая будет готова, поднимет руку.

(каждая группа отвечает)

- Кто основал наш город? В каком году был основан наш город? Посмотрите на ленту времени и скажите, в каком веке это произошло?

- Как ещё назывался наш город?

(ответы детей)

- После первых военных побед Пётр I заложил на берегах Невы город, который назвал Санкт-Петербургом, что означает город Святого Петра.

- В честь кого был назван новый город? Что вы можете об этом рассказать?

(ответы детей)

- Город был назван на европейский манер. В отличие от Древней Москвы, Пётр I решил заложить европейскую столицу и самим названием подчеркнул, что город европейский. Днём рождения нашего города считается 16 мая 1703 года по старому стилю.

- Возьмите карту, которая лежит на столе. Что на ней изображено? Отметьте флажком место основания нашего города.

(дети работают с картой)

- На ваших столах лежат конверты. Возьмите каждый свой конверт, откройте и прочитайте текст, который там написан, рассмотрите иллюстрации к нему.

- Сейчас вы объединитесь в новые группы, в зависимости от того, какой архитектурный объект вам достался.

(Учитель расставляет на столы таблички: Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Летний сад, Домик Петра I, Медный всадник)

- Объединитесь в новые группы.

(дети объединяются в новые группы)

- Ребята, тексты у всех разные, расскажите или прочитайте ребятам в группе содержание своего текста. (Дети работают над отрывками) (Приложение 3)

- Попробуйте все вместе в своей группе составить рассказ для представления всему классу.

- Начать свой рассказ можно так: «Мы хотим рассказать о…» (дети готовятся)

(Представление рассказов. На доску вывешиваются иллюстрации Петропавловской крепости, Домика Петра I, Адмиралтейства, Летнего сада, Медного всадника.) (Приложение 4)

9) Рефлексия.

- Ребята, а закончить нашу мастерскую я хочу тем же эпиграфом, с которого начался наш урок. (Учитель читает эпиграф)
- Почему же Петра I называли Великим? Что он сделал для России?
- Наша мастерская завершена. Что вам понравилось?
- Что было особенно интересным?
- В какой момент было трудно?
- Что вы чувствовали во время работы?
- Напишите об этом на листочках и отдайте мне. (Дети пишут, учитель даёт устную оценку работы детей)

10) Домашнее задание.

- Напишите сочинение о том, каким человеком был Пётр I. Кто хочет, может попробовать нарисовать портрет царя.

11) Орг. конец.