Разработка урока музыки по теме "Такое разное многоголосие"

Разделы: Музыка


Тема четверти: “Преобразующая сила музыки” 6-й класс, 1-ое полугодие

Тема урока: “Такое разное многоголосие”

Цель урока: Познакомить учащихся с явлением полифонии в музыке разных эпох и раскрыть выразительные особенности разных видов многоголосия.

Задачи:

  1. Обогащение музыкально-слухового опыта; знакомство с видами полифонии и жанрами полифонической музыки.
  2. Развитие целостного мировосприятия; развитие тембрового слуха и навыка полифонического слышания.
  3. Воспитание эстетического вкуса, уважения к окружающим людям.

Виды деятельности: слушание музыки, игра на детских шумовых инструментах, вокально-хоровая работа.

Музыкальный материал: И.С. Бах ХТК 2 том фуга Фа минор (фрагмент в исполнении учителя), канон “Со вьюном я хожу”, русская народная песня “Заплетися плетень” с элементами подголосочной полифонии).

Вспомогательный материал: дидактические материалы (обозначения видов полифонии в рисунках, алгоритм действий для полифонической зарисовки “В лесу”, табличка с наименованиями видов полифонии) , детские шумовые инструменты (ксилофон, металлофон, барабан, марокассо).

Музыкальное приветствие. Распевание предлагается в двухголосном варианте, а так же в виде уже знакомого детям канона “Со вьюном я хожу”.

Учитель:

- Ребята, вы, конечно, знаете, что для исполнения этой мелодии мы поделили наш хор на партии. Сколько хоровых партий нам партий понадобилось?

Учащиеся (ожидаемые ответы):

- (Две)

- Верно. Таким образом, сейчас мы исполняли не одноголосную, а многоголосную мелодию. В музыке это называется полифонией, от греческих слов “поли” - “много” и “фонос” - “голос”. (Приложение 1) А сейчас скажите, отличались ли мелодии у партии первой и второй хоровой партии?

- (Нет)

- И называется такое исполнение…

- (Каноном!)

- Правильно! И это только один из вариантов многообразия полифонической музыки, в котором один голос повторяет, или имитирует, другой. И называется такая полифония имитационной полифонией (демонстрация картинки-обозначения “Имитационная полифония”, рисунок 1). Как вы думаете, на сколько голосов можно распеть наш канон?

- (2,3,4…10?)

- Давайте попробуем разделиться на 3 партии и спеть ещё раз. (Исполнение песни на 3 голоса). Слышали ли вы все три голоса? Было ли вам удобно петь?

- (Не очень, сильно друг другу мешались)

- А если мы разделимся на 5 голосов?

- (Смех в классе)

- Представляете, а ведь существует музыка, написанная в 4-5 голосов. Только это уже не имитация (то есть повторение). Тут у каждого голоса своя совсем не похожая мелодия. Такая полифония называется контрастной (демонстрация картинки-обозначения “Контрастная полифония”, рисунок 2). Смотрите, какие разные мелодии прячутся за этими картинками. Что можно услышать в лесу?

- (Шум ветра, шорох листьев, пение кукушки, журчание ручья, …)

- Верно. И каждое явление природы или птица исполняет собственную мелодию. А всё вместе складывает в лесную музыку, написанную и исполненную в полифоническом складе. Попробуем и мы исполнить эту мелодию. Для этого распределим роли и выберем инструменты. Как у нас дует ветер?

- (Мягко, легко)

- Молодцы. А какими средствами здесь в классе мы можем передать шум ветра? (Возможно, это будет шелест мягкой бумаги, и звук от трения ладонями по столу или друг об друга – здесь надо дать волю детской фантазии). А как будут звучать на ветру листья деревьев и каким инструментом можно исполнть эти звуки?

- (Они будут шуршать и шептаться, возможно, поводить ладонью по коже барабана или играть на марокассо с мелкими частичками)

- Ручей?

- (Звенит, переливается – металлофон, проводить молоточком по всем пластинкам )

- Птицы?

- (Кукушка – кукует, ксилофон; соловей поёт трели – металлофон, играть по соседним пластинкам; …)

- Теперь мы составим алгоритм действия. Что мы слышим раньше всего? что может звучать непрекращающимся фоном? что будет звучать звонче, а что – тише? (С помощью наводящих вопросов выстраивается алгоритм действий, распределяются партии и интсрументы). (Примерный алгоритм прилагается – см. приложение 2).

- Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось передать лесное многоголосие! А вот так звучит многоголосие в музыке великого композитора 16 века И.С. Баха. Сколько голосов вы слышите? А какой из видов полифонии здесь задействован? (Звучит? фуга Ре минор из 2 тома ХТК в исполнении учителя - фрагмент)

- (Ответы учащихся на поставленные вопросы)

- Нам осталось разобрать только один вид полифонии, который вам хорошо знаком. Когда среди голосов один голос ведёт основную мелодию, а остальные ему помогают, то сливаясь в унисон, то расходясь с главным голосом, образуя подголоски – такая полифония называется подголосочной. (Демонстрация картинки-обозначения “Подголосочная полифония”, рисунок 3) Именно так мы с вами исполняем песню “Заплетися, плетень”. (Исполнение)

- Давайте подытожим, что же мы узнали на сегодняшнем уроке? Многоголосие по-другому называется полифонией, которая может различаться по видам: имитационная, подголосочная и контрастная. Мы пели, слушали и играли полифоническую музыку, и нам осталось только получить задание на дом. Пожалуйста, нарисуйте иллюстрации к песне “Заплетися, плетень”.

Список литературы:

  1. Синдикова Г.М. Теория и методика обучения музыке: Учебное пособие по педагогической практике для студентов музыкального отделения педвузов. – Казань: Изд-во Казанск. Ун-та, 2005. – 208 стр.